Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
72400
Всего
241026689

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Об особенности духовности поморов. Православие на Северной земле
13/11/2013 12:56

Об особенности духовности поморов

Мать наказывает ребенка именно потому, что она его любит. Не желает любящая мать, чтобы ребенок рос ленивым, лживым, эгоистичным и, порой, наказывает ребенка, жертвуя собой. Ибо, невыносимо больно наказывать своего ребенка, но, если его поведение не оставляет выбора и слова не действую, значит, следует духовная жертва со стороны матери, огромная душевная боль, ради исправления души ребенка...

Выступление на городской научно-практической конференции "Архангельск: от поморских поселений до столицы Русского Севера"  сентябрь 2013 года


      Духовность, давайте сначала договоримся о терминах. Беда наша сегодняшняя в межличностном общении именно в этом – нет единого понимания предмета, о котором идет  речь.  Невозможно договориться двум математикам, если они исповедуют разные аксиомы о предмете дискуссии. Напомню – аксиома есть математическое положение, которое принимается без доказательств. Другими словами аксиома принимается на веру.  Можно вспомнить из истории той же математики геометрию Евклида, в которой параллельные прямые не пересекаются и геометрию Лобачевского, где эта аксиома опровергается.  И, повторюсь, если изначально не договориться об аксиомах, то спор и поиск истины теряют смысл. Но именно подобное происходит в современном мире в области духовных знаний. Давайте спросим  двух-трех высокообразованных людей, что такое духовность? Уверяю вас – мы получим три разных, зачастую, совершенно не совместимых, а, порой, противоположных ответа.  Спросите наших культурологов, какого человека можно называть воспитанным? Что такое воспитанность? И опять же нет какого-то единого вектора в понимании этого важнейшего понятия у современных людей. Но, простите, как же мы тогда говорим о воспитании? Чем занимаются наши многочисленные замы по воспитательной работе? Как вообще можно говорить о воспитании, не договорившись, что мы под этим термином понимаем?  


   В вопросах духовности такая же неопределенность, как и с понятием воспитание. И именно поэтому в начале своего доклада  предлагаю договориться о терминах, чтобы было понятно: о чем идет речь в предлагаемом сообщении.  Итак, что же такое духовность? В толковом словаре Даля это понятие вообще отсутствует, в словарях Ожегова и Ушакова присутствует, но совершенно схематичное и малопонятное. В них говорится  о приоритете моральных, интеллектуальных и нравственных ценностях над материальными.  При этом, какие ценности моральные, нравственные считать правильными, а какие ложными не раскрывается, а посему трактовать данный термин духовности можно очень широко и произвольно.  Например, коменданта одного из страшных концентрационных лагерей во время войны в Германии, где в сутки в печах сжигали более тысячи человек, можно считать духовным по этим определениям.  Ибо он прекрасно играл  наизусть все сонаты Бетховена, хорошо знал произведения Достоевского, был хорошим знатоком классической музыки и литературы, знал три иностранных языка и был прекрасным эрудитом в области светского этикета. Но все это не мешало ему руководить убийством тысяч людей. Надо заметить, что духовная деградация народа начинается  с размытия четких понятий в духовной и нравственной областях, когда под лозунгом свободы теряется четкость формулировок в этих важнейших жизненных  понятиях.  А далее нормой становятся сомнительные нравственные принципы, и мы приходим к страшному духовному состоянию общества, где критерием духовности становится соблюдение только уголовного кодекса. Вспомните провозглашенный первым Президентом России Ельциным принцип: «Можно все, что не противоречит УК России». Запредельная духовная мерзость, простите.  Но и поныне эта мерзкая духовная установка негласно действует, ибо никакого морального кодекса наши власти всех уровней, в отличие от коммунистов, где такой кодекс государством был озвучен, за эти годы так и не провозгласили на государственном уровне. Именно поэтому духовная деградация современного мира будет продолжаться с постоянным ускорением. Между  конфеткой и рыбьим жиром современный человек в своем подавляющем большинстве выбирает конфетку, просто потому, что она вкусная. И бесполезно говорить о том, что она вредна всем нашим органам пищеварения, а рыбий жир полезен. На первое место в рамках морали УК  у современного общества становится духовный лозунг древнего Рима «Хлеба и Зрелищ». Можно с содроганием вспомнить о десятках тысяч умирающих наших, особенно  поморских, деревнях, о деревенском бездорожии и о миллиардах, брошенных на ШОУ олимпиад, ЧМ, Евровидения и прочее.


  Итак, что же такое духовность?  С точки зрения учения Церкви – это умение ПРАВИЛЬНО любить. Слово ПРАВИЛЬНО я бы подчеркнул тремя чертами. Ибо, без духовность – это когда любят неправильно, любят ложные ценности.  Давайте договоримся еще об одной простой истине: весь материальный мир подчинен жестким, коррелирующим законам, которые мы изучаем в школах и университетах. Без знания этих законов невозможно было бы создать те удивительно умные и тонкие приборы, которые так плотно вошли в нашу жизнь: сотовый телефон, компьютер, телевизор.  Именно поэтому мы так настойчиво призываем наше юное поколение изучать данные законы и открывать новые. Но поразительно: современное общество отвергло напрочь существование духовных законов лежащих в основе человеческого бытия. Та свобода, которая стала главным критерием смысла жизни, призывает каждого индивидуума жить по своим индивидуальным нравственным законам, считая, что никаких объективных духовных законов нет. И тем самым призывая всех к духовному беззаконию. Все происходящее не поддается никакому логическому объяснению, особенно в рамках постоянного стенания о падении нравственности и морали. А как подобное падение может не происходить, если официальным критерием нравственности и духовности в нашем государстве является УК России.


     И здесь встает вопрос, как же в этих жутких духовных условиях люди Севера все еще сохраняют, по сравнению с центральными и южными областями, какие-то остатки порядочности и духовности, хотя разрушительные процессы в нравственной области и у нас идут в ускоренном темпе.


   Напоминаю, духовность – умение правильно любить. И, наверное, теперь уместно задать вопрос: а что значит любить, что лежит в основе этого загадочного, сакрального и таинственного чувства? Конечно, никакой конкретной и всеобъемлющей формулировки быть просто не может. Но, если мы желаем хоть как-то приблизиться к этой тайне, то все-таки должны сказать, что  основа любви -  умение и желание правильно жертвовать собой. Мать наказывает ребенка именно потому, что она его любит. Не желает любящая мать, чтобы ребенок рос ленивым, лживым, эгоистичным и, порой, наказывает ребенка, жертвуя собой. Ибо, невыносимо больно наказывать своего ребенка, но, если его поведение не оставляет выбора и слова не действую, значит, следует духовная жертва со стороны матери, огромная душевная боль, ради исправления души ребенка.
  

Именно этой особенной жертвенной любовью и отличались поморы. Можно задаться вопросом: в чем же эта особенность.  Однажды мне довелось разговаривать с человеком, который то ли в седьмой, то ли в восьмой раз уезжал на северную полярную станцию на дрейфующих льдах. Очень сложная и продолжительная командировка, когда десять человек в течение года живут на полярных льдах. Я спросил его: «Почему он бежит от спокойной городской жизни, от прекрасной семьи? Что в основе этих командировок: деньги, романтика, поиск смысла жизни?» И он мне ответил: «Да что вы, батюшка, все гораздо прозаичней. Мы там, на станции, так бережем друг друга, там такая атмосфера  преданной, жертвенной любви, которая не возможна в современном мире.  Поймите: поругались с поваром, остались без вкусного обеда, с радистом поругались –  остались без связи, с энергетиком – без тепла. Только там, в полярных льдах, понимаешь ценность каждой человеческой жизни, и  бережешь  свою  жизнь, потому что она нужна другим, и, тем более, жизнь и  настроение окружающих. А в Питере, просто тоскуешь по этой атмосфере, которой нет даже в своей семье. И поэтому снова и снова тянет туда, во льды, где учишься главной науке - подлинной, жертвенной любви».


    Если мы посмотрим на быт поморов, то увидим, что в одиночку прожить в Северной деревне просто-таки не возможно.  С соседом надо жить мирно, даже, если что-то в нем не нравится. Ибо, когда нужда заставить перетащить тяжелые бревна, поднять балку на прохудившуюся крышу, да мало ли проблем в деревенском быту – ту же дверь откопать, когда снегом завалило под крышу – кто, если не сосед поможет? Именно поэтому терпеливы и смиренны были жители Северных деревень. Умели они видеть чужую боль, чужие страдания – суровая жизнь Севера учила их этой правильной жертвенной любви, в отличие от жителей сытого и обеспеченного Центра и Юга, где выжить можно было и в одиночку.  Мы помним, что даже татары в годы своего нашествия на Север не пошли – жить на Севере для них было не под силу, любить так, как любят поморы, они не умели. И крепостное право на Северной земле не прижилось именно поэтому. Можно много рассуждать об экономике, о политике, но в основе бытия человеческого сообщества лежат духовные, объективные законы и северный человек, не зависимо от своего благосостояния, знал их и умел этим законам добровольно подчиняться. Какое крепостное право? Какая власть над своим земляком? Именно поэтому  духовно спокойным и размеренным был быт поморов, который сегодня катастрофически разрушается на наших глазах вместе  с Северной русской деревней. А мы сему разрушению современники и молчаливые, безмолвные свидетели. Что скажут о нас наши потомки через 20-30 лет, если мы вообще выживем, можно только догадываться. Научились мы с помощью современной цивилизации преодолевать трудности жизни на Севере и вместе с приходом, тепла, света, социальных удобств и сытости, пришли к мысли, что можно больше не учить и не подчиняться духовным законом, переходя в область духовного беззакония и, тем самым, практически теряем ту особенную духовность жертвенной любви, которую так долго сохраняли наши предки. И больно и горько от этого, но  конфета свободы от духовных законов оказалась такой заманчивой и сладкой, что найти духовные силы,  жертвенную любовь отказаться от нее, у современного северного человека, с его одряхлевшей душой, не получилось. Духовное беззаконие процветает, хотя бы от того, что ни в каких современных государственных учебных заведениях эти законы не изучаются, а отдаются на самостоятельную проработку. Удивительно: никому в голову не приходит отдать на самостоятельную проработку изучение математических истин, различных языков, музыкальной грамоте и то в государственных школах учим, но самые сложные, трудно постигаемые знания в духовной области нашей государственной наукой отданы на самостоятельную проработку, ибо наука считает, что мир может жить в духовном беззаконии. Право, просто страшно от всего этого, а еще от того, что мы живем в данное время, а значит, несем сугубую ответственность за подобное насаждаемое духовное беззаконие перед своими потомками.

 

Протоиерей Евгений Соколов, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии, духовник Сурского женского монастыря. 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter