Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
31572
Всего
241153061

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Знамение над Куртяево. Православие на Северной земле
30/03/2012 09:26

Знамение над Куртяево

Богу было угодно, чтобы более трёхсот лет назад икона святого Алексия явилась на Русском Севере, на его суровой поморской окраине. Рассказывают, что крестьянин, заготавливавший дрова, ударил однажды топором по берёзе, а из неё вдруг хлынула кровь. Тогда и разглядел крестьянин в кроне берёзы икону. Принёс он икону домой, но на другой день она исчезла и была обнаружена вновь на той же берёзе. Местные жители восприняли это как знак свыше - быть здесь Дому Божию...

30 марта - день памяти преподобного Алексия, человека Божия …

Урочище - участок, отличный от окружающей местности.
(С. И. Ожегов, «Словарь русского языка»)

Куртяево
Алексеевская церковь

Для архангельского православного паломника маршрут «Святыни урочища Куртяево» - один из наиболее доступных. В общей сложности дорога туда у архангелогородцев занимает не более двух часов: сначала по шоссе до Северодвинска, а оттуда - в сторону Онеги. Ближе к Куртяево дорога грунтовая, ухабистая. Но трясёт по ней недолго - до пешеходной тропы за мостом через речку Верховку.

Урочище это обычно привлекает не только православных, но и тех горожан, кто остался на лето в областном центре и ищет возможности выбраться за город с пользой для души - походить по лесу, окунуться в святом источнике, помолиться в часовне над ним... Люди предприимчивые тоже облюбовали эту территорию. Лет десять назад здесь начали разрабатывать Куртяевское месторождение питьевых минерализованных вод.

Куртяево оживляется и весной - 30 марта, в день памяти преподобного Алексия, человека Божия. Ведь именно в честь святого Алексия названа главная здешняя святыня - деревянный храм XVIII века.

Среди паломников немало москвичей, жителей отдалённых уголков России, но в основном это всё-таки северяне, главным образом северодвинцы, а также жители старинного села Нёнокса. Исторически сложилось, что дорога на Куртяево проходила как раз через Нёноксу. В ней размещались дворы и усолья пяти крупных северных монастырей, в том числе Соловецкого.

«Велик Господь! Он Своему рабу

Открыл тщету и тлен всего земного

И дух его к небесному направил -

И Алексий, отвергшись князя мира,

Всем сердцем и душой отдавшись Богу,

Воистину стал Божьим человеком.

И был он мал и нищ здесь, на земле,

Но стал велик и славен после смерти...»

В этих строках из стихотворного житийного сказания о святом Алексии отражена тайна промысла Божия о знатном и богатом юноше, жившем на рубеже IV-V веков в Риме. Его ждали безбедная жизнь в родном доме, блистательная карьера, достойный брак. Но юноша «для иных даров» себя хранил. Благополучию и материальным благам, земной любви предпочёл он дальние странствия, церковную паперть, рубище нищего.

Богу было угодно, чтобы более трёхсот лет назад икона святого Алексия явилась на Русском Севере, на его суровой поморской окраине. Рассказывают, что крестьянин, заготавливавший дрова, ударил однажды топором по берёзе, а из неё вдруг хлынула кровь. Тогда и разглядел крестьянин в кроне берёзы икону. Принёс он икону домой, но на другой день она исчезла и была обнаружена вновь на той же берёзе. Местные жители восприняли это как знак свыше - быть здесь Дому Божию.

Архивные документы сохранили имена инициаторов строительства куртяевской церкви - приказного Нёнокского усолья Василия Иванова и монаха Кирилло-Белозерского монастыря Иоасафа. По благословению архиепископа Холмогорского и Важского Варнавы «мирским подаянием от христолюбцев» в 1721 году среди лесов и болот, в пятнадцати километрах от Белого моря, поднялся деревянный храм с чудотворной иконой Алексия, человека Божия. Предания гласят, что щедрые пожертвования новому храму сделал сам Пётр Великий, тяжело переживавший гибель сына Алексея.

После 1917 года Алексеевская церковь, подобно многим другим российским храмам, оказалась обречённой на разрушение и забвение. Вспомнили о ней в конце 80-х.

...На куртяевской поляне зимой глубокие снега, а летом - высокое разнотравье. Официально Алексеевская церковь законсервирована. Но что значит святость: выходишь из хвойного бора на открытое пространство, видишь останки храма, но нет ощущения подавленности. И внутри самого храма, где каждый шаг отдаётся скрипом могучих половиц, сохраняется благоговение и желание молиться. А ведь здесь, говорят, заключённые жили... А в часовне геологи мылись, как в бане...

Эксперты утверждают, что спасти Алексеевскую церковь может лишь дорогостоящая реставрация «методом полной разборки и сборки». Кто примется за неё? Откуда взять средства? Да и сочтут ли разумным реставрировать храм, стоящий в стороне от населённых пунктов - в Куртяевской пустыне?

Именно так - пустыней - названы здешние святые места в сохранившемся до наших дней «Сказании о чудесе чудотворнаго образа святаго преподобнаго и праведнаго Алексиа, человека Божиа». Всего в этом уникальном историческом документе зафиксировано шесть чудес.

Первое чудо датировано 3 мая 1706 года. А произошло следующее. У приказного монаха Кирилло-Белозерского монастыря Никанора «насечено было дров к соляному промыслу многие тысящи сажен». И - вот беда! - во время грозы от удара молнии дрова загорелись, их охватило страшное пламя. В ужасе Никанор кинулся к людям с просьбой о помощи, но сделать ничего не удалось. Тогда сам монах и все свидетели его несчастья пришли «в Курьтяевскую пустыну» и со слезами начали молиться перед образом святого Алексия. Вскоре небо над пустыней заволокла туча, грянул дождь. Он и «угасе огненное пламя без трудов человеческих».

Другие чудеса не менее удивительны. Когда один из жителей Нёноксы унёс чудотворную икону из Куртяево для домашнего моления, у него вдруг ослепло целое стадо лошадей. Ослеп и некий корелянин, укравший «привесошное сребро» с чудотворной иконы. А бывало и наоборот. Так, после молитв перед чудотворной иконой в день памяти преподобного Алексия исцелился московский купец Феодор, а в другой раз прозрел слепой девятнадцатилетний юноша.

Куртяево
Надкладезная часовня

Особняком в «Сказании» стоит четвёртое чудо, в котором впервые упоминается о ручье Талец. На целебную воду из этого ручья святой Алексий указал во сне одному болящему. За водой в Куртяевскую пустыню отправились по просьбе болящего «жена з девицею». Испив этой воды, человек, исстрадавшийся от тяжёлых немощей, совершенно выздоровел.

Уникальность урочища Куртяево в том, что здесь на небольшой площади выходят на поверхность сразу 80 ключей. Лишь в двух местах они образуют ручьи: один безымянный, другой по имени Талец, впадающий в речку Верховку. Над ручьём Талец, как сказочный терем, стоит надкладезная часовня, у подножия которой неустанно журчат маленькие целебные водопады. Вода в Талецком источнике никогда не замерзает.

Сегодня от Алексеевской церкви до часовни можно пройти вполне благоустроенной тропой. Через болотистый участок пути перекинуты добротные мостки. Вновь построенная надкладезная часовня с образом Спасителя над входом освящена 29 марта 1992 года - нынче этому событию исполняется 20 лет.

...В конце марта на Севере ещё зима. Но когда у Алексеевской часовни шло первое богослужение, серое мартовское небо вдруг просветлело, обновилось, в нём по-весеннему заиграл кусочек радуги! В память об этом явлении даже икона написана - образ преподобного Алексия, человека Божия, с сюжетом небесного знамения. Так радуются Небеса каждому нашему движению к духовным истокам.

Светлана  Серебрякова, Вера-Эском


 Фото Ольги Красновой

http://www.rusvera.mrezha.ru/655/12.htm




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter