Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Март 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
29105
Всего
254402537

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Ангелы остались с нами. Православие на Северной земле
04/02/2010 23:42

Ангелы остались с нами

Наступивший 2010 год приближает нас к мало известной широкому кругу читателей дате: 90 лет назад, 4 марта 1920 года, Архгубревкомом было «упразднено за ненадобностью» Архангельское епархиальное женское училище - одно из первых подобных учебных заведений в дореволюционной России. Более полувека здесь духовно укрепляли, давали общее и профессиональное образование главным образом дочерям православных священников: «воспитанниц готовили к работе по просвещению народа в родном краю»...

И, конечно же, в стенах училища не могла не звучать православная молитва. Здесь не могло не быть своего православного Храма - домовой церкви. Об истории домовых храмов Архангельского епархиального женского училища, об их судьбе - эта публикация.


«Благодарение тако устроившему...»


Архангельское епархиальное женское училище было открыто 21 октября 1863 года. Сначала его хотели разместить в архиерейских помещениях при Свято-Троицком кафедральном соборе Архангельска. Затем появился другой вариант - архиерейский дом в Холмогорах. Однако, первым училищным домом стал дом Марии Прокопьевны Онегиной, пожертвовавшей его на благое предприятие по духовному завещанию.


В 1874-75 годах училище обзавелось новым двухэтажным корпусом. В нем, в частности, разместилась домовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, престол которой был освящен 15 июня 1875 года. Надо полагать, церковь находилась в жилом помещении, рядом со спальными комнатами воспитанниц. К 1894 году неудобство расположения и теснота общежитского храма стали настолько очевидными, что училище вновь задумалось о строительстве.


Согласно плану участка земли Архангельского епархиального женского училища, составленному, судя по всему, не ранее 1894 года, на территории почти 170 саженей в длину и 50 в ширину, ограниченной владениями Манакова и Ананьина, Санкт-Петербургским проспектом и Набережной Северной Двины, размещались различные вспомогательные строения: прачечная, сарай, каретник, баня, больница, кладовая. Вдоль Набережной Северной Двины стояли главные корпуса: общежитие воспитанниц, столовая и церковь, классы. Что же предшествовало перемещению храма из общежития в средний корпус?


31 мая 1894 года купец Егор Алексеевич Малахов и cовет училища заключили договор. «Я подрядился и обязуюсь, - пишет купец, - к 15 августа сего года построить новый Храм над средним зданием училища, где ныне помещаются кухня и столовая». В акте строительной комиссии от 30 июля 1894 года записано: «Для Храма воздвигается на каменном фундаменте новое деревянное двухэтажное здание. ...Работы произведены добросовестно, из доброкачественного материала».


В августе 1894 года владыке Никандру поступило предложение по внутреннему благолепию будущего Храма. Известно, что мастер Дмитрий Терентьев обязался вызолотить части иконостаса. А вологодский живописный цеховый мастер Дмитрий Капитонович Катинов взялся написать девять икон, среди них - «Моление о Чаше».


Новый домовый храм Архангельского епархиального женского училища был построен сравнительно быстро: работы велись чуть дольше четырех месяцев. И все-таки сроки дважды сдвигались (возможно, из-за нехватки иногородних рабочих, боявшихся случаев азиатской холеры в Архангельске). 30 октября 1894 года было совершено всенощное бдение, освящение храма и Литургия: «Слава и Благодарение Господу, тако устроившему!» В один из венцов церкви, основанной в честь и память иконы Божией Матери, именуемой «Казанская», были заложены мощи святого Трифона.


...В мае 1904 года, через 10 лет после освящения домовой церкви в среднем корпусе, составляется техническая смета на материалы для очередной перестройки Архангельского епархиального женского училища. Встречая новый век, учебное заведение меняет бревна на кирпич. В каменном здании предусматриваются центральное водяное отопление и даже вентиляция. В училище настроены по-деловому: «...разобрать старые деревянные постройки - ...и, когда то потребуется, средний корпус со столовой и церковью». Новое училище было построено по проекту архитектора В.М.Андросова к 1916 году, предполагало оно и церковь - первый каменный домовый храм.


Судьба здания училища после революции, увы, больше не зависела ни от крепости его стен, ни от уровня его внутреннего благоустройства. Первое время после октябрьского переворота училище продолжало работать. В период интервенции в здании квартировали подразделения русско-французского легиона. И уже совсем немного времени оставалось до закрытия училища Архгубревкомом. ...Но покидают ли ангелы отмененные людьми храмы?


Ключи от... алтаря


После упразднения Архангельского епархиального женского училища добротное, недавно построенное каменное здание в центральной части Архангельска было отдано различным организациям, конторам и учреждениям. А осенью 1929 года здание начал занимать только что созданный Архангельский лесотехнический институт - первое высшее учебное заведение в Архангельской области. На фронтоне здания, переданного институту, оставалась барельефная надпись «Союз кооперативов» (ее очень хорошо видно на фотографии 1929 года). Любопытно, что в духе советского бюрократического времени заселению АЛТИ в здание чинились всевозможные преграды. Газета «Правда Севера» критиковала волокитчиков и вместе с институтом радовалась, например, выносу из помещения «последнего ящика Северолеса».


...В ноябре минувшего 2009 года АЛТИ-АГТУ торжественно отметил свое 80-летие. Вспоминали историю вуза. Здание главного корпуса Архангельского государственного технического университета за свою бытность многократно перестраивалось, в годы Великой Отечественной войны оно сильно пострадало от налетов фашистской авиации. Историческая часть здания, оставшаяся от Архангельского епархиального женского училища, - это сегодня лишь правое крыло всего огромного учебно-лабораторного корпуса, выходящее на дендрарий апсидой.


Апсида - слово греческого происхождения. Оно означает полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом. В христианских храмах апсида - алтарный выступ.  Этот архитектурный элемент однозначно свидетельствует о том, что в здании университета находился православный храм. Официально об этом в вузе никогда не говорилось. Но всегда были люди, которые об этом знали. Ну, находился и находился - что же теперь...


Домовый храм Архангельского епархиального женского училища располагался на двух этажах. Оба алтаря в наши дни закрыты на ключ. Это - складские помещения. А обширные храмовые пространства заняты студентами и сотрудниками: на первом этаже в них находятся лаборатории управления информатизации, на втором - именная лекционная аудитория химико-технологического факультета.  Формально университет не обязан заниматься восстановлением этого храма. Но, может быть, все-таки ситуация скоро изменится? На базе АГТУ создается Северный (Арктический) федеральный университет, и ему просто необходимо духовное окормление.


Вместо «груды камней»


В современной России возрождение и создание храмов в вузах началось, как и подобает, с МГУ имени М.В.Ломоносова. Инициатива исходила от самих студентов, профессорско-преподавательского состава, руководства, и в 1995 году в университетской церкви святой мученицы Татианы состоялось первое богослужение. Не вмешиваясь в учебный, научный, административный процессы, церковь одухотворяет  деятельность вуза. Возродив храм, - признаются там, где это уже произошло, - университет обрел свою душу. Венчание в домовом храме при ПГУПравославие и образование исторически связаны друг с другом. Здания, где один за другим появляются храмы, как правило были учебными заведениями. В Архангельске, в ПГУ имени М.В.Ломоносова (здание бывшей Архангельской духовной семинарии), семь лет назад открылся домовый храм в честь святого праведного отца Иоанна Кронштадтского (настоятель - руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии, протоиерей Евгений Соколов). Аудитория в честь святого праведного отца Иоанна Кронштадтского недавно открыта в Северном государственном медицинском университете.


В 2003 году в стране учредили Ассоциацию «Домовые храмы при учебных заведениях», и сегодня в российских вузах работают, успешно выполняя свою духовную миссию, десятки православных храмов. Газета «Вузовский вестник» в одной из своих публикаций привела слова настоятеля московского храма Всех Святых в Красном Селе протоиерея Артемия Владимирова:


- Категории «нравственность», «долг», «ответственность» становятся важнейшей составляющей в современном образовательном процессе. Это - известь, цементирующая знания. Без нее они - груда камней.


Появление в городе, носящем имя Архангела Михаила, федерального университета вызвало интерес и поддержку Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предполагается открытие в новом университете теологического факультета. Предстоит также решить ряд проблем, возникших на стыке богословия и светской науки.


Тема религиозной составляющей в воспитании, формирования системы нравственных ценностей, духовной состоятельности молодого человека поднималась еще в начале года в выступлениях президента Дмитрия Медведева и предстоятеля Русской Православной Церкви перед российскими ректорами. Обсуждалась она и в дни визита патриарха на архангельский Север с губернатором Ильей Михальчуком.


Правильной и весьма полезной идеей назвал открытие храма в С(А)ФУ епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. В недавнем интервью «Архангельску Православному» он заметил, что храмы имеются во многих университетах России - и мы тоже не должны отставать.


...Оживает надежда, что в стенах Северного (Арктического) федерального университета в скором будущем затеплится не одна православная свеча.


Светлана Николаева

На снимке: средний корпус Архангельского епархиального женского училища с домовым храмом (фото из книги «Двинская хроника»); венчание в домовом храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского при ПГУ




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter