Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Октябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
76606
Всего
244653792

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Целое. Православие на Северной земле
07/12/2013 02:09

Целое

Это сейчас кажется особенно важным, потому что многие теряют, а некоторые и не приобрели и не знают совсем, что такое чувство Родины, и даже считают его чем-то маловажным или вовсе не существующим в реальности. И тогда невероятное нагромождение лиц, обстоятельств и фактов, большей частью безрадостных, раздражающих, способных ввергнуть в снобизм и хандру, – всё это постепенно заменяет собой чувство Родины, о которой если и отзываются уже, то с цинизмом или сарказмом, словно о каторге, на которой привелось родиться и жить. И весь вопрос будто бы только в том и состоит, чтобы с этой каторги как-нибудь сбежать поскорее...

Всё чаще можно услышать мнение, что правда – о разных событиях истории, о людях, о стране – не может быть… даже не то чтобы однозначной, а цельной. Уже общим местом стало утверждение, что истина о том или ином предмете складывается только из скрупулезного и последовательного освещения и изучения как можно большего числа деталей и нюансов. И вот якобы из множества этих деталей и выстраивается некая правдивая картина мира или представление о чем бы то ни было.

 

    

Звучит такое мнение вроде бы убедительно, но претворение его в жизнь дает странные побочные эффекты. Из нашей жизни в результате «критического разбора» целого исчезают такие простые и ясные понятия, как любовь к Родине, бескорыстность, совесть, долг, целомудрие, уважение к старшим. И вот уже грех становится «нормой», доблесть – глупостью, Родина – мачехой, Победа – выдумкой. И так далее и тому подобное…

Но вот что удивительно: даже множество учтенных, уточненных и оговоренных обстоятельств зачастую не складывается в какую бы то ни было цельную картину, а так и представляет собой собрание «правдивых», но разрозненных фактов, не способных заменить собой целое. В чем же тут дело? А дело в том, что определяющее значение тому или иному факту истории или событию в жизни человека придает наша способность оценивать любую «объективную» информацию эмоционально. Больше того, способность к обобщению – это не недостаток, как сейчас можно часто услышать, а одна из важнейших способностей человеческой личности. Свойства же и оттенки этой способности зависят от нашей духовной и душевной жизни. От того, что именно считаем мы высоким или низким, красивым или уродливым, благородным или подлым, во что верим.

И очень важно, чтобы вера была действительно правой, потому что именно от этого зависит ясность и чистота нашего взгляда.

Эта способность видеть, чувствовать и оценивать ясно суть явления хоть и кажется субъективной, но на самом деле является лишь способностью воспринимать, видеть и оценивать мир в свете истины, в Евангельском свете. Эта способность роднит людей, объединяет их в единую общность. Но тогда возникает вопрос: неужели эта способность принципиально доступна для одних и недоступна для других? Конечно, нет. Эта способность видеть жизнь духовно зависит от чистоты того, что святые отцы называют духовным оком, зависит от чистоты ума. А дело его очищения – подвластно человеческой воле и хоть совершается благодатью Духа Святого, но не без усилий самого человека. На этом зиждется наша вера и видение жизни, которое можно назвать православным, и это не фантом, а духовная реальность, приобщение к которой во многом зависит от нашей свободной воли, от нашего выбора. Это ясное видение предметов, явлений, лиц помогает человеку совершать свой путь восхождения к Богу непреткновенно, избегая соблазна и избирая сознательно благо. И без духовной способности к отличению одного от другого такое восхождение и путешествие невозможно.

Здесь могут возразить: а кто дал вам, православным, право судить, да еще с категоричностью, о явлениях… событиях… людях так, словно именно ваше мнение является непогрешимой истиной в последней инстанции? Разве не сказано Самим Господом: не суди и не судим будешь? Да, это правда, но, говоря о неосуждении, Господь вовсе не отвергает необходимость оценки: явления, события, человека… и множество этих оценок – прямых, точных, а зачастую нелицеприятных – мы слышим из уст Самого Господа. Другое дело, что, оценивая, Господь призывает и к исправлению, к покаянию, к преображению жизни именно потому, что существует реальный идеал, истина, к достижению которой можно и должно стремиться всякому человеку. И именно присутствие в мире истины позволяет нам оценивать определенно и четко, прежде всего, собственные мысли, слова и поступки, а затем и окружающий мир во всей его сложности. Умение же правильно оценивать многообразие проявлений жизни зависит напрямую от духовного воспитания, от той самой чистоты ума, о которой мы говорили и которая достигается сознательными усилиями человека, а наипаче действием благодати. Здравое духовное состояние позволяет человеку иметь и здравое суждение о разных предметах.

В этом свете хочется сказать несколько слов и о нашем земном Отечестве. Это сейчас кажется особенно важным, потому что многие теряют, а некоторые и не приобрели и не знают совсем, что такое чувство Родины, и даже считают его чем-то маловажным или вовсе не существующим в реальности. И тогда невероятное нагромождение лиц, обстоятельств и фактов, большей частью безрадостных, раздражающих, способных ввергнуть в снобизм и хандру, – всё это постепенно заменяет собой чувство Родины, о которой если и отзываются уже, то с цинизмом или сарказмом, словно о каторге, на которой привелось родиться и жить. И весь вопрос будто бы только в том и состоит, чтобы с этой каторги как-нибудь сбежать поскорее.

Но вот удивительно – даже «зоркое» видение всех реалий вовсе не означает того, что человек в самом деле имеет какое-то «объективное» представление о своем Отечестве, а только означает, что его знание не озарено верою и любовью, а чаще всего – раздражением и тоской, если вообще уместно говорить о том, что эти чувства могут что-нибудь «озарять».

 

    

И уж конечно, такие чувства, такое отношение к своей Родине вряд ли могут содействовать ее благому усовершенствованию. Без веры в будущее своего Отчества, без любви к нему нет и не может быть понимания вообще того, что такое Родина, потому что это понимание связано не только и даже не столько со знанием, но именно с любовью и верой. И без этих важнейших качеств обязательно будет хотеться куда-то уехать, где «люди живут нормально», и уж совсем не будет хотеться обустраивать то, что представляется чудовищным нагромождением безнадежных нелепостей.

А ведь это очень важно – обустраивать свою жизнь с Божией помощью, не чураясь труда во благо Отечества… Не того – страшного, «проклятого» и подневольного, когда человек «пахал» в прямом смысле как вол с утра до ночи, не видя света белого. Вопреки поговорке советского времени, такой труд не облагораживает человека, а ожесточает его до крайности. К слову, тяжкий, рабский труд – одна из тех реальностей недавнего прошлого, реальность главным образом относящаяся к жизни сельской, о которой сейчас как-то не принято вспоминать. А между тем эта каторжная повинность, может быть, и есть одна из основных причин того, почему Россия практически перестала быть страной крестьянской, почему не миллионы даже, а десятки миллионов крестьян ушли с земли в города.

Уходили ведь чаще всего именно потому, что видели: в городе люди не знают этого страшного, каторжного труда, а живут в бытовом отношении гораздо лучше. И вот это чувство несправедливости, осознание того, что можно жить иначе, вздохнуть свободнее, и гнало, гонит молодежь в город, там она и оседает. И города растут, превращаясь в странные образования, всё более отрывающиеся от жизни действительной в значении здоровой естественности и всё более представляющие собой жизнь искусственную, выдуманную, может быть и облегченную в бытовом смысле, но всё более обремененную какой-то непреодолимой бессмысленностью. Чисто городской, больной бессмысленностью существования.

Так в чем же выход? Понятное дело, что теоретически поразмышлять – дело нехитрое. Но с другой стороны, может быть, как раз надо бы всем нам уже рассудить здраво о том, что происходит, и начать менять нашу жизнь к лучшему.

Я убежден, что многие охотно жили бы и трудились на земле, если бы, с одной стороны, этот труд был свободным, а с другой – позволял бы поддерживать достаточно высокий уровень жизни. Я сейчас имею в виду банальные вещи: добротный дом, наличие газа, водопровода и канализации, хорошие дороги, транспорт, больницы, школы, детские сады… Ну скажите по совести, многие бы стремились в город, если бы в родном селе была возможность такой жизни? Значит, надо нам думать сообща, как эту жизнь обустроить; понять, что мешает этому, а что способно помочь. Потому что вопрос освоения бескрайних российских земель в XXI веке – это именно вопрос уровня жизни, как это ни банально звучит, и никакими идеологическими призывами людей сейчас «на целину» не заманишь. И если государство реально станет содействовать обустройству жизни села – из этой помощи может постепенно вырасти то цельное и важнейшее чувство, об утрате которого мы говорим, – чувство любви к Родине.

Но это о том, что государство может и должно, безусловно, делать для своих граждан. А сами мы что? Маемся от пустоты и тоски, томимся, не видя цели, придающей смысл существованию. А цель такую открывает вера и только вера. Открывает иное – духовное измерение жизни, способное собрать воедино мир, расставить всё по местам, обозначить путь и придать силы для преодоления трудностей.

***

    

Как-то отменили автобус, проходящий через поселок, и пришлось мне ехать стороной. Вышел я на трассе и пошел себе на службу через сады. Осень, пасмурно, грязно после дождя, но такая стоит тишина… такая благодать разлита в воздухе, что я иду и не то чтобы радуюсь, а ликую. Спустился к Альме, перебрался по камушкам, иду дальше по обочине грязной, расчавканной дороги вдоль сада опустевшего, опутанного зарослями ломоноса с одной стороны и посадок тополиных – с другой. Вокруг всё та же тишина глубокая, речка журчит, капли блестят на ветвях, и вдруг подул ветерок, листья с тополей посыпались – ведь ничего не случилось особенного, а я вдруг остановился и буквально задохнулся от счастья: Господи, как хорошо! Хорошо-то как – и больше ничего не нужно. Ты здесь… и я весь перед Тобой… И это – моя Родина, моя Россия, неотъемная часть ее целого. И кто может это чувство во мне упразднить, разрушить? Только грех. А если так, то только и нужно, что запомнить, сберечь эту минуту счастья в сердце. И там, где определил Господь, – жить, трудиться и молиться смиренно и… радостно. Вот ведь слово-то главное. Радостно! Это не значит, что всё время можно пребывать в состоянии эйфории какой-то, но – с верою, вот именно с верою, которая стала содержанием твоей жизни, можно и нужно терпеливо и постепенно преодолевать все трудности, встречающиеся на пути, и – преображать жизнь, пусть даже в том маленьком охвате, в котором определил нам жить и действовать Господь.

Бреду через осенние сады на службу свою, в свой храм, в своем селе… Ничего особенного в этом и – всё! Дай только, Господи, не утратить эту радость, не забывать о ней до конца, чтобы и в скорбях, и в трудностях, и в тревогах помнить, как хорошо с Тобой!

И не нужно нам куда-то вдаль устремлять свой взор с надеждой, что там – в чужеземье – только и есть настоящая жизнь. Неправда это. Правда в том, что нужно нам здесь и сейчас жить своей доброй и радостной жизнью. Жизнью простой и, главное, с Богом. Потому что с Ним не бывает плохо, даже если случается трудно. Он никогда не предаст, не оставит, не обманет. Никогда! Только бы мы сами не забывали о Нем. Вот ведь в чем всё дело.

Священник Димитрий Шишкин




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter