Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Июль 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
11215
Всего
236374779

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Соблюдая пост, мы учимся любви. Православие на Северной земле
09/07/2010 01:03

Соблюдая пост, мы учимся любви

Именно сегодня, во времена упадка духовности пост имеет огромное значение для поддержания духовных сил. Пост - экзамен и одновременно тренировка для души. Нельзя достичь успехов в какой бы то ни было области без огромного труда. И воспитание души также требует тяжёлых духовных упражнений. Они могут быть различны, но в основе любого духовного возрастания всегда лежал пост. Вот почему особенно в сегодняшнем мире, когда нам говорят: бери от жизни всё, наслаждайся жизнью и т.д., именно режим поста заставляет человека как-то сдерживать себя, учиться управлять собой...

В последнее время в Церкви участились дискуссии о постовом уставе. Все чаще звучат призывы пересмотреть сложившуюся церковную традицию соблюдения постов: ослабить, уменьшить длительность, а то и вовсе отказаться от духовной практики говения. О том, что значит пост в жизни современного православного христианина рассказывает настоятель домового храма св.Иоанна Кронштадтского при Поморском госуниверситете, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов.


- На мой взгляд, именно сегодня, во времена упадка духовности пост имеет огромное значение для поддержания духовных сил. Я всегда повторяю, что правильность своей духовной жизни нужно проверять по тому, как проходишь Великий пост: насколько ты образ и подобие Божие, а насколько раб плотских привязанностей и привычек и окружающего мира. Пост - экзамен и одновременно тренировка для души. Нельзя достичь успехов в какой бы то ни было области без огромного труда. И воспитание души также требует тяжёлых духовных упражнений. Они могут быть различны, но в основе любого духовного возрастания всегда лежал пост. Вот почему особенно в сегодняшнем мире, когда нам говорят: бери от жизни всё, наслаждайся жизнью и т.д., именно режим поста заставляет человека как-то сдерживать себя, учиться управлять собой. Я часто говорю своим прихожанам: если вы не можете соблюдать пост, хотя бы в самом минимальном смысле, то что дальше? Сытая плоть быстро устаёт от духовного труда, требует «продолжения банкета». По апостолу Павлу, «плоть желает противного духу, а дух - противного плоти» (Гал.5:17)


- Однако в последнее время нападкам подвергается не пост как таковой, а веками разработанная система постов, которая иногда разнится в разных Поместных Церквах. Возникает вопрос - а почему мы должны поститься именно так, а не иначе?

- В замечательном учебнике М.С.Красовицкой «Литургика» есть такая мысль: если душа холодна во время богослужения, откройте Устав и просто попытайтесь следовать ему, и он всё сделает за вас. В Уставе есть всё, что нужно для нашего возрастания. Однако нельзя соблюдать то, чего не знаешь, а у нас, к сожалению, сегодня имеет место некий дилетантизм, людям зачастую неизвестны самые простые регламентирующие правила, что в пост можно, а что нет, чем отличается строгий пост от нестрогого. Очень часто можно видеть, как пост сводят к обычному вегетарианству или лечебному голоданию. В таких случаях теряется смысл поста.


- Сторонники изменения постового устава утверждают, что он относится не к мирянам, а к монахам, это один из любимых аргументов...

- Это совершенно не так. Во-первых, об этом это нигде не упоминается в Предании, а во-вторых, я как духовник могу сказать, что люди, соблюдающие пост, испытывают меньше трудностей в выполнении молитвенных правил, меньше страдают от плотских страстей. На исповеди можно услышать: «Знаете, у меня гнев, раздражение, часто срываюсь...» У меня первый вопрос: а вы пост соблюдаете? И в большинстве случаев выясняется, что нет. Зависимость прямо пропорциональная.


Ещё один важный момент, которого я хотел бы коснуться. Часто мы слышим от мирян, да и от некоторых батюшек, что раньше многие святые не знали всех тонкостей Устава, и многие подвизались, когда он ещё только начинал формироваться. Но давайте запомним, что они при этом уходили в пустыню, вся их жизнь была в посте, уединении, молчании. Мы же сегодня, живя мирской, светской жизнью, начинаем почему-то сравнивать себя с древними аскетами. Стань святым, и я скажу - пожалуйста, не постись. Но пока ты святости не достиг, будь добр, соблюдай церковные правила, которые помогают эту святость стяжать. У нас нет сил для харизматической молитвы, нет разума для понимания Священного Писания, мы не умеем любить - так давайте хотя бы научимся поститься. А если и этого не можем, останется только с горестью вздохнуть: совсем отказались от своей веры...


Если мы не знаем Предания, не знаем Устава и ещё пытаемся их попирать, то мы просто проваливаемся в духовную яму. Конечно, есть люди духовно слабые, которые только пришли в Церковь, есть люди, которые по физической немощи не могут соблюдать пост, но я не помню ни одного духовника, который бы не благословил в таком случае своё чадо на послабление поста. Более того, по-моему, мы наоборот становимся порой чересчур либеральны и потакаем слабостям своих прихожан. Поэтому когда раздаются призывы к отказу от поста или его сокращению, хочется спросить, зачем ломиться в открытые двери? Кроме того, если мы соборно примем решение об отмене поста, имея в виду духовно или физически немощных людей, соблюдение поста будет выглядеть ревностью не по разуму, мы как бы перекроем человеку возможность духовно восходить.


- Другой аргумент, который часто приходится слышать - о том, что люди, соблюдая пост по Уставу, часто становятся фарисеями и озлобляются. Иными словами, лучше пить молоко и есть мясо, но творить добрые дела и любить ближнего. Оправданно ли это противопоставление?

- Противопоставление, конечно, ложное. Как можно, не любя собственную душу, научиться любить другого? Повторяю, пост - одно из важнейших духовных упражнений для воспитания души, без аскезы любить не научишься; поэтому либерализация поста, отказ от него - проявление нелюбви к себе. Если я люблю свою плоть больше своей души, только этому я и научу окружающих. Напротив, «стяжи дух мирен - и тысячи вокруг тебя спасутся».


- Совсем недавно в церковной среде разгорелся спор о соблюдении Петрова поста. Высказываются мнения, что в древней Церкви он если и был, то очень короткий, а современная практика возникла совсем недавно и только в Русской Церкви. Ваше мнение, в чём важность именно Петрова поста, его меняющейся продолжительности, нужен ли он христианину?

- Мы знаем, что есть разные посты, строгие - Великий, Успенский, не строгие - Рождественский, Петровский. Каждый пост предваряет какое-то важное событие - Рождество, Пасху, Успение Богородицы и - праздник святых апостолов Петра и Павла. К любому торжественному событию в нашей жизни мы тщательно готовимся, пост - подготовка к празднику, к его достойной встрече.


- Иногда можно услышать, что Рождество, Пасха - великие праздники, здесь всё понятно, а праздник Петра и Павла - не такой уж значительный, чтобы его предварял столь длительный пост, как в это году, например...

- Давайте вспомним подвиг этих великих святых. Первоверховные апостолы Пётр и Павел, стяжав святость, просветили весь мир. Апостол Павел просвещает язычников, совершенно оторванных от общения с Богом; апостол Пётр, этот пылкий ученик Христов, проповедует, напротив, среди иудеев, что было смертельно опасно. Разве мы можем оценить этот подвиг в полной мере, разве можем понести хотя бы сотую, тысячную его долю? А ведь сегодня перед нами стоит та же задача - просвещать окружающий мир; но как это сделать, даже не стремясь к святости? Апостолов было много, но Петра и Павла мы чтим особо, потому и подготовка к их празднику - особая. А сколько у нас церквей в честь Петра и Павла! А сколько деревень «Петровское»! Как чтил русский народ этих святых! Поэтому нежелание достойно совершать их память - это ещё и забвение народной традиции.


- А в чём смысл меняющейся продолжительности этого поста?

- Это и есть выражение любви Устава к своим чадам. Да, если Пасха поздняя, то пост короткий, если ранняя - очень длинный. И слава Богу! Кроме того, очень многие наши прихожане радуются именно длинному посту, потому что когда поста нет, начинаются колебания - а можно это или нельзя, слишком греховно или нет... в пост всё, жёстко, все соблазны отступают. Все более-менее воцерковлённые люди посту рады, скорбящих крайне мало, потому что пост даёт возможность подняться над повседневной суетой, ну хоть немножко отойти от мирской жизни, остаться один на один с собой, со своими думами и с Богом. Особенно важно это сегодня, когда мирские соблазны обступают со всех сторон - мы не можем не видеть эту рекламу в автобусах, не слышать эту музыку... Кроме того, Петровский пост - возможность духовно «встряхнуться» после Пасхальных праздников. От строгого Великого поста через период празднования мы плавно переходим к нестрогому Петровскому. Иначе до Успенского мы много могли бы натворить, а Успенский короткий, и после него ещё три месяца без поста - получилось бы полгода. А теперь всё-таки берём себя в руки и возвращаемся к более интенсивной духовной жизни.


- Ещё, батюшка, приходится слышать, что такой режим только монахи могут выдержать, что продолжительные посты подрывают здоровье даже крепкого человека. Вы как духовник, у которого сотни чад по всей епархии, разделяете эту точку зрения? Были ли у вас случаи болезней из-за поста среди прихожан?

- Перед началом поста я всегда обращаюсь к своим прихожанам и говорю, что нести крест не по силам - это грех гордыни. Если у вас плохое здоровье или вы занимаетесь тяжёлым физическим трудом - я призываю прийти и взять благословение на послабление. Грех - брать крест не по силам, но не меньший грех - пренебрегать крестом. Я всегда отмечаю уровень духовного роста человека от поста до поста - если из года в год пост сводится к отказу от каких-то развлечений, если пост проходится одинаково, без, скажем, усиления молитвенного правила, это плохо. Прекрасно, если ребёнок в первом классе знает наизусть таблицу умножения, но если и в четвёртом дальше этой таблицы не идёт, следует спросить: а что же ты делал четыре года?.


- И никаких конфликтов, связанных с соблюдением поста, не возникает?

- Нет; повторяю, достаточно много людей благословляется на послабления, особенно студенты в сессию, но сокращать или убирать пост на общецерковном уровне, системно нет никаких оснований, это было бы снижением идеала. Напоминает ситуацию в нашем образовании: мы смирились с тем, что школьники мало читают, а не читая, не могут написать сочинение; сочинение отменили, и в результате читать перестали совершенно. Так же и с постом: если перестанем поститься как нужно, духовное возрастание прекратится. Если человек регулярно соблюдает пост, его можно поднимать дальше, а если нет, то и говорить об этом бессмысленно.


- То есть получается, что проблемы с постовым уставом как таковой нет? Если у кого-то возникают трудности, всё решается на личном уровне?

- Да, поэтому, повторяю, я не могу понять, с чем здесь можно бороться. Я знаю многих батюшек, но ещё не ни одни не говорил, чтобы у него из-за поста возникали конфликты с прихожанами. Да и от прихожан ни разу не слышал никаких жалоб, наоборот.


- Таким образом, можно сделать вывод, что вся эти разговоры вокруг Петровского поста нагнетаются искусственно. Батюшка, почему это может происходить?

- Вы знаете, рациональный ответ дать трудно, поскольку всё настолько просто и ясно, что совершенно не понятно, о чём спорить. Когда я слышу заявления о ненужности поста или его чрезмерной строгости, это говорит об одном: те, кто высказываются за, сами не хотят соблюдать посты и свою слабость хотят переложить на других: раз нам трудно, давайте и все... Человеку всегда обидно, когда рядом есть кто-то совершеннее его, это элементарная зависть; Если десять курят, а одиннадцатый нет, его высмеивают, на него давят. И вот сейчас в самой Церкви предлагают снизить планку, оправдывая тем самым собственную слабость. Это недопустимо.

- Высказываются опасения, что нападки на Петров пост связаны с новостилием, так как при переходе на новый стиль Петровский пост в некоторые годы вообще теряется, поэтому его можно отменить и совсем.


- Мы не можем отказаться от старого стиля. Благодатный огонь сходит по юлианскому календарю, если же нам нужны ещё «доказательства», то это уже грех маловерия. Об отмене старого стиля и речи быть не может, все разговоры об этом лишены основания. Побойтесь Бога! Устав нам передан святыми, а мы, сегодняшние, не стяжавшие и малой доли этой святости, пытаемся реформировать их установления, приспосабливая к собственной слабости. Давайте вместо этого попытаемся стать сильнее, тем более что всё для этого у нас есть, Бог дал нам всё необходимое, и прежде всего - как раз те правила, соблюдая которые, мы и можем безопасно подниматься по духовной лестнице. Мы должны сохранять и преумножать то, что нам передано, а не отменять или ревизовать. Конечно, было предсказано, что соблазны должны прийти в мир, но давайте вспомним - горе тем, через кого они приходят. И мы вместо того, что обличать мирские соблазны и соблазняющих, как Христос обличал фарисеев, не только молчим, но и пытаемся привнести их и в церковную среду.

Беседовали Дмитрий Новгородский и Ирина Козьмина

 

 

 

 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter