Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
6115
Всего
240960404

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Неообновленчество и интеллигентская болезнь. Православие на Северной земле
01/11/2012 18:30

Неообновленчество и интеллигентская болезнь

«Я должен все знать». Болезнь проявляется в бездумном, бесцельном, бессистемном, безудержном поглощении информации. Современный человек не может жить без газет и телевидения и т.п. В духовной сфере эта болезнь проявляется в поглощении неоправданно большого количества богословской (а то и атеистической – надо же все знать, чтобы «свободно» выработать собственное мнение) литературы, причем более привлекательной оказывается литература сомнительного свойства: Фома Кемпийский, а то и Ренан, о. Павел Флоренский и даже Владимир Соловьев, о. Александр Мень и о. Александр Шмеман, в творчестве которого меня поразила фраза о том, что Православная Церковь больна подспудной шизофренией (см.: Евхаристия. С. 10). Кстати, эта мысль о дефективности современной Церкви часто звучит и в статьях о. Георгия Кочеткова...

 


Письмо, адресованное одному из членов братства «Сретение»

 


Еще ничего не зная об отце Георгии Кочеткове, кроме того, что он служит на русском (или, как Вы уточнили в разговоре со мной – на слегка русифицированном славянском) языке, и того, что около него собралась довольно активная группа его единомышленников, я уже был смущен его поведением, так как по известному мне опыту борьбы моего отца и других священников его поколения с обновленчеством знал, к каким тяжелым последствиям приводят такие вольности.

Но то, что открылось мне в его деятельности из журнала «Православная община», показало, что дело обстоит гораздо серьезнее – стараниями о. Георгия внутри Православной Церкви создается новая секта, которую условно можно назвать «Церковью интеллигентов», так как в ней пытаются найти себе организационные формы обычные болезни образованных неофитов; болезни, вызванные к жизни гордостью и препятствующие им просто и искренне принять Православную веру.

Прежде, чем начать разговор об этих болезнях и их воплощении в общине о. Георгия, я хочу сказать несколько слов о правильном вхождении в Православную Церковь. Убедившись (любым способом!) в истинности Православия, человек, с одной стороны, начинает видеть красоту и великую ценность самого себя как создания Божия, несущего в себе Его образ, а с другой стороны – состоящую в страшном противоречии с образом Божиим свою греховную испорченность, и проникается сильным желанием спасения, то есть уничтожения в себе греховных наклонностей и очищения и восстановления в себе Богоподобия. Это желание спасения понуждает человека к собственным усилиям в борьбе с грехом (см. Евр. 12, 4) и – при виде их крайней недостаточности – к поиску помощи, то есть Божией благодати, живущей в Церкви и действующей через Таинства – Крещение, Исповедь, Причащение Святых Тайн и т.д. – и через церковную и домашнюю молитву. В процессе этой борьбы с грехом человек нее ярче и отчетливее видит искомый идеал, все глубже познает свою греховную немощь и испорченность, что вызывает в нем еще большую ревность в деле личного спасения. В жизни такого человека все организуется вокруг этой главной и – в конечном счете – единственной жизненной задачи, и ему некогда отвлекаться на те стороны жизни, которые не ведут прямо к этой цели.

И вот эту истину, которая легко и естественно воспринимается простыми людьми, интеллигент воспринимает с большим трудом, ищет пути полегче и попривычнее, пути, соответствующие его навыкам и взглядам, во исполнение слов Спасителя: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11, 25).

Теперь о типичных интеллигентских болезнях.

1. «Я должен все знать». Болезнь проявляется в бездумном, бесцельном, бессистемном, безудержном поглощении информации. Современный человек не может жить без газет и телевидения и т.п. В духовной сфере эта болезнь проявляется в поглощении неоправданно большого количества богословской (а то и атеистической – надо же все знать, чтобы «свободно» выработать собственное мнение) литературы, причем более привлекательной оказывается литература сомнительного свойства: Фома Кемпийский, а то и Ренан, о. Павел Флоренский и даже Владимир Соловьев, о. Александр Мень и о. Александр Шмеман, в творчестве которого меня поразила фраза о том, что Православная Церковь больна подспудной шизофренией (см.: Евхаристия. С. 10). Кстати, эта мысль о дефективности современной Церкви часто звучит и в статьях о. Георгия Кочеткова.

2. «Я должен все понимать, все мне непонятное я отрицаю». Не отсюда ли возникло изменение богослужебного языка в общине о. Георгия?
Но даже апостолы, то есть люди, которым Христос поручил основать Свою Церковь, далеко не сразу все понимали, и этим не смущались ни Христос, ни они: Слова сии были для них сокровенны, и они разумели сказанного (Лк. 18, 34). Только после Своего воскресения Господь отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24, 45).
Так что нам достаточно по большому счету убедиться в истине Православия и не смущаться тем, что нам в нем не все понятно, Понимание его и все более радостное осознание его истинности будет приходить к нам по мере накопления нами религиозного опыта, и этот процесс узнавания будет продолжаться всю жизнь.

3. «Все, что мне не нравится, нужно переделать». Мы знаем, какие неисчислимые бедствия принес нашему народу этот интеллигентский «перестроечный» импульс – ведь именно интеллигенция самоотверженно боролась с царским самодержавием и не менee интенсивно – с коммунистической империей, и хотя и то, и другая имели в себе много подлинно отрицательных черт – то, что приходило им на смену, оказывалось еще худшим. Но какое оправдание найдут себе те, кто решил «перестроить» ту самую Церковь, которая – по слову Спасителя: Врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18) – явила свою жизненную силу в условиях, немыслимых для любого человеческого сообщества, и сейчас подвергается разного рода перестроечным усилиям? Спору нет, что-то надо подвергать обновлению сообразно с изменившимися условиями, но это обновление должно совершаться в духе соборности и в духe смирения и послушания, а не такими кавалерийскими наскоками, которые осуществляет о. Георгий, – захотел, вышел проповедовать на Литургии первого дня Пасхи после Евангелия, захотел, выбросил из Литургии «тропарь третьего часа», захотел, и включил в свои самоизобретенные общины неправославных членов (Православная община». 1991. № 1. С. 30), захотел, и перевел службу на новый богослужебный язык. Такие серьезные дела наскоками не делаются.

А молитвы? Помните Пушкина? «Отцы пустынники и жены непорочны... сложили множество божественных молитв». Даже далекий от религиозности поэт понимал ценность подвижничества в деле создания новых молитв. А о. Георгий предлагает только-только прикоснувшемуся к церковной жизни современному интеллигенту самому – экспромтом! – на «семейном чае произносит «свободные молитвы» (С. 31). Вместо того, чтобы проникаться молитвенным духом Церкви, учиться у нее тому, о чем и как нужно молиться, гордый интеллигент сходу сам становится организатором и учителем молитвы. Слава Богу, что такие «семьи-общины» не получили сколько-нибудь значительного развития. Что бы было, если бы их сеть покрыла всю страну? Сколько бы из них организовалось новых сект, следующих учению «главы семьи» (сама терминология-то муновская!) Ведь в этих «семьях», свободно молящихся и тем самым свободно богословствующих, нет никакой гарантии сохранения истинности Православия. Ведь и сам о. Георгий не лишен завихрений догматического характера. Я имею в виду его «Вступительное слово главного редактора» («Православная община». 1991. № 1. С. 4), где есть такие слова:
«В Церкви всегда были и будут две основные категории людей – ищущих Бога во Христе и обретших Его силой, действием и благодатью Святого Духа. Для первых центром церковной жизни является Великий пост, Пасха и Святая Пятидесятница. Для вторых же – Святое Преображение». В дальнейших словах есть скрытое противопоставление Христа и Святого Духа Богу, но тут можно оправдать автора некоторою неловкостью высказывания Но деление членов Церкви на ищущих и обретших и установление двух различных центров церковной жизни – очень серьезный догматический вывих. Ведь первый центр – Великий пост, Пасха и Святая Пятидесятница – соответствуют в жизни Его Церкви – Сошествию Святого Духа на апостолов. Отделять от них Преображение – значит, разрывать на части единое дело Христово. Его Преображение предшествовало Кресту и Воскресению и было подготовкой к ним, а Преображение Его последователей – праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13, 43) – является следствием Креста, Воскресения и Сошествия Святого Духа.
Кто мечтает получить славу Преображения без подвига Креста (см. Мф. 16, 24—17, 5), тот обманывает сам себя. И на этот самообман наталкивает читателя о. Георгий. Ему бы надо было быть не учителем Церкви и ее обвинителем и преобразователем, а самому смиренно исполнять свои элементарные священнические обязанности, в частности – требы, о которых он говорит с таким презрением, и постепенно проникаться пониманием Церкви и благоговением к ней. Если он при этом потеряет кого-то из своих последователей, пусть помнит слова Спасителя: Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится (Мф.13).

О следующей болезни – стремлении приобщить к своим взглядам возможно большее количество людей, то есть о столь характерно для сектантов миссионерском зуде – я говорить не буду. Думаю, сказанного достаточно.

Прошу Вас и молю – как можно скорее переходите к нормальной церковной жизни (пусть она даже покажется Вам убогой и скучноватой после кипения страстей в общине о. Георгия), старайтесь понять ее смиренную красоту и богатство – и да поможет Вам Бог!

Ваш искренний доброжелатель, недостойный протоиерей Владимир Правдолюбов



Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter