Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
78439
Всего
240944881

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
«Запрягли, взнуздали мне коней беспредела». Православие на Северной земле
21/11/2012 00:19

«Запрягли, взнуздали мне коней беспредела»

Итак, каково отношение Б.Г. к Церкви и христианству вообще? Задавшись этим вопросом, тут же на ум приходит подпись Гребенщикова, поставленная под известным обращением деятелей культуры в защиту панк-«молитвенниц». Но подпись - лишь один штрих в большой картине... Цитаты: «Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники...» [4] «Да, я православный. Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. <...> Мне нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится». [4] Здесь всё предельно ясно. Тезис о единстве всех религий (синкретизм) и духовная всеядность - это основы мировоззрения Нью Эйдж. Означает ли это что Б.Г. наконец-таки обрёл своё представление об Истине? Самое удивительное,в том что не было никакого поиска Истины и богоискательства: «Мой путь - это не духовные поиски, это собирание впечатлений»...


Реплика на разъяснение, которое дал композитор А.И. Микита …

Реплика на разъяснение, которое дал композитор А.И. Микита по поводу скандала, связанного с исполнением его оратории «Семь песен о Боге» на тексты Б.Гребенщикова, намеченного на 20 ноября, в канун праздника Собора Архистратига Михаила и всех безплотных сил.

 

Когда настоятелей православных храмов обязывают вывешивать афиши, приглашающие посетить концерт вместо предпраздничного всенощного бдения, не приходится сомневаться в том, что церковные власти уверены в исключительной богоугодности предстоящего мероприятия. Чтобы понять, о чём идёт речь, перечислим эти семь песен Б.Г., отобранные композитором для своей оратории: «Господу видней», «Обещанный день», «Серебро Господа моего», «Ещё один раз», «Сокол», «Дубровский», «День радости». Все песни замечательные. Пытаться «объяснить» тексты Б.Г. - труд неблагодарный, а музыкальные достоинства этих песен охарактеризовал сам автор оратории, Андрей Микита: «Музыкальные интонации Гребенщикова - искренние, выразительные, естественные, я бы сказал, народные. В целом, это - уникальный сплав, в котором я лично слышу большое влияние русского романса и отголоски знаменного распева». [1] И здесь невозможно не вспомнить самую главную песню о Боге, спетую Гребенщиковым - «Город золотой». Правда, сочинил её не он, но исполнил так, что она перешагнула узкие субкультурные границы и вошла в золотой фонд отечественной культуры.

Послушаешь всё это - и душа отрывается от повседневности, жаждет открыться божественным глаголам. Хочется внять призыву мэтра русского рока: «Так дуй за сыном плотника. Ломись к началу начал». [2] Стоп!.. Всё-таки о ком здесь идёт речь: о сыне плотника, или о Сыне Божьем? Поклонники БГ могут возразить: - Зачем придираться к словам? Любой образованный человек поймёт, о Ком идёт речь. Да и стилистически в этом тексте уместно именно такое словосочетание. В творчестве Гребенщикова библейских реминисценций едва ли не больше чем во всём русском роке вместе взятом. И вообще, свободу совести и право на своё собственное мировоззрение никто не отменял.

И это справедливо. Однако никто не отменял и Символ веры для православных христиан. Предвосхищаю возражения: - А разве неверующий, или богоискатель не может создать богоугодное произведение? - Художника любому легко обидеть, посему оправданно ли копаться в его душе, в его убеждениях, и вообще, переходить на личности?

Смею утверждать, что в данном конкретном случае оправданно. И вот почему: в последнее время наблюдается всплеск активности Б.Г. вокруг да около Церкви. Он ездит по епархиям, общается с клириками, даёт концерты в церковных учреждениях. Цитата из анонса премьеры «Семи песен о Боге» на сайте «Церковный композитор»:

«Путешествие Бориса Гребенщикова по Афону и его активное включение в церковно-благотворительную деятельность в Греции и в России, а также многолетнее творчество Андрея Микиты в сфере духовной и церковной музыки позволило проекту получить одобрение иерархов Русской Православной Церкви». [3]

При этом Борис Борисович охотно выставляет в роли идиотов тех чад Церкви, которые отдают себе отчёт в том, какому богу он на самом деле служит: «Со мной ведет борьбу часть тульской епархии. Они вдруг решили, что я черный маг. Невежественные люди готовы свое невежество проецировать вовне бесконечно. Они все время создают себе бесов, с которыми они борются. И из меня они просто создали себе очередного беса». [4]

Признаться, я много лет был поклонником творчества Б.Г.

О его духовной ориентации у меня в те годы сложилось определённое мнение. Я считал его искателем, для которого богоискательство было главным источником творческого вдохновения. Казалось, что при обретении Истины этот источник может иссякнуть, и в этом состояла его проблема, из-за которой длительное пребывание в состоянии богоискательства, не завершённого воцерковлением, переросло в духоблудие. Поэтому я не придавал значения его интервью, считая, что творчество Бориса Гребенщикова более достойно внимания, чем его умозаключения. Однако его последние высказывания и демарши в около-церковной сфере заставляют обратить на себя более пристальное внимание.

Итак, каково отношение Б.Г. к Церкви и христианству вообще? Задавшись этим вопросом, тут же на ум приходит подпись Гребенщикова, поставленная под известным обращением деятелей культуры в защиту панк-«молитвенниц». Но подпись - лишь один штрих в большой картине... Цитаты: «Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники...» [4] «Да, я православный. Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. <...> Мне нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится». [4] Здесь всё предельно ясно. Тезис о единстве всех религий (синкретизм) и духовная всеядность - это основы мировоззрения Нью Эйдж. Означает ли это что Б.Г. наконец-таки обрёл своё представление об Истине? Самое удивительное,в том что не было никакого поиска Истины и богоискательства: «Мой путь - это не духовные поиски, это собирание впечатлений». [5]

В православные храмы люди приходят (заходят) с разными целями: для богообщения, полюбоваться на иконы, попросить помощи в бедах, нуждах и нестроениях. А вот у Бориса Борисовича цель необычная - самоудовлетворение: «Я ищу везде красоту, восторг, физический экстаз, духовный экстаз, любой экстаз». [4] А религия - это не для «продвинутых»: «Любая религия - это объяснение людям вещей, о которых они забыли, но которые должны знать. Это как поход в первый класс. Религия существует для тех, кто Бога не знает и не чувствует. <...> Потому что если ты с Богом един, религия тебе уже не нужна». [6] Вполне себе доходчивое изложение ещё одного мировоззренческого «столпа» Нью Эйдж - о тождестве человека и Бога, одним словом - человекобожества.

И всё же, меня не покидает ощущение, что интерес г-на Гребенщикова к Церкви, не исчерпывается поисками экстаза. В мае 2007 года прошёл концерт «Аквариума» в лондонском Альберт-холле. Билеты были бесплатными. Оплатил мероприятие ныне покойный гуру одной из нео-индуистских сект Шри Чинмой, который ранее инициировал Б.Г. и нарёк его именем Пурушоттама, что означает «выходящий за все пределы». Было бы большим упрощением видеть в Б.Г. тайного адепта и миссионера какой-либо тоталитарной секты. (Хотя стоит отметить, что социальная мимикрия - обычное дело для Нью Эйдж). «Беспредельному» Б.Г. это не грозит по определению. Однако его заинтересованность в своей популярности в церковной и около-церковной среде видна невооружённым глазом. Каковы же мотивы? Предположим, что самые простые: лояльное отношение православных к собственной персоне, налаживание связей с иерархами и церковными чиновниками. Цель? Миссионерство. От какой конфессии (секты)? Да не от какой. «Потому что если ты с Богом един, религия тебе уже не нужна». Вот вам и цель миссии. Б.Г. с его талантом вполне по силам соблазнить не «одного из малых сих».

Не станем гадать о степени осознанности его действий. С православной точки зрения не вызывает сомнения тот факт, что этот неглупый и эрудированный человек пребывает в состоянии духовного помрачения. В таком состоянии помыслы человека часто направляются внешними духовными силами. У самого же Б.Г. есть очень подходящая к этому случаю строчка: «Запрягли, взнуздали мне коней беспредела». [7]

И грустно наблюдать за тем, как в эту скачку вовлекаются новые участники. Авторы проекта «Семь песен о Боге» задумали его весьма амбициозным. «Цель проекта - расширить круг ценителей классической музыки, сформировать поле русской музыкальной идентичности, могущей проявлять себя в разных формах выражения, но имеющее единый корень. Это попытка кристаллизации культурно-исторической общности, называемой "Русский мир"». [3] Но пока что вместо общности зреет очередной раздор. Постмодернистскими культурно-религиозными игрищами можно кристаллизовать пресловутый «креативный класс», но никак не Русский мир.

Бытует мнение, что путь к Богу у многих начинался с весьма далёких от Православия исходных позиций. Разумеется, бывает и так. В этой связи можно вспомнить опыт о. Тихона Шевкунова, о котором он поведал в своей книге «Несвятые святые». Однако вовсе необязательно начинать этот путь с прослушивания сочинений еретика-постмодерниста. Вспомним немудрёное и пронзительно-искренне стихотворение, найденное в домике блаженной Паши Саровской в Дивеево.

Ищите Бога,

Ищите слёзно,

Ищите люди

Пока не поздно.

Ищите всюду,

Ищите каждый,

И вы найдёте

Его однажды.

И будет радость

Превыше неба,

Но так ищите,

Как нищий хлеба.Аминь. [8]

И в завершение, позволю себе поделиться личным опытом. У меня был DVD-диск, на котором были собраны все альбомы «Аквариума» и Б.Г. до 2004г. Два года назад он взорвался в моём DVD-приводе, разлетевшись на мелкие кусочки. Кого бы я не спрашивал об этом, никто ничего не слышал о таких чудесах техники. Случайность?..

 

[1] Андрей Микита. «Серебро Господа моего».

[2] Б.Г. "Сын плотника".

[3] Анонс премьеры «Семи песен о Боге» на сайте "Церковный композитор".

[4] Интервью Бориса Гребенщикова порталу Сегодня.ua.

[5] Иеромонах Димитрий (Першин). «15 вопросов о вере Борису Гребенщикову».

[6] Newsru.com/religy/30dec2005/greben_noreligion.html">«Гребенщиков: если человек един с Богом, то религия ему уже не нужна». Newsru.com.

[7] Б.Г. «Кони беспредела».

[8] «Ищите Бога».

 

Анатолий  Лунев, Русская народная линия

 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter