Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
46618
Всего
251770443

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
«Река времени»: путь в вечность или в тупик?. Православие на Северной земле
28/11/2007 13:39

«Река времени»: путь в вечность или в тупик?

В попытке познать духовные законы, понять смысл и правила движения по реке времени, верующий человек обращается к Творцу этих законов, к Творцу времени. Через Богообщение прикасаемся мы к сокровенным тайнам мироздания и очень важно, чтобы это общение человека с Богом было правильным. Как часто сегодня можно слышать совершенно бессмысленную и богохульную фразу: "Главное, чтобы Бог был в душе". Никак не могу добиться от людей, которые исповедуют этот принцип, что они под ним понимают?..

ВРЕМЯ, оно непрерывно движется от прошлого к будущему через настоящее, и мы, люди, живущие в этом движении, никак не можем понять: что же такое ВРЕМЯ? Многие великие мыслители упирались в тупик, при попытке объяснить загадку времени. Прошлое уже прошло, будущее еще не наступило, настоящее непрерывно бежит, и остановить его не возможно. Материалисты, правда, особо много сил на поиск этой загадки не тратили, поскольку провозгласили простой тезис, определяющий понятие жизни. По материалистической науке, жизнь - это движение материи, а время - форма последовательной смены явлений и состояний материи. Позавидуешь, как все у них было просто. Часто вспоминаю известное выражение: "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".  О какой реке идет речь? Мне, кажется, именно, о реке времени. Мы входим в эту реку при своем рождении и движемся по реке времени, которая называется ЖИЗНЬ, до самого устья этой реки, которая называется  СМЕРТЬ. И в этой реке есть опасные участки: водопады, водовороты, пороги. А есть спокойные заводи, плесы, участки  плавного течения.  Как хорошо бы научиться правильно ориентироваться в этой загадочной реке времени, чтобы не подвергать свою жизнь бездумному бессмысленному риску. Каждый прожитый день - это пройденный участок реки времени, приближающий нас к ее устью. И каждый раз, проходя очередной такой участок, мы должны что-то приобрести, в чем-то измениться, а иначе в чем смысл нашего движения?

Движение без цели

Любое движение имеет смысл лишь тогда, когда преследует какую-то определенную цель. Движение без цели абсолютно бессмысленно. Увы, сегодняшний, современный человек редко скажет, для чего он плывет по реке времени, какую цель он преследует.  Ярким примером этого бессмысленного движения во времени могут служить недавние трагические события реального движения по бурной, порожистой реке в Китае наших любителей экстремального водного туризма. В чем был смысл их плавания? Первыми пройти по неизведанному, опасному маршруту? Но сегодняшние, современные транспортные средства позволяют нам преодолевать эти расстояния без риска для жизни. Тогда в чем был смысл этой опасной затеи?  Если быть предельно честным, то, мне кажется, на первое место нужно поставить тщеславие и гордыню. Право, никому в мире оттого, что кто-то прошел  этот маршрут,  и даже если  все закончилось бы благополучно, все равно  не стало бы легче.  Мне часто приходилось разговаривать с альпинистами, любителями экстремального туризма, яхтсменами одиночками о смысле их жизненных интересов, и у всех  был совершенно одинаковый взгляд на экстремальные увлечения. Свою философию они всегда излагают часами, но все, в общем-то, сводится к единому выводу - простому человеку этого не понять! Вот так.


И в этой обособленности, в этом противопоставлении себя остальному миру, мне, как православному священнику, видится особая  эгоистическая форма гордыни.
  Огромные промежутки из реки времени эти люди посвящают движению к духовно бессмысленным целям. Что могли бы наши экстремалы туристы, трагически погибшие в Китае, сделать за те же две недели? Сколько времени,  сил  и средств потратили спасатели? Бессмысленные (бесцельные) с духовной точки зрения действия, привели к трагедии и огромным духовным и материальным затратам всего общества. Как, какими мерками  оценить переживания родных и близких в эти тревожные дни поисков пропавших без вести? Течет, течет река времени. Нельзя в нее войти дважды и каждый прожитый день оставляет след в этой реке. Когда придет срок приблизится к концу течения и слиться с океаном вечности,  спросим себя: какие вечные дары мы приобрели, пока плыли по реке времени, чтобы в этой вечности остаться. И, если никаких вечных ценностей мы за время своей жизни приобрести не сумели, а лишь только временные, то, возможно, в этой вечности нам и места не найдется.  В вечности  действуют свои законы, а законы подвластные времени, остаются в этой реке у порога смерти. В океане таких течений, как в реке нет, там свои законы.   Но посмотрите, как много сегодня времени уделяется рекламе экстремальных видов спорта. Как много и красиво показывают любителей острых ощущений. И поэтому не следует удивляться, что все больше и больше молодых людей бездумно тратят время на бессмысленные восхождения на неприступные вершины, походы по опасным маршрутам.

Потерянные во времени

Думаю, как было бы хорошо, если бы государство в лице своей элиты, своих лучших умов, обозначило бы нам смысл  и цель движения по реке времени. Научило бы распознавать истинные и фальшивые ценности с духовной точки зрения. Нет, конечно, каждый плывет самостоятельно, каждый в своем плавании стяжает свои богатства нужные ему. Но хорошо бы знать при  этом, что относится к вечным ценностям, которые пригодятся в океане вечности, а что к временным, которые только помогают нашему движению во времени, но ТАМ будут не нужны.


Когда сегодня смотришь на мир, то поражаешься, как много сил и средств тратится на популяризацию именно временных ценностей, как много придается им значения. Такое впечатление, что к концу течения реки времени, не жалко будет материальных ценностей, которые приобретались тратой огромных  временных затрат. Сколько  километров времени в своей жизни мы потратили для приобретения материальных благ, которые в этом  времени и останутся, в вечность их с собой  будет не забрать. Так ли уж они нужны нам в таком количестве? Приобретая временное, мы крадем сами у себя возможность приобрести вечное.  Какие же вечные ценности мы могли бы приобрести, пока плывем по этой таинственной реке?


Очень часто говорю своим прихожанам, что, если они, придя в Церковь, научатся молиться, поститься, прочитают все Священное  Писание, но не научатся любить, то в Церковь они пришли напрасно.  Но научиться любить, это, значит, привнести в свою душу такие черты, как умение прощать, терпеть, смиряться, необидно назидать, сопереживать, жертвовать своими интересами ради других, да все не перечислить. И это длительная, тяжелая и скорбная работа по преображению своей души. Но тяжелую работу можно выполнить, если на это хватает сил.  И возникает вопрос: Кто и как должен дать человеку силы в этой напряженной духовной работе?  Мы можем вспомнить одного известного литературного героя, который за волосы вытащил сам себя из болота. Боюсь, что больше никому этого сделать не удастся. Верующий человек находит опору своей напряженной духовной работе в Боге.  "Без Бога, не до порога" - говорили наши благочестивые предки. И это, право, так. 

Бог никому ничего не должен

В попытке познать духовные законы, понять смысл  и правила движения  по реке времени, верующий человек обращается к Творцу этих законов, к Творцу времени. Через Богообщение прикасаемся мы к сокровенным тайнам мироздания и очень важно, чтобы это общение человека с Богом было правильным. Как часто сегодня можно слышать совершенно бессмысленную и богохульную фразу: "Главное, чтобы Бог был в душе". Никак не могу добиться от людей, которые исповедуют этот принцип, что они под ним понимают? Скорее всего, уговаривают себя, что те нравственные принципы, которые они исповедуют и есть истина.  С собой, как выясняется, всегда легко сговориться и доказать себе, что твое понимание нравственности и духовности и есть истина в последней инстанции. Всем этим людям хочется напомнить, что словосочетание   «Бог»  и «должен» к Творцу неприменимо. Бог никому, никогда, ничего не должен! А посему все торгово-экономические отношения с Ним нужно прекращать. Торопливый приход в храм на несколько минут, поставленная свеча, неумелое крестное знамение никак не приближают нас к подлинному Богообщению.  Не становится душа наша от такого общения лучше, не преображается. Ну, на самом же деле, не станет человек лучше знать, например, математику, если на пять минут заглянет в лекционный зал, где читают лекцию по этой самой математике. Из опыта жизни святых отцов мы видим, что они для получения и воплощения этих вечных знаний на десятки лет уходили от мира и уединялись в пустынных местах. И добившись своей подвижнической жизнью высокого духовного уровня, они рассказали нам о своих духовных опытах,  о своей методике духовного восхождения.  У каждого из них был свой путь, но что было общее для всех - это регулярное приобщение к Таинствам Церкви, которые были оставлены нам Спасителем. Без приобщения к Таинствам Церкви - духовная жизнь практически не возможна, это их общий вывод! Что знает современный человек об этих Таинствах? Как часто к ним прибегает?


Знаем ли мы, что дают человеку эти Таинства? Возможно ли, преображение души без них? Грустно, конечно, но на все выше поставленные вопросы ответа, как правило,  не услышишь. Так вялые рассуждения ни о чем.  Течет река времени, быстро течет. В последние десятилетия, как-то незаметно,  движение этой реки значительно ускорилось. Мелькают не дни, и даже не недели и месяцы. Мелькают времена года. Казалось только, только недавно закончилось лето, а вот и зима уже на дворе.  Куда заспешило течение этой загадочной реки, что нас там ждет в ее устье? Что успеем мы в этом ускоренном ритме приобрести для океана вечности? Вопросы, вопросы.... а ответов, похоже, найти не успеем. Слишком занят наш разум приобретением временных благ, слишком заняты и отягощены наши руки, в попытке удержать приобретенные временные ценности. Ведь и, правда, они так хорошо помогают плыть по реке времени, так с ними комфортно.  В устье, перед океаном вечности, конечно, придется все бросить, так ведь это когда еще будет... А, наверное, скоро!  Право, скоро! Течение то вон как ускорилось. Успеть бы хоть чуть-чуть вечных ценностей приобрести, чтобы  не остаться уж совсем с пустыми руками там, за порогом времени в гостях у ВЕЧНОСТИ.


Протоиерей Евгений Соколов




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter