Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Октябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
79010
Всего
244656196

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Рассказы о детских годах святителя Феофана. Православие на Северной земле
23/01/2014 09:02

Рассказы о детских годах святителя Феофана

Егорушка, как и все дети, любил сказки. Неподражаемой сказитель­ницей была его тетушка, Марфа Никифоровна. Обычно под вечер она собирала всю детвору в доме и начинала свои рассказы, которым, казалось, не было числа. За окном сумерки, в комнате полумрак, и так легко вслед за тетушкой путешествовать в разные сказочные царства-королевства, встречаться с дивными царевичами и царевнами. Тетушка рассказывала так ярко и убедительно, с такими шутками-прибаутками, что казалось, она и сама побывала во всех этих заморских чудесных странах...

 

23 января (по ст. ст. 10 января), в день рождения святителя Феофана, Православная Церковь празднует его память. Нынешний, 2014 год, является предъюбилейным. Ровно через год по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на общецерковном уровне будет отмечаться 200-летие со дня рождения Вышенского подвижника.

Писать о детских годах святого всегда непросто. Как правило, сохранилось очень мало достоверных материалов. Еще одна опасность – нарисовать елейно-слащавый образ, какого никогда не встретишь в жизни. Совсем не таким был будущий святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров. Резвый и стремительный, он был заводилой в детских компаниях и своим поведением часто огорчал матушку. Но в то же время он был мальчиком, открытым к новым впечатлениям и знаниям. О детских годах святителя повествуют несколько рассказов, которые мы предлагаем читателям.

***

В рассказах о святых людях мы часто читаем, что еще сызмальства будущие подвижники отличались от своих сверстников, бегали детских игр и развлечений, были кротки и молчаливы, любили проводить дни в посте и молитве. Некоторые мамы, читая такие рассказы своим детям, нет-нет да и заметят шаловливому малышу: «Посмотри, какой был послушный и примерный мальчик, а ты у меня в кого?»

Однако как много путей-дорог на земле, так много и дорог, ведущих в Царствие Небесное. Кто-то по своему характеру мягок и послушлив, и Господь в зрелости помогает развить эти качества. Кто-то, напротив, по своему характеру резв и стремителен, и при старании Господь такого человека образует в решительного воина Христова, который может привести к истине многих людей, стать защитником православной веры. Именно с таким характером появился когда-то на свет великий русский подвижник, молитвенник Русской Земли, духовный автор и богослов – святитель Феофан, Затворник Вышенский. О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного…

Святитель Феофан последние годы жизни провел в затворе в Вышенской пустыни. Уединение для него было «слаще меда». Святитель поражал своих современников удивительной целеустремленностью и работоспособностью. Как пчела, перелетая от цветка к цветку, кропотливо собирает драгоценный нектар, из которого получается душистый мед, так и подвижник многими трудами собирал христианские добродетели.

Святитель Феофан ушел из мира, со святительской кафедры не потому, что не любил людей и тяготился епископскими обязанностями, а потому, что хотел послужить Богу сугубыми, особенными трудами. Как из маленьких узелков плетутся монашеские четки, по которым совершается Иисусова молитва – грозное орудие против врага нашего спасения, так и Феофан Затворник, по крупицам собрав книжные знания, в тишине Вышенского затвора написал многие творения, указав всем ищущим путь ко Христу – путь ко спасению.

***

Будущий святитель родился вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года, когда во всех городах и весях русские люди праздновали победу над Наполеоновскими полчищами, восстанавливали разрушенные дома и селения, слагали патриотические песни о величии ратного подвига русского воинства.

В это время в Елецком уезде Орловского края, в селе Чернавске (совр. Чернава), жила семья молодого священника Василия Тимофеевича Говорова. Отец Василий был человеком прямым и открытым, добросердечным и гостеприимным. Его отличали особая внимательность и любовь к ближним, а также способность умирять любые ссоры. Он очень любил церковные службы и так часто бывал в своем храме, что родные и близкие говорили о нем: «Наш батюшка из епитрахили не выходит».

Татьяна Ивановна, мать будущего святителя, имела тихий кроткий нрав и любвеобильное сердце. Особую сострадательность проявляла она к больным и нищим, и никто из них не отходил от нее, не получив помощи.

По воспоминаниям родственников, Говоровы вполне оправдывали свою фамилию: они действительно были большие «говоруны» – любили собираться всей немалой семьей, приглашать родственников и знакомых и вести долгие, задушевные разговоры…

Егорушка родился 10 января 1815 года и был пя­тым ребенком в семье. Мать нежно ласкала и кре­стила новорожденного крошку, когда в комнату за­шел отец.

– А! И детвора тут! – весело сказал он, увидев Любу с маленьким Сеней.

– Ну, Таня, поправляйся, спасибо за сынка! Дай Бог ему только разум и доброе сердце – с ними век не пропадешь. Ну-ка, Егорушка, поди к отцу!

Отец Василий бережно наклонился к сыну и взял его на руки. Не прошло и минуты, как Егорушка так пронзительно вскрикнул, что отец даже вздрогнул.

– Ох, Татьяна Ивановна, сынок чуть меня не оглушил! – сказал он, отдавая малютку матери. – Такой голосистый, что беда! Ну, Господь с вами! – и отец Василий вышел из комнаты.

На следующий день после рождения младенец был крещен родным дедушкой отцом Иоанном и наречен Георгием. В семье же мальчика с самого рождения называли Егорушкой.

***

Егорушка, как и все дети, любил сказки. Неподражаемой сказитель­ницей была его тетушка, Марфа Никифоровна. Обычно под вечер она собирала всю детвору в доме и начинала свои рассказы, которым, казалось, не было числа. За окном сумерки, в комнате полумрак, и так легко вслед за тетушкой путешествовать в разные сказочные царства-королевства, встречаться с дивными царевичами и царевнами. Тетушка рассказывала так ярко и убедительно, с такими шутками-прибаутками, что казалось, она и сама побывала во всех этих заморских чудесных странах.

– В некотором царстве да в некотором государстве… – обычно неспешно начинала Марфа Никифоровна.

И тут даже самые резвые дети забы­вали о своих проказах и старались поближе подсесть к искусной сказительнице, чтобы услышать необычную историю.

Особенно мастерски Марфа Никифоровна рассказывала сказку о Жар-птице. Будто наяву, представлялись детям Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк и Златогривый конь. У Жар-птицы перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Прилетает она в сад и срывает с деревьев золотые яблочки.

Егорушка живо представлял, что он то, подобно Ивану-царевичу, подкрадывается к чудесной заморской Жар-птице, чтобы поймать ее, а то сквозь зеленые луга да чистые поля мчится на Златогривом коне за Еленой Прекрасной…

 

Как-то раз, слушая сказку, Егорушка часто посматривал на клетку с птичкой, висевшую около окна.

«Ох! Что-то затевает этот баловник», – тревожно подумала Татьяна Ивановна, поймав взгляд сына.

– Марфа Никифоровна, голубушка! Поглядывай-ка ты почаще за птицей, как бы Егорушка чего не натворил! – сказала она тетушке.

Но они не уследили за сорванцом. Однажды утром Татьяна Ивановна безмолвно замерла около клетки.

– Батюшки-светы! – наконец воскликнула она. – Да куда же делся хвост у птицы? Это непременно Егоровы проказы. Сеня! Позови сюда Егора.

Мальчик живо явился на зов.

– Это ты наделал? – строго обратилась к нему мать. – Ты это зачем хвост у птицы выщипал? Виданное ли дело, чтобы птица без хвоста была?! Погляди-ка, полюбуйся, какова птичка без хвоста стала!

Егорушка взглянул на клетку. Действительно, без хвоста птичка была довольно необычная и жалкая. С пушистыми крылышками, с высоким хохолком и без прежнего хорошенького хвостика она быстро прыгала взад и вперед по жердочке, недоумевая, что это с ней случилось.

– Батюшки-светы! – воскликнула она. – Да куда же делся хвост у птицы? Это непременно Егоровы проказы…

– Зачем ты хвост выщипал? – снова спросила мать.

– Я думал, что это Жар-птица и перышки тоже будут светиться, – честно объяснил Егорушка.

Когда же Марфа Никифоровна узнала о случившемся, только руками развела.

– Вот погоди, не буду больше тебе сказок сказывать, а то ты еще что придумаешь.

Однако добрая тетушка только ворчала на своего племянника. Сколько у нее было слушателей, а с таким неуемным воображением – только один.

Несмотря на шаловливость, все домашние любили Егорушку. Да и нельзя было не любить этого живого, веселого ребенка с добрым сердцем и открытым взглядом. Все понимали, что так проявлялся пытливый характер мальчугана: шалости происходили не от сознательного непослушания, а от желания самому всё узнать и попробовать.

***

С детства полюбил Егорушка и храм Божий. Пойдет отец Василий к службе – и Егорушка за ним. Постоит на клиросе с дьячками, выслушает их пение, подтянет, слазит с церковным сторожем на колокольню и позвонит к службе.

На колокольне нужно было особенное умение. Благовестили в большой колокол, глас которого неспешно плыл по округе. Средний колокол был полиелейным. А трезвон опытного звонаря, казалось, звал ввысь и возносился к небу так же легко и свободно, как Херувимская песнь во время литургии. Старый сторож советовал мальчику во время звона открывать рот, чтобы не оглохнуть.

Егорушка старался везде успеть. Быстро схватывал строй православной службы. А когда немного подрос, стал прислуживать отцу в алтаре.

Мысль работала стремительно. На колокольне он заметил, что от колокола к земле была протянута веревка. Вот он, спасительный путь!

Как-то раз вечерня уже закончилась, прихожане разошлись, ушел из храма и отец Василий. А мальчик задержался на колокольне: нравилось ему забираться сюда по крутым лесенкам, чинно звонить в колокол. А еще нравилось обойти вокруг большой колокол и неспешно обозреть сверху родные просторы! Как красиво и широко раскинулось селение, какой необычный изгиб у реки! А вот и крыша родного дома!

 

Уже и сторож, обойдя храм, проверил, везде ли погашены свечи, и, закрыв церковь на замок, отправился домой. В это время Егорушка спустился с колокольни и понял, что его заперли. Конечно, можно было снова подняться на колокольню и позвать на помощь. Но это было не в характере мальчика. Его мысль работала стремительно. На колокольне он заметил, что от колокола к земле была протянута веревка. Вот он, спасительный путь!

Взбежал вверх и посмотрел на землю. Всё же высоковато!.. Может быть, не стоит… Но пока не исчезла решимость, смело взялся за веревку и соскользнул на землю.

И очередной раз Господь сохранил Своего избранника. Мальчик остался жив, только веревкой сильно повредил руки и ноги.

Узнав о случившемся, отец Василий пророчески произнес:

– Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь, или архиерей!

Варвара Каширина

23 января 2014 года

Другие рассказы о детских годах святителя можно прочитать в книге В.В. Кашириной «Егорушка», выпущенной в Издательстве Успенского Вышенского монастыря.



Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter