Итак, каково отношение Б.Г. к Церкви и
христианству вообще? Задавшись этим вопросом, тут же на ум приходит подпись
Гребенщикова, поставленная под известным обращением деятелей культуры в защиту
панк-«молитвенниц». Но подпись - лишь один штрих в большой картине... Цитаты: «Незачем
идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно
спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники...» [4] «Да, я
православный. Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. <...> Мне
нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится
даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится». [4] Здесь всё
предельно ясно. Тезис о единстве всех религий (синкретизм) и духовная
всеядность - это основы мировоззрения Нью Эйдж. Означает ли это что Б.Г.
наконец-таки обрёл своё представление об Истине? Самое удивительное,в том что
не было никакого поиска Истины и богоискательства: «Мой путь - это не
духовные поиски, это собирание впечатлений»...
Реплика на разъяснение, которое дал композитор А.И. Микита …
Реплика на разъяснение,
которое дал композитор А.И. Микита по поводу скандала,
связанного с исполнением его оратории «Семь песен о Боге» на тексты Б.Гребенщикова,
намеченного на 20 ноября, в канун праздника Собора Архистратига Михаила и всех
безплотных сил.
Когда настоятелей православных храмов
обязывают вывешивать афиши, приглашающие посетить концерт вместо
предпраздничного всенощного бдения, не приходится сомневаться в том, что
церковные власти уверены в исключительной богоугодности предстоящего
мероприятия. Чтобы понять, о чём идёт речь, перечислим эти семь песен Б.Г.,
отобранные композитором для своей оратории: «Господу видней», «Обещанный день»,
«Серебро Господа моего», «Ещё один раз», «Сокол», «Дубровский», «День радости».
Все песни замечательные. Пытаться «объяснить» тексты Б.Г. - труд неблагодарный,
а музыкальные достоинства этих песен охарактеризовал сам автор оратории, Андрей
Микита: «Музыкальные интонации Гребенщикова - искренние, выразительные,
естественные, я бы сказал, народные. В целом, это - уникальный сплав, в котором
я лично слышу большое влияние русского романса и отголоски знаменного распева».
[1] И здесь невозможно не вспомнить самую главную песню о Боге, спетую
Гребенщиковым - «Город золотой». Правда,
сочинил её не он, но исполнил так, что она перешагнула узкие субкультурные
границы и вошла в золотой фонд отечественной культуры.
Послушаешь всё это - и душа отрывается
от повседневности, жаждет открыться божественным глаголам. Хочется внять
призыву мэтра русского рока: «Так дуй за сыном плотника. Ломись к
началу начал». [2] Стоп!.. Всё-таки о ком здесь идёт речь: о сыне плотника,
или о Сыне Божьем? Поклонники БГ могут возразить: - Зачем придираться к словам?
Любой образованный человек поймёт, о Ком идёт речь. Да и стилистически в этом
тексте уместно именно такое словосочетание. В творчестве Гребенщикова
библейских реминисценций едва ли не больше чем во всём русском роке вместе
взятом. И вообще, свободу совести и право на своё собственное мировоззрение
никто не отменял.
И это справедливо. Однако никто не
отменял и Символ веры для православных христиан. Предвосхищаю возражения: - А
разве неверующий, или богоискатель не может создать богоугодное произведение? -
Художника любому легко обидеть, посему оправданно ли копаться в его душе, в его
убеждениях, и вообще, переходить на личности?
Смею утверждать, что в данном конкретном
случае оправданно. И вот почему: в последнее время наблюдается всплеск
активности Б.Г. вокруг да около Церкви. Он ездит по епархиям, общается с
клириками, даёт концерты в церковных учреждениях. Цитата из анонса премьеры
«Семи песен о Боге» на сайте «Церковный композитор»:
«Путешествие Бориса Гребенщикова по
Афону и его активное включение в церковно-благотворительную деятельность в
Греции и в России, а также многолетнее творчество Андрея Микиты в сфере
духовной и церковной музыки позволило проекту получить одобрение иерархов
Русской Православной Церкви». [3]
При этом Борис Борисович охотно
выставляет в роли идиотов тех чад Церкви, которые отдают себе отчёт в том,
какому богу он на самом деле служит: «Со мной ведет борьбу часть тульской
епархии. Они вдруг решили, что я черный маг. Невежественные люди готовы свое
невежество проецировать вовне бесконечно. Они все время создают себе бесов, с
которыми они борются. И из меня они просто создали себе очередного беса».
[4]
Признаться, я много лет был поклонником
творчества Б.Г.
О его духовной ориентации у меня в те
годы сложилось определённое мнение. Я считал его искателем, для которого
богоискательство было главным источником творческого вдохновения. Казалось, что
при обретении Истины этот источник может иссякнуть, и в этом состояла его
проблема, из-за которой длительное пребывание в состоянии богоискательства, не
завершённого воцерковлением, переросло в духоблудие. Поэтому я не придавал
значения его интервью, считая, что творчество Бориса Гребенщикова более
достойно внимания, чем его умозаключения. Однако его последние высказывания и
демарши в около-церковной сфере заставляют обратить на себя более пристальное
внимание.
Итак, каково отношение Б.Г. к Церкви и
христианству вообще? Задавшись этим вопросом, тут же на ум приходит подпись
Гребенщикова, поставленная под известным обращением деятелей культуры в защиту
панк-«молитвенниц». Но подпись - лишь один штрих в большой картине... Цитаты: «Незачем
идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно
спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники...» [4] «Да, я
православный. Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. <...> Мне
нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится
даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится». [4] Здесь всё
предельно ясно. Тезис о единстве всех религий (синкретизм) и духовная
всеядность - это основы мировоззрения Нью Эйдж. Означает ли это что Б.Г.
наконец-таки обрёл своё представление об Истине? Самое удивительное,в том что
не было никакого поиска Истины и богоискательства: «Мой путь - это не
духовные поиски, это собирание впечатлений». [5]
В православные храмы люди приходят
(заходят) с разными целями: для богообщения, полюбоваться на иконы, попросить
помощи в бедах, нуждах и нестроениях. А вот у Бориса Борисовича цель необычная
- самоудовлетворение: «Я ищу везде красоту, восторг, физический экстаз,
духовный экстаз, любой экстаз». [4] А религия - это не для «продвинутых»: «Любая
религия - это объяснение людям вещей, о которых они забыли, но которые должны
знать. Это как поход в первый класс. Религия существует для тех, кто Бога не
знает и не чувствует. <...> Потому что если ты с Богом един, религия тебе
уже не нужна». [6] Вполне себе доходчивое изложение ещё одного
мировоззренческого «столпа» Нью Эйдж - о тождестве человека и Бога, одним
словом - человекобожества.
И всё же, меня не покидает ощущение, что
интерес г-на Гребенщикова к Церкви, не исчерпывается поисками экстаза. В мае
2007 года прошёл концерт «Аквариума» в лондонском Альберт-холле. Билеты были
бесплатными. Оплатил мероприятие ныне покойный гуру одной из нео-индуистских
сект Шри Чинмой, который ранее инициировал Б.Г. и нарёк его именем Пурушоттама,
что означает «выходящий за все пределы». Было бы большим упрощением видеть в
Б.Г. тайного адепта и миссионера какой-либо тоталитарной секты. (Хотя стоит
отметить, что социальная мимикрия - обычное дело для Нью Эйдж).
«Беспредельному» Б.Г. это не грозит по определению. Однако его
заинтересованность в своей популярности в церковной и около-церковной среде
видна невооружённым глазом. Каковы же мотивы? Предположим, что самые простые:
лояльное отношение православных к собственной персоне, налаживание связей с
иерархами и церковными чиновниками. Цель? Миссионерство. От какой конфессии (секты)?
Да не от какой. «Потому что если ты с Богом един, религия тебе уже не нужна».
Вот вам и цель миссии. Б.Г. с его талантом вполне по силам соблазнить не «одного
из малых сих».
Не станем гадать о степени осознанности
его действий. С православной точки зрения не вызывает сомнения тот факт, что
этот неглупый и эрудированный человек пребывает в состоянии духовного
помрачения. В таком состоянии помыслы человека часто направляются внешними
духовными силами. У самого же Б.Г. есть очень подходящая к этому случаю
строчка: «Запрягли, взнуздали мне коней беспредела». [7]
И грустно наблюдать за тем, как в эту
скачку вовлекаются новые участники. Авторы проекта «Семь песен о Боге» задумали
его весьма амбициозным. «Цель проекта - расширить круг ценителей классической
музыки, сформировать поле русской музыкальной идентичности, могущей проявлять
себя в разных формах выражения, но имеющее единый корень. Это попытка
кристаллизации культурно-исторической общности, называемой "Русский
мир"». [3] Но пока что вместо общности зреет очередной раздор.
Постмодернистскими культурно-религиозными игрищами можно кристаллизовать
пресловутый «креативный класс», но никак не Русский мир.
Бытует мнение, что путь к Богу у многих
начинался с весьма далёких от Православия исходных позиций. Разумеется, бывает
и так. В этой связи можно вспомнить опыт о. Тихона Шевкунова, о котором он
поведал в своей книге «Несвятые святые». Однако вовсе необязательно начинать
этот путь с прослушивания сочинений еретика-постмодерниста. Вспомним немудрёное
и пронзительно-искренне стихотворение, найденное в домике блаженной Паши
Саровской в Дивеево.
Ищите Бога,
Ищите слёзно,
Ищите люди
Пока не поздно.
Ищите всюду,
Ищите каждый,
И вы найдёте
Его однажды.
И будет радость
Превыше неба,
Но так ищите,
Как нищий хлеба.Аминь. [8]
И в завершение, позволю себе поделиться
личным опытом. У меня был DVD-диск, на котором были собраны все альбомы
«Аквариума» и Б.Г. до 2004г. Два года назад он взорвался в моём DVD-приводе,
разлетевшись на мелкие кусочки. Кого бы я не спрашивал об этом, никто ничего не
слышал о таких чудесах техники. Случайность?..
[1] Андрей
Микита. «Серебро Господа моего».
[2] Б.Г. "Сын
плотника".
[3] Анонс премьеры «Семи песен о
Боге» на сайте "Церковный композитор".
[4] Интервью
Бориса Гребенщикова порталу Сегодня.ua.
[5] Иеромонах
Димитрий (Першин). «15 вопросов о вере Борису Гребенщикову».
[6] Newsru.com/religy/30dec2005/greben_noreligion.html">«Гребенщиков:
если человек един с Богом, то религия ему уже не нужна». Newsru.com.
[7] Б.Г. «Кони
беспредела».
[8] «Ищите Бога».
Анатолий
Лунев,
Русская народная линия