Это что же получается - наши святые (Николай Японский, Иоанн
Кронштадский, Иоанн Восторгов и др.), уча патриотизму, защищая его от нападок
русофобствующих либералов и революционеров, на самом деле продвигали масонскую
идеологию? А русофобствующие либералы и революционеры на самом деле не
разрушали русскую государственность, а пытались ее спасти? Даниил Сысоев указал
на исторический пример Франции: «Французская Революция проходила именно под патриотическими
лозунгами, которые революционеры противопоставляли сверхнациональной сути
христианства. Именно под патриотическими лозунгами разрушались великие
христианские империи, которые как-то умудрились существовать без
национально-патриотического воспитания в течение столетий»...
Умеренные уранополиты не до конца понимают учение о. Даниила, закрывая глаза на его явные заблуждения …
Мною было написано уже достаточно много по теме
уранополитизма, антипатриотического учения, противопоставляющего Небесное
Отечество - земному. Однако полемика уранополитов и патриотов не затихает,
поэтому я не мог удержаться, и вновь обратился к этой теме.
С большим удовлетворением узнал, что даже среди
почитателей убиенного иерея Даниила Сысоева, основателя этого учения, есть
люди, которые, вовсе не желают следовать за ним в антипатриотическом пункте.
Свидетельством тому является замечательная статья в Живом Журнале православного
блоггера из Молдавии Александра Дрэничеру «Радикальный уранополитизм и любовь к
Родине. (Св. Косма Этолийский)». Статья великолепна, автор с
любовью говорит о своей Родине, Молдавии, и в то же время указывает на
опасность подчинения христианства национальному патриотизму. Т.е. автор говорит
о необходимости иерархии ценностей. Любовь к Родине не должна заслонять собою
Бога, и должна занимать подчиненное отношение к христианской вере. Думаю, что с
этим согласится любой православный христианин. И патриотическому сознанию это
нисколько не противоречит.
В числе прочего автор говорит и о св. Косьме
Этолийском.
Как я понял, Александр столкнулся с тем, что
уранополиты (или, по его терминологии, радикальные уранополиты) в своей
антипатриотической пропаганде опираются в числе прочих на св. равноапостольного
Косму
Этолийского, которому принадлежит некая якобы уранополитическая мысль. Но
Александр блестяще показывает, что попытка антипатриотов включить этого святого
в свои ряды является абсолютно некорректной. Но я приведу отрывок из его
статьи, в котором он пишет о святом:
«Христиане, здесь у нас нет родины (см. евр. 13:14) Бог потому и вложил ум в
голову, чтобы мы всегда стремились на нашу истинную родину - Царствие Небесное».
[там же, С.17]
Т.е. если
узколобно мыслить, что свойственно всем радикалам (к слову, не только
православным, но особенно протестантским сектантам), то Св.Косма вообще, как бы
отрицает Родину, и какой-то безродный скиталец. Но нет, вот он говорит:
«Покинув мою родину (около сорокапятидесяти лет тому назад), я обошёл многие
области, крепости, крупные и маленькие селения и даже побывал в
Константинополе, но дольше всего (целых семнадцать лет) я оставался на Святой
Горе Афонской, плача о своих прегрешениях». [там же, С.69] или: «Моё тщетное, земное, временное отечество - местность Апокуро,
находящаяся в епархии епископа Арты». [там же, С.17]
Т.е. он все-таки признает, что у него есть земная
Родина, но возразят - «как
место рождения он не отрицает, но в сердце уранополита не может оставаться
места для любви к Родине». Вот, честно, как-то сомнительно, чтобы
святой, который так любил свой народ, не любил своей Родины. Давайте посмотрим,
что он говорит своим землякам:
«Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык
наших предков, так как оба этих
понятия - суть нашей любимой Родины и без них нация наша
погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды
ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение
от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем». [там же, С.270]
Или чуть выше:
«Итак, чада мои, жители Парги, для сохранения веры и свободы вашего Отечества позаботьтесь о без отлагательном строительстве греческой школы,
что бы хоть ваши чада узнали о том, чего вы не знаете». [там же, С.269]
Вот как... святой печется о свободе Отечества... какого?! если
радикальные уранополиты любят так часто цитировать того же Св.Космы, что
отечества здесь нет? Они почему-то упорно не видят этих цитат. Так в чем же
дело? Почему Св.Косма неоднократно повторяет, что у христиан, истинная Родина
на небесах, а не здесь, и даже говорит, что здесь на земле нет отечества, а в другом
случае он печется о любимой Родине?»[1]
Интересно,
что Александр на самом деле является почитателем убиенного иерея Даниила
Сысоева и считает его святым. Себя он считает уранополитом и патриотом в одном
лице, вкладывая в слово «уранополит» святоотеческое, а не антипатриотическое
значение. Из чтения его статьи у некоторых может сложиться ложное впечатление, что
радикальные уранополиты извратили учение о. Даниила. Ведь Александр Дрэничеру вовсе
не опровергает уранополитизм вообще, а лишь «радикальный уранополитизм». Он
говорит: «возникло смутное ощущение, что в стане уранополитов произошел некий
перекос в крайность». И еще он пишет, что «войны между патриотами и уранополитами,
напоминают вражду между тупоконечниками и остроконечниками» (Из «Путешествий
Гулливера»).
Среди последователей
о. Даниила Сысоева, причисляющих себя к уранополитам действительно есть
умеренные и радикальные представители. Умеренные уранополиты на самом деле
практически не отличаются от умеренных патриотов, и, видимо, именно к ним
обращена статья А. Дрэничеру. Но, на мой взгляд, эти умеренные уранополиты
просто не до конца понимают учение о. Даниила, закрывая глаза на его явные
заблуждения.
Как я написал
Александру в комментарии, уранополитизм сам пор себе есть перекос в христианстве,
и «радикальные уранополиты» - это и есть настоящие последователи о. Даниила
Сысоева. А вот позиция самого автора в глазах истинных уранополитов вроде
Александра Люльки или Виктора Куприянчука (лидеров миссионерских школ с
уранополитическим уклоном) есть измена уранополитической идеологии. Кстати, А.
Люлька тоже отметился в комментариях, как оппонент Александра Дрэничеру,
естественно.
В защиту Александра Дрэничеру в комментариях выступил другой православный
блоггер, Сергей Ларин, тоже большой почитатель о. Даниила, но считающий себя
патриотом-белогвардейцем. Я имел честь пообщаться с ним в Интернете. По
утверждению Сергея, о. Даниил вовсе не был противником патриотизма вообще, а
был только противником фашизма, маскирующегося под патриотизм. Это весьма
интересно в свете того, что в основном полемика с патриотами у о. Даниила шла
вокруг темы Великой Отечественной войны, и патриоты в этой полемике защищали
величие подвига наших солдат, сражавшихся с фашистами. А вот о. Даниил значение
подвига наших солдат принижал, не видя особой разницы между защитой «сталинского»
СССР и службой вермахту: «Бесконечные
споры на тему, кто прав, а кто не прав в той или иной исторической ситуации,
связаны с тем, что не существует общепринятых норм оценки исторических событий.
Если высшая ценность - белая раса, то во 2-й мировой войне прав Гитлер, а если
интересы мирового пролетариата и коммунистического интернационала - то СССР»[2].
Ну и отношение к гитлеровскому холую Власову (бывшему сталинскому холую) было у
о. Даниила весьма отличным от патриотов отношения к предательству Власова.
У самого Сергея Ларина в ЖЖ есть статья, которая называется «О. Даниил Сысоев как истинный патриот», в коей он пишет:
«Обычно о.Даниила Сысоева представляют почти как
анархиста, будто бы отрицающего государственный строй, монархию, любовь к
Родине как таковые (хотя напрямую патриотизм=ересь никогда из его уст не
звучало)»[3].
Это верно. «Патриотизм=ересь» не звучало. Звучало другое: «Служение Родине, как это понимают патриоты -
есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца» [4].
Какая уж тут ересь, коли чистое идолопоклонство!
И противником
государственности о. Даниил вовсе не был. Напротив, он патриотов считал врагами
государства: «Я вообще не понимаю,
почему сейчас считается, будто для укрепления государства обязательно требуется
патриотическое воспитание. Насколько я понимаю, патриотическая идеология
разработана французским и немецким масонством 18 века с целью уничтожения
христианской имперской государственности» [5].
Очень
интересно! Это что же получается - наши святые (Николай Японский, Иоанн
Кронштадский, Иоанн Восторгов и др.), уча патриотизму, защищая его от нападок
русофобствующих либералов и революционеров, на самом деле продвигали масонскую
идеологию? А русофобствующие либералы и революционеры на самом деле не
разрушали русскую государственность, а пытались ее спасти? Даниил Сысоев указал
на исторический пример Франции: «Французская Революция проходила именно под патриотическими
лозунгами, которые революционеры противопоставляли сверхнациональной сути
христианства. Именно под патриотическими лозунгами разрушались великие
христианские империи, которые как-то умудрились существовать без
национально-патриотического воспитания в течение столетий» [там же]. Не знаю,
как там происходило в католической Франции (вообще-то этот вопрос требует
отдельного рассмотрения), в православной России все происходило с точностью
наоборот: патриотизм был таким же врагом разрушителей-революционеров
(выступавших под интернациональными лозунгами), как и православие. Зло всегда
прикрывается благочестивыми лозунгами. Верой, кстати, тоже.
Можно еще
много цитировать о. Даниила Сысоева, но думаю, что и из приведенного мною
достаточно ясно, что радикальный антипатриотизм «радикальных уранополитов» на
самом деле вполне соответствует учению основателя идеологии уранополитизма, а
не является неким уклоном. Просто у о. Даниила это как-то компенсировалось его
личным благочестием, которым, увы, не всегда обладают многие его ученики (да и
мы, противники этого учения, честно говоря, тоже в большинстве не блещем
добродетелями). Но давайте все-таки отличать личное благочестие от заблуждений.
Мы рассматриваем собственно учение уранополитизма, а не личные качества его
основателя.
Ссылки:
1. Александр Дрэничеру . Радикальный уранополитизм и
любовь к Родине. (Св. Косма Этолийский) http://dralexmd.livejournal.com/153258.html
2. Сысоев
Даниил, священник.
Уранополитические оценки истории. http://pr-daniil.livejournal.com/47465.html
3. Сергей Ларин «О. Даниил
Сысоев как истинный патриот» http://sergeylarin.livejournal.com/348206.html
4. Сысоев
Даниил, священник. Ответ
Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):). http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html
5. Сысоев
Даниил, священник. Патриотизм
и заповеди - 2. http://pr-daniil.livejournal.com/39746.html
Тимур
Давлетшин.