Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Ноябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
23618
Всего
246868845

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Опыт духовно-нравственного воспитания средствами приобщения младших школьников к изучению святынь родного края. Православие на Северной земле
02/01/2018 16:12

Опыт духовно-нравственного воспитания средствами приобщения младших школьников к изучению святынь родного края

Главную роль на протяжении веков в развитии русской культуры играло Православие. Именно вера, христианские идеалы объединяли русский народ в самые тяжёлые для государства периоды, вдохновляли на подвиги, давали надежду на то, что правда и справедливость восторжествуют.

«Святая Русь» - понятие не только этническое и географическое, но и духовное – границы её всегда проходят по сердцам и характерам русского человека...

Люблю тебя, моя Россия.
Ты - нежность мамы, синь небес,
Лесов громадные массивы,
Могущество людских сердец.

Главную роль на протяжении веков в развитии русской культуры играло Православие. Именно вера, христианские идеалы объединяли русский народ в самые тяжёлые для государства периоды, вдохновляли на подвиги, давали надежду на то, что правда и справедливость восторжествуют.

«Святая Русь» - понятие не только этническое и географическое, но и духовное – границы её всегда проходят по сердцам и характерам русского человека.

Недавно в одной из радиопередач я совершенно случайно услышала такие слова:
«Если Бог наказывает человека, то он лишает его разума.
Если Господь наказывает народ, то он лишает его памяти.»
Действительно, какие правдивые слова!

Привитие добра, воспитание уважения к человеку, истинный патриотизм немыслим без познания истории своего края, традиций народа его населяющего. Историческое прошлое – это выражение культурных ценностей и традиций народа, которое необходимо знать и помнить не только взрослым, но и детям.

Эту простую истину хочу донести до сердец моих учеников. Не может быть школы духовной жизни лучше, чем история малой Родины.

У всех наших предков – поморов был крест на груди…, и жили они по-божески. И не удивительно: в X веке Русь приняла Святое крещение, такой она и «пошла» на Кольский север с Новгорода… В каждом селе по Терскому берегу стоял храм, а иногда и не один. Причём почти все они были построены на средства местных жителей.
 
Православие приходит на Кольский Север вместе с русскими, его распространение ограничивается лишь самими русскими поселенцами вплоть до начала XVI в., не затрагивая саамов. Активизация миссионерской деятельности лютеранской церкви в приграничных с территорией Кольского п-ова областях, вызывавшая опасение у Русской православной церкви по поводу возможного проникновения ее на Русский Север, поставила вопрос об обращении в  

Пока мы только в начале пути по изучению духовного наследия Кольского края.
 
Первыми в 1526 приняли православие лопари, жившие в низовьях р. Нивы по соседству с русскими солеварнями на р. Канде, вслед за ними в 1532 — лопари, расселявшиеся по рекам Кола, Тулома, Печенга. Крещение лопарей способствовало закреплению Мурмана за Российским государством: лопари Кольского п-ова признали себя людьми  

Особо значимой для нас стала удивительная встреча с протоиереем Василием Вольским, настоятелем Свято-Троицкой церкви города Полярные Зори, руководителем комиссии по канонизации, который подарил моим ученикам прекрасный урок из исторического прошлого Кандалакшского района.

Ведь история Кандалакши не только уходит своими корнями в средние века, но и имеет своим основателем великого русского святого XVI века просветителя Севера – преподобного Феодорита Кольского, который «всегда нёс перед собой свечу», будучи отроком и насельником Соловецкого монастыря.

Дети рассматривали старые фотографии храмов Рождества Богородицы и Иоанно-Предтеченского, знакомились со святынями родного края. В то далёкое время самыми крупными приходами на территории нашего Кандалакшского района были: Кандалакшский, Ковдинский и Княжегубский.

Ребята с большим интересом слушали удивительный рассказ отца Василия. А в конце встречи задавали ему много вопросов.

И на все вопросы были получены замечательные и понятные ответы. Наша встреча состоялась. Мы очень благодарны отцу Василию и уверены, что впереди нас ждут ещё новые открытия из исторического прошлого нашего Кольского края.
 
Поселившиеся на Терском берегу православные русские нуждались в исполнении религиозных обрядов, поэтому на Кольском п-ове начинается строительство церквей. Первой в 1491 Соловецким монастырем была построена деревянная церковь Николая Чудотворца в с. Варзуга, а затем церковь Вознесения Христова на р. Умба, в урочище Погост. Соответственно и первыми православными приходами на Кольском п-ове стали Варзужский и Умбский. В 1563 в Варзуге было уже 3 церкви: Николы Чудотворца, Апостолов Петра и Павла и Успения Пречистой Богородицы, позднее были построены еще две: Афанасьевская и Зосимо-Савватьевская. В XVI в. в с. Ковда была построена шатровая церковь Николая Чудотворца (в 1705 заменена новой, сохранившейся до наших дней). 

Особо значимой для изучения святынь родного края оказалась проектная деятельность. Так, проект «Семь чудес моей малой родины. По стопам Феодорита Кольского» оставил незабываемую память не только в душах детей, но и взрослых. В проекте было 7 страниц – семь значимых православных чудес нашего края. И ко всем из них удалось прикоснуться сердцем. В итоге были изданы в нескольких экземплярах рукописные книги «Феодорит Кольский» и православные буклеты-путеводители.
 
В 1533 были основаны монастыри с приписанными к ним церквями в Кандалакше (Рождества Богородицы Пречистинская) и на р. Печенге (Троицкая церковь). В 1565 Трифон построил Борисоглебскую церковь на р. Паз, а примерно в 1570 соловецкий монах Фео-гност — церковь Святым апостолам Петру и Павлу в устье р. Поной. Это были самые первые храмы в землях крещеных лопарей. К концу XVII в. на Кольском Севере действовало уже 13 церквей. До 1682 Кольский уезд входил в состав Новгородской епархии, затем Холмогорской (Архангельской) епархии. После того как в середине XVII в. Трифон был причислен к лику святых и к его могиле началось паломничество, в 1708—1709 здесь была построена церковь Сретения Господня, куда ежегодно 15 декабря и на праздник Сретения (2 февраля) съезжались лопари, коляне и другие богомольцы. 

Знакомиться с историческим прошлым помогают встречи с нашими священниками. Да и кто, как ни они, знают столько интересного о нашей северной земле!

Огромную помощь мне, как учителю, вот уже почти десять лет оказывает наш историк-краевед Дмитрий Сергеевич Лоскутов. Он – частый гость в нашем классе, который проводит свои замечательные краеведческие уроки. С ним мы объездили всю область, посещая святыни края. Действительно, ребята каждый раз убеждались в том, что свято место пусто не бывает.
 
Наряду с приходскими храмами возникали и развивались монастыри, которые были крупными собственниками земель, промысловых угодий, сенокосов, солеварен и водяных мельниц. Они вели торговлю рыбой, солью, пушниной как внутри страны, так и с иноземными купцами. Кроме местных монастырей — Кандалакшского, Печенгского и Кольского (Петровского) — свои подворья и вотчины имели Соловецкий, Кирило-Белозерский, Антониево-Сийский, Троице-Сергиев, а с XVII в. — Новоспасский, Крестный и Воскресенский монастыри. Однако когда в 1764 церковные вотчины ликвидировались, владений собственных монастырей на полуострове почти не осталось: Печенгский монастырь был разгромлен во время шведских нападений в 1589, а Кольский и Кандалакшский после опустошительных пожаров XVII в. так и не смогли восстановить свое прежнее положение. 

Особое значение для духовно-нравственного воспитания детей имел социальный проект «Пять поколений». Именно благодаря ему ребята смогли узнать много удивительного о своих предках, семейных реликвиях. В итоге они коснулись даже шестого и седьмого поколений и их судеб. Оказалось, что прапрадед Саши Либерова был священником в нашем крае. В семье сохранилась даже икона, которая сейчас находится в нашем храме. Интересная история с иконой живёт в семье Соколова Димы. А сколько ещё можно привести таких примеров!

И наша работа по изучению исторического прошлого родного края продолжается. Сейчас мы с детьми работаем над проектом «Прикоснись к святыне сердцем», который, уверена, оставит незабываемый след в душах детей и взрослых.

Лукашова О.А., учитель МБОУ СОШ №1, г. Кандалакша
 



Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter