Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
68864
Всего
241023153

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Обвинения православных в «ереси патриотизма» . Православие на Северной земле
16/08/2013 22:11

Обвинения православных в «ереси патриотизма»

Примером любви к народу, причем народу, преступившему заповедь Бога, является в Библии пророк Моисей. Когда он спустился с горы Хорив и обнаружил, что израильтяне сотворили золотого тельца для поклонения, то он просил Господа истребить его самого, но помиловать народ. Замечателен также  пример любви апостола Павла к собственному, еврейскому, народу, в то время отвергшему Христа, и преследующему христиан: «...великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян, которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь» (Рим. 9, 2-5). Даже свою проповедь среди язычников апостол отчасти воспринимал как служение еврейскому народу: «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? (Рим. 11, 13-14). Пример апостола Павла как образец патриотизма приводится такими замечательными православными мыслителями, как философ и богослов Алексей Хомяков и священномученик протоиерей Иоанн Восторгов...

О возможных истоках уранополитической идеологии …


Когда-то Россия была оплотом православной веры, и угроза ее государственности была также угрозой Церкви. И служение Отечеству было одной из форм служения Богу, о чем мы можем прочесть у многих святых, например, св. Феофана Затворника или Игнатия Брянчанинова (см., к примеру, проповедь св. Феофана «И гражданская жизнь есть поприще богоугождения для тех, кои труды по ней Богу посвящают »). Соответственно патриотизм был ненавистен противникам Церкви. Сейчас другая историческая ситуация:  Церковь отделена от государства, государство является светским.  И все же приходится убеждаться, что патриотизм и сейчас также ненавистен противникам Православной Церкви. К сожалению, даже некоторые православные не понимают этого, и выступают против патриотизма  вообще (не только против его уродливых форм). Сами того не желая, они принимают сторону врагов ими же любимой  Церкви.

 

Мне неоднократно приходилось полемизировать с некоторыми своими единоверцами,  православными христианами, придерживающимися идеологии так называемого уранополитизма (небесного гражданства), кои считают патриотизм чуждым христианству. Ярким примером такого воззрения  служит доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 22.06.2012 г. священника  Алексея Шляпина. Христианство и патриотизм. О. Алексей утверждает, что «патриотизм - это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания»[1]. Ссылка на этот доклад  находится на уранополитическом сайте (см. http://uranopolitism.wordpress.com/new/), так что можно считать этот доклад настоящим манифестом уранополитической идеологии. О. Алексей Шляпин просто систематически изложил то, что было разбросано в отдельных статьях убиенного о. Даниила Сысоева, родононачальника уранополитической идеологии, который, по сути, приравнивал патриотизм к идолопоклонству: «Служение Родине, как это понимают патриоты - есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца»[2].

 

Я долго размышлял над тем, откуда в православной среде могли взяться антипатриотические настроения. Причины тому разные. Одной из причин мне представляется влияние сектантских идеологий. К этой мысли меня привело чтение работы баптистского публициста Дмитрия Таланцева «Ересь патриотизма», помещенной на сайте «Научно-богословский и общественно-политический журнал "Клад истины"». Большинство аргументов (хотя и не все) этого публициста мне до боли знакомо  по докладу о. Алексея Шляпина, статьям о. Даниила Сысоева и полемикам с другими уранополитами. Разница лишь в том, что Дмитрий Таланцев, нападая на патриотизм, на самом деле метит в Православную Церковь, а о. Алексей Шляпин и другие уранополиты, занимаясь тем же, искренне убеждены в том, что борются за чистоту Православия. Думаю, что такое совпадение взглядов по отношению к патриотизму не случайно - ведь о. Даниил Сысоев активно миссионерствовал не только среди мусульман, но и среди баптистов (и многих обратил, за что ему честь и хвала), и вполне мог кое-что усвоить из их аргументации. Не знаю, насколько позиция Дм. Таланцева соответствует позиции баптистов вообще, но никаких опровержений с их стороны на его антипатриотические выпады не последовало (хотя я знаю, что бывают и вполне патриотичные баптисты).

Дмитрий Таланцев пишет:  «"Патриотизм (от греч. patris - родина) - любовь к родине, отечеству..." (Энциклопедический словарь, 2т., 1963 г. стр. 176). "Родина (отечество, отчизна) - исторически принадлежащая данному народу территория". (Энциклопедический словарь, 2т., 1963 г., стр. 316).

Согласно этим определениям, получается, что любовь к Родине - это "любовь" к территории. Ясно, что то, что мы вкладываем в понятие "Родина" не есть просто территория, и что это, все-таки, более широкое, емкое понятие. Оно, очевидно, включает в себя не только территорию, но и людей, на ней проживающих, и государственную власть, действующую на ней, и многое другое. Чаще же всего, под "Родиной" просто понимается государство, где человек родился и вырос, провел детство, социализировался с другими людьми, получил начальное образование и т.д.

Что же означает "любовь к Родине"? Должен ли вообще человек ее "любить"? Как известно, любовь - это христианское понятие: "Бог есть любовь" (1-е Иоанн. 4, 8). А вот является ли христианским понятие Родины? Православная церковь так часто и много проповедует о "любви к Отечеству", - пожалуй, даже больше, чем коммунисты во времена Совдепии, - что у людей формируется стойкое мнение о патриотизме, как христианской ценности. Православных попов можно увидеть практически на любой патриотической или националистической тусовке.

Однако, если мы посмотрим, что на этот счет говорится в Священном Писании, то обнаружим довольно любопытную вещь. В Библии понятию Родины не придается абсолютно никакого значения и ценности. Скорее, наоборот, - если вспомнить, что Авраам с библейской точки зрения поступил правильно, послушав Бога и покинув свою Родину; или, что Раав-блудница "оправдалась верою", по-сути, предав свою Родину (укрыв еврейских шпионов). Но ведь совершенно ясно, что для патриотов, для патриотического мышления Родина как раз выступает в качестве Бога! Иначе говоря, патриотизм - это несомненная ересь с точки зрения библейского христианства, даже, пожалуй, не просто ересь, а совершенно другая религия. Ибо бог у этой религии совершенно другой, не христианский»[3].

Здесь я сразу хочу указать на принципиальную ошибку Д. Таланцева. Любовь к Родине как раз означает не любовь к территории, а любовь к народу, на это территории проживающему (собственно, он сам же признает, что понятие Родины шире чем просто территория). И когда говорят «сражаться за Русскую землю», то тем самым подразумевают не столько территорию, сколько народ, на этой земле проживающий. Ведь если враг захватывает землю, то населяющий ее народ либо изгоняется, либо истребляется, либо порабощается. Угнетается в любом случае. И сражаться за родную землю означает именно то, о чем говорится в библейской книге Неемии: «А неприятели наши говорили: не узнают и не увидят, как вдруг мы войдем в середину их, и перебьем их, и остановим дело их. И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим и начальствующим и прочему народу: не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои» (Неем. 4. 11,14). Это самое настоящее патриотическое воззвание.  «Домы свои» - это ведь тоже земное, как и территория. Только если весь народ изгнать из домов, то что будет с этим народом? Неслучайно и слово «дом» в Библии нередко употребляется в значении народа (дом Израилев). И государство по отношению к народу играет вторичную роль. Оно не имеет ценности само по себе, а служит для элементарного выживания народа. Не будет государственной скрепы, будет хаос и война всех против всех.

Но Д. Таланцеву книга Неемии на ум не пришла. Ему пришли на ум другие примеры - Авраам и иерихонская блудница Раав. Но эти примеры на самом деле вовсе не являются аргументами против патриотизма. Во-первых, Авраам действовал не по каким-то эгоистическим соображениям, а по повелению Бога. А патриотизм, проповедуемый в Православной Церкви, вовсе не ставит Родину выше Бога, и мы процитируем это ниже.  Во-вторых, патриарх не действовал в ущерб своим собратьям. Он просто ушел с одного, обустроенного, места и пошел в другое, следуя повелению Бога.

С Раав  сложнее. Она действительно действовала против собственного народа, спрятав еврейских разведчиков. Но тут на самом деле тот же случай - хоть мы и не знаем о том, что ей было повеление Бога, но ясно, что, зная о чудесных победах Израиля, она поняла, что евреям помогает Бог, и потому приняла их сторону, а стало быть, и Бога. Это также вовсе не противоречит учению Православной Церкви. Могут возникнуть ситуации, когда приходится выбирать между Родиной и Богом, и в этом случае для православного христианина ясно, что важнее. Кстати, и Раав, и Авраама приводят как пример против патриотизма и наши уранополиты.

Примером любви к народу, причем народу, преступившему заповедь Бога, является в Библии пророк Моисей. Когда он спустился с горы Хорив и обнаружил, что израильтяне сотворили золотого тельца для поклонения, то он просил Господа истребить его самого, но помиловать народ. Замечателен также  пример любви апостола Павла к собственному, еврейскому, народу, в то время отвергшему Христа, и преследующему христиан: «...великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян, которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь» (Рим. 9, 2-5). Даже свою проповедь среди язычников апостол отчасти воспринимал как служение еврейскому народу: «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? (Рим. 11, 13-14). Пример апостола Павла как образец патриотизма приводится такими замечательными православными мыслителями, как философ и богослов Алексей Хомяков и священномученик протоиерей Иоанн Восторгов.

Дмитрий Таланцев приписывает патриотам явно карикатурные черты: «Патриотическое мышление как бы "объединяет" людей одной страны, одного государства, против людей - граждан другого государства, как бы противопоставляет людей по признаку гражданства. Гражданам "своей" страны патриотическое мышление приписывает свойство "хорошести", а гражданам других стран - свойство "плохости". То есть, оно как бы "делит" мир на "своих" и "чужих" - по признаку гражданства. Поэтому оно приводит к феномену философско-политической паранойи, - когда разные неудачи страны объясняются всегда происками внешних врагов и всякого рода "темных сил". Общество с патриотическим мировоззрением остается слепым, оно не может выявить, вскрыть истинные, внутренние причины неудач, ибо все время ищет их вовне, а идолопоклонство перед Родиной не дает ему "прозреть"»[3].

Карикатурные патриоты действительно часто встречаются. Однако негоже по ним судить о патриотизме вообще. Это все равно, что по отдельным оголтелым фанатикам судить о христианах вообще.  Настоящие патриоты вовсе не приписывают гражданам других стран «плохость». Примером тому является св. Николай Японский, о коем я писал в полемике с о. Алексеем Шляпиным.  Св. равноапостольный Николай Японский прославился как замечательный миссионер, положивший начало Японской Православной Церкви. Ему было суждено пережить русско-японскую войну. Нетрудно понять, что он оказался в весьма двусмысленном положении. Будучи русским патриотом, желая победы  России в русско-японской войне, он благословил православных японцев молиться о победе своего Отечества и сражаться за него: «Любовь к Отечеству естественна и священна. Сам Спаситель из любви к Своему земному Отечеству плакал о несчастной участи Иерусалима. Итак, начнётся война... всегда усердно молитесь за ваше Отечество, как подобает добрым христианам-патриотам... Думаю, что употребление колоколов на это время лучше прекратить, чтобы не раздражать... тех, которые не успели или не хотели понять, что здесь не русская церковь, а вполне японская»[4]. Настоящий русский патриот, он сумел понять патриотические чувства японцев. Если бы он был «патриотом», каковым его рисует Д. Таланцев, то он бы признавал только один вид патриотизма - свой собственный, русский.

Во «Втором окружном послании» он сказал японцам-христианам: «О вас говорят, будто вы, как православные, зависимы от русского Императора, который будто бы есть глава Православной Церкви, и потому заподозривают вашу искренность в служении вашему собственному Императору и вашей стране. Какое ложное понятие о Православной Церкви! ... Для вас он есть не более как брат по вере, так же как и все русские, единоверные вам. Над вами русский Император не имеет ни тени какой-либо религиозной власти; между вами и вашим Императором он отнюдь не становится и вашей верности Отечеству вашему ни на волос не мешает. Как ваш брат по вере, русский Император, конечно, только желает, чтобы вы были хорошими христианами, усердно исполняющими все христианские обязанности, а в том числе и блюдение вашей верности и преданности вашей родной стране и вашему Императору... Не ясно ли как день, что Православие не только не вредит патриотическому служению своему Отечеству, а, напротив, возвышает, освящает и тем усиливает его?"[5]  И это не только личная позиция святителя.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» четко говорится: «Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания» [6].  Патриотизм же рассматривается как одна из форм служению ближнему:  «II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам»[6].

Любовь к ближнему, служение ему, как известно, одна из двух важнейших заповедей христианства. Конечно, на это единомышленники Таланцева (баптисты,  уранополиты  и прочие противники патриотизма) могут сказать, что ближний - это не только соотечественник, а любой человек, который находится рядом с нами, независимо от его национальности или гражданства. Это совершенно справедливо. Только ведь в реальности рядом с нами находятся чаще всего именно соотечественники. Большинство из нас живут в родном Отечестве, а не где-нибудь в Новой Зеландии. Ведь не сказано в «Основах», что патриотизм является единственным способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему. Сказано гораздо скромнее - «одним из способов». Есть, безусловно, и другие формы проявления исполнения этой заповеди, вовсе не связанные с патриотическим служением Родине, и Православная Церковь вполне отдает в этом отчет.

И еще на одном пункте  работы Д. Таланцева я хочу остановиться.  Он заявляет, противопоставляя христианство и патриотизм: «...патриотическое мышление является на самом деле самым антигосударственным и деструктивным. Именно в этом причина, почему пламенные патриоты, правившие Россией перед революцией, страну просто развалили, в результате чего революция и произошла. И очень знаменательно то, что как раз те, которые пришли к власти после них, патриотизмом отнюдь не страдали - это слово в 20 - годы было ругательным а Ленин говорил, что ему на Россию глубоко наплевать. Но вот почему-то как раз именно эти-то люди реально, на самом деле, и смогли восстановить Российское государство. Патриоты, правившие при Николае II-м, искренне и пламенно любившие Родину-Россию, развалили ее, ввергнув в пламя гражданской войны, а те, кто наоборот, ее ненавидел, в реальности-то как раз восстановили в ней государственность, остановили уголовный беспредел, прогнали немцев, и т.д. - короче, спасли эту Родину от полной гибели. Когда в 1-ю Мировую войну русскими войсками командовал великий князь Николай Николаевич - пламенный патриот, то немцы били русских как щенков, а когда власть взяли большевики и армией стал командовать ярый антипатриот Троцкий, то почему-то сразу же побеждать стали наши. Почему? Христианину совершенно ясно, почему: Бог ненавидит фарисейский патриотизм гораздо более лютой ненавистью, чем глупо-дебильный атеистический марксизм. Поэтому и в гражданской войне Он встал на сторону красных, а не белых»[3].

На самом деле тот патриотизм, что проповедует Православная Церковь, как раз на первое место ставит торжество Истины на Родине, а не торжество Родины как таковой.  В этом легко убедиться, читая творения наших святых, которые писали о любви к Родине и одновременно - о Божиих наказаниях за ее грехи, призывая к покаянию.   Насчет же того, что якобы причиной поражения в первой мировой войне был патриотизм - то это явная неправда. Как раз патриотизм в ту пору был в поругании в русском обществе. И об этом свидетельствуют очень многие. К примеру, уже упомянутый св. Николай Японский еще задолго до этого писал: «Наказывает Бог Россию, то есть отступил от неё, потому что она отступила от Него... Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать.  ...гнилой труп она по нравственности, в грязного скота почти вся превратилась, не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нём издевается. Мерзкая, проклятая, оскотинившаяся интеллигенция в ад тянет и простой, грубый и невежественный народ... Душа стонет, сердце разорваться готово»[7].

А вот что говорит св. Иоанн Кронштадтский: «Теперь приказано отпустить сто миллионов на постройку подобных панцирей; а способных офицеров нет как и нет, а главное - охоты к делу, патриотизма да религии в будущих моряках не предвидится, и морские будущие чудовища опять обречены будут на истребление. - Господа, извините, но послушайте болящего за флот постороннего человека. Приготовьте сначала любящих Россию и Бога и преданных всем сердцем делу офицеров, как в Германии и Англии»[8].

Другой замечательный церковный деятель  того времени, свмч Иоанн Восторгов, был вынужден заниматься апологией патриотической идеи, ибо видел, к чему ведет противопоставление христианства и патриотизма: « ...И ныне лицемерие и коварство, низость и предательство, прикрываясь красивыми словами и мнимоблагородными побуждениями, желают отвести и устранить от патриотического подвига и Церковь, и духовенство, и служилых людей, чтобы себе захватить власть, силу и значение в Царстве и беспрепятственно поработить русский народ инородческому игу» [9].

Конечно, когда началась первая мировая война, в нашем обществе начался было патриотический подъем. К сожалению, иногда он принимал уродливые формы что проявлялось в ненависти к русским немцам. И все же на самом деле это было лишь внешнее. За ура-патриотизмом и казенно-патриотической риторикой стояло угасание любви к Родине. И то, что большевикам удалось разложить русских солдат, то, что русские солдаты массово дезертировали с фронта - тому подтверждение.

Хотя все же неверно утверждение Д. Таланцева о том,  что немцы в первую мировую били наших, как щенков. Да, война шла не очень успешно для России. Да, наши войска потерпели ряд тяжелых неудач. Но поражения в войне наши не потерпели. Из истории нашего Отечества мы знаем, что наши очень часто неудачно начинали войны, но все равно побеждали. И тут наши одержали бы  победу, если бы не предательская роль революционеров,  прежде всего большевиков. Кстати, то, что войска под командованием ярого антипатриота Троцкого сразу стали побеждать немцев - настоящая историческая новость для меня. Всем известно, что большевики поспешили мир с Германией ценой очень больших территориальных уступок. Правда, потом, когда Германия была побеждена Антантой (а не армией Троцкого), то договор с Германией был аннулирован. Некоторые боевые действия между Советской Россией  и Германией, конечно, были, но не столь масштабные.

А вот во вторую мировую войну Советская страна уже по настоящему воевала с Германией и ее союзниками. И началась война еще более неудачно для нас. И тогда уже наследникам ярых антипатриотов пришлось возрождать патриотизм (для чего и с Православной Церковью отношения стали налаживать). Кстати, даже баптисты в то время занимали патриотическую позицию и защищали нашу страну, как и другие. Они, наверно, сильно бы подивились, если бы им попалось сочинение Д. Таланцева.

И  наконец, Д. Таланцев обращается к ситуации в современной армии: «Еще весьма наглядный пример, иллюстрирующий высказанные мысли - это ситуация с нашей армией. Государство у нас никогда не жалело средств и усилий, направленных на "патриотическое воспитание" молодежи. При этом оно в упор не хотело замечать такую проблему, как дедовщина. В результате при всех патриотических славословиях, вдалбливающихся молодым людям еще со школьной скамьи, армия оказалась абсолютно небоеспособной, так как стала разделенной, по сути, на две враждующих между собой группировки - "армию" дедов и "армию" салаг. "Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то" - это опять, извините, из Евангелия. (Мар. 3, 24). А если вспомнить еще разделение по землячествам, вражду к москвичам... . Интересно, как рота пойдет в бой против врага, если перед этим ночью одна половина роты "опускала" другую? Или когда человек попадает в армию и его там избивают до полусмерти, то кто для него является врагом - американцы? Или китайцы? Да нет, реальным врагом для него, угрожающим его жизни, являются "свои", русские»[3].

Я не знаю, служил ли Д. Таланцев в армии. Скорее всего,  нет. Я в армии служил, и на своей шкуре испытал «прелести» дедовщины. Так вот, дедовщина как раз и является одним из следствий угасания патриотизма в нашей стране. Ведь если бы наши солдаты любили свое Отечество по настоящему, то они бы видели в своих сослуживцах ближних, соотечественников. А так - налицо явное отчуждение, которое и приводит к дедовщине.  Кроме дедовщины, есть еще одно страшное явление - землячество, распространенное главным образом среди солдат-кавказцев. Так вот, кавказцы в воинских частях, даже будучи в меньшинстве, очень часто терроризируют русских солдат. Почему? Вовсе не потому, что они - поголовно герои, а русские - поголовно трусы. На самом деле все из одного теста. Просто среди них есть единство, а русские  разобщены, что явно говорит не в пользу того, что наши страдают от избытка патриотизма. А то, что Таланцев написал про бой - полная ерунда. Я в боевых действиях не участвовал, но из рассказов воевавших в той же Чечне  знаю, что на войне дедовщины было гораздо меньше. Во-первых, есть риск получить пулю в спину от обиженного во время боя, а во-вторых, опасность сплачивает людей.

 Кстати, я  вспоминаю, как перед демобилизацией командир роты собрал нас, дембелей, и сказал: вот, вы отдали долг Родине и все такое прочее. На это дембеля стали смеяться: «Да что мы ей должны, Родине? Что она нам дала?». Это - прямое свидетельство того, что от избытка патриотизма наши солдаты не страдают. Я уж не говорю о том, что наши парни вообще не горят желанием служить в армии. И я совсем не думаю, что причиной тому - патриотическое воспитание, проводимое государством. Да я и не заметил особого усердия со стороны государства в этом направлении. Во времена моей службы патриотизм вообще был не в чести.  Сейчас кое-какая работа в этом направлении ведется, но очень вяло, неумело и часто - фальшиво.

Итак, налицо явные  подмены в сочинении Дмитрия Таланцева. Заблуждается ли он искренне, или специально совершает эти подмены - мне неведомо. Смею надеяться, что первое.  Что является главным объектом его неприязни - Православие или патриотизм,  мне тоже неизвестно.  Ведь кроме этой статьи, у него есть и другие - к примеру,  «Иконопочитание», в которой он обвиняет нашу Церковь в идолопоклонстве и становится на сторону византийских иконоборцев, или. Но тревожно то, что подобные идеи проникают и в православную среду,  что видно по докладу того же о. Алексея Шляпина, статьям о. Даниила Сысоева и Александра Люльки.  Проповедуя среди сектантов, изучая их аргументы, нужно быть очень осторожным, чтобы не заразиться их заблуждениями самим.

                                                                                                                

Тимур Давлетшин, педагог, церковный певчий

 

Ссылки:

1.                  Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 22.06.2012 г. священника  Алексея Шляпина. Христианство и патриотизм.  http://ieralexei.ortox.ru/uranopolit/view/id/1130425

2.                  Сысоев Даниил, священник. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):). http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html

3.                  Дмитрий Таланцев «Ересь патриотизма». http://webcenter.ru/~gaspdm/erpat.htm

4.                   Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) 25 января/7 февраля 1904 г. Воскресенье. http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

5.                    Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) 29 февраля /13 марта 1904. Воскресенье Крестопоклонное. http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

6.                  Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. II. Церковь и нация. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422

7.                  Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) 3 (16) июля 1905. Воскресенье. http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

8.                  Выборка из дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского. http://www.ornin.narod.ru/dnevnik/o_rossii.htm

9.                  Свмч. Иоанн Восторгов. Речь при открытии IV Всероссийского съезда русских людей в Москве 26 апреля 1907 г., в Успенском соборе. http://ivskh.blogspot.com/2011/10/blog-post_2485.html.

 

Тимур  Давлетшин, Русская народная линия

 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter