Гробница Ришелье
Историки
рассказывают, что, оказавшись в Париже,
Петр I
посетил церковь Сорбонны. Разглядывая величественную
гробницу кардинала Ришелье, царь воскликнул:
«О, муж великий! Я готов отдать тебе половину
моего царства, чтобы ты научил меня управлять другой
половиной!» На календаре был май 1717 года.
Самодержец к тому времени правил Россией уже 35-й
год.
Как построить идеальное государство? Хотя это один из
«вечных» философских вопросов, свой
практический ответ на него приходится искать любому
руководителю. Мыслители Запада и Востока составили свод
многочисленных правил управления. Но все они оказываются
бесполезными без такого личного качества правителя, как
смиренномудрие.
В первую очередь эта добродетель дает правителю верное
понимание природы его власти. Иначе его неизбежно поражает
так называемое «безумие Ксеркса». В 480 году
до н.э. этот персидский царь совершил неудачный поход в
Грецию. Когда готовилось сражение при Саламине, Ксеркс
приказал устроить понтонный мост, чтобы скорее перебросить
свои воинские силы к месту битвы. Но случился шторм, и
мост развалился. Разъяренный царь приказал высечь море.
Персидские палачи, бывшие при войске, вышли на берег и
стали хлестать цепями морскую воду.
Смирение мудрого правителя способно ему подсказать, что
его власть отличается от Божественного всемогущества и
человеческое распоряжение совсем не похоже на то Слово,
Которым сотворен мир. Лишь совсем бездарный чиновник
полагает, что может руководить по формуле: «я сказал
– и стало так».
Добродетель смиренномудрия удачно воплощена в образе
Кутузова из знаменитого романа Толстого:
«Долголетним военным опытом он знал и старческим
умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек,
борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что
решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего,
не место, на котором стоят войска, не количество пушек и
убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом
войска, и он следил за этой силой и руководил ею,
насколько это было в его власти».
Во вторую очередь, смиренномудрие дает правителю
правильное понимание его роли в мире. Часто неопытный
руководитель приступает к делу с мыслью: «До меня
здесь всё было организовано неправильно. Сейчас я научу
всех работать». Ему не приходит в голову, что та
социальная реальность, которую он желает перестраивать по
своему разумению, являет собой не простую бездушную
машину, а сложный живой организм, живущий по своим
законам. Его легко разрушить, но невозможно заново создать
одними лишь административными мерами. Известный афонский
монах
Паисий Святогорец рассказывал поучительный случай из
собственной жизни:
«Когда я пришел в келлию святого Ипатия в пустыне
Катунак, то увидел в саду много палок, воткнутых в землю
тут и там. Я недоумевал: для чего предыдущий монах воткнул
их так посреди сада? И решил навести порядок. Но как
только я выдернул третью палку, из дыры выскочила змея.
Оказывается, палками были заткнуты змеиные норы! С того
дня, куда бы я ни пришел, я и гвоздя не изменяю, пока не
пойму, для чего он здесь».
Прибытие М. И. Кутузова в Царево-Займище. Художник С. В. Герасимов. 1953 г.
Наивный правитель пытается сконструировать новую
социальную реальность. Опытный – бережно редактирует
уже имеющуюся, понимая, что другой у него нет. Вот и князь
Андрей Болконский в известном романе дает такую
характеристику Кутузову: «У него не будет ничего
своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но
он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на свое
место; ничему полезному не помешает и ничего вредного не
позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и
значительнее его воли – это неизбежный ход событий,
и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду
этого значения, умеет отрекаться от участия в этих
событиях, от своей личной воли, направленной на
другое».
Наивный правитель пытается сконструировать новую
социальную реальность. Опытный – бережно
редактирует уже имеющуюся, понимая, что другой у него
нет.
У Конфуция идеал смиренномудрия правителя выражен очень
похоже, хотя и с восточной загадочностью: «Шунь
управлял, не действуя. Как он это делал? Он ничего не
делал другого, кроме как почтительно сидел, повернувшись
лицом к югу».
Петра Великого принято возносить за то, что он лично
участвовал в строительстве кораблей. С тех пор пример
царя-плотника увлек многих чиновников, которые действуют
по принципу: хочешь, чтобы дело было сделано хорошо,
– сделай его сам. Но такой подход уничтожает саму
идею управления. Наверное, именно поэтому через 35 лет
трудов на русском престоле царь и признавался в своих
неудачах у могилы кардинала Ришелье.
Конфуций уверенно говорил о том, что за год может навести
в государстве порядок, а за три – привести его к
процветанию. Для этого просто не следует заниматься не
своим делом. В самом деле, правитель не ловит рыбу, не
водит в атаку воинов, не учит детей грамоте и не строит
дома. Единственный реальный ресурс, который у него есть,
это власть.
Стало быть, главное дело управления – разумно
распределять ее: «Если тебя привлекут к управлению
– в любом деле взыскивай и возвышай мужей достойных
и низлагай недостойных».
В любом управляемом обществе можно наблюдать интересное
явление: чиновники подражают первому лицу. Часто доходит
до того, что нижестоящие чины начинают разделять с
начальником его хобби и спортивные увлечения, копируют его
манеру держаться, одеваться и даже говорить. В результате
профиль государя тенью лежит на целой стране.
В беседе с одним из своих юных учеников Конфуций предлагал
воспользоваться этой особенностью для того, чтобы
искоренить коррупцию и прочие нестроения в государстве:
«Управлять – значит быть добродетельным. Если
ты, управляя, будешь благочестив, то кто осмелится быть
неблагочестивым? Если ты не будешь алчным, то и люди даже
за награду воровать не станут. Мораль благородного мужа
подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве:
трава наклоняется туда, куда дует ветер».
Без смиренномудрия даже исключительные таланты правителя
приводят, как минимум, к спорным результатам. Грандиозные
преобразования Петра Великого до сих пор оцениваются
неоднозначно. Вот и в ответ на его восторженные слова у
гробницы прославленного кардинала в Сорбонской церкви
кто-то сказал: «Вы действительно готовы отдать
Ришелье половину своего царства? Не советую. Он быстро
приберет к рукам и вторую половину».