Посетила Марья Дмитриевна Третьяковскую галерею. Шла по залам
усталая - день ее начинался с четырех часов утра. Но перед картиной Васнецова «Три
богатыря» старуха оживилась, просияла.
- Глядите-ко, - обратилась она к окружавшим ее
посетителям. - Жили-были преславные богатыри. Не сказка-побаска, а жизнь
бывала: Илья-то Муромец из-под ручки врага высматривает. На руке у него палица
висит, свинцом налита, а ему как рукавичка.
И сказительница запела былину:
Вздымет Илья палицу
Выше могутных плеч,
Жахнет палицей впереди себя,
Отмахнет, отмахнет созади себя,
Вправо, влево стал настегивать,
Вражью силу обихаживать...
Сказ о Марье Дмитриевне Кривополеновой, песеннице и сказочнице …

К 90-летию со дня кончины замечательной русской сказительницы, песенницы, сказочницы Марии Дмитриевны Кривополеновой (19/31 марта 1843 - 2 февраля 1924) мы помещаем сказ о ней её знакомого,
земляка писателя Бориса Викторовича Шергина (16/29 июля 1893 - 30
октября 1973).
Публикацию (приближенную
к современной орфографии) специально для Русской Народной
Линии (Публикуется
по: Шергин Борис. Изящные мастера. Поморские былины и сказания. - М.: Молодая
гвардия, 1990.- С.144-147) подготовил
профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски заменены
концевыми. Название - составителя.
+ + +
Мария Дмитриевна
Кривополенова и Борис Викторович Шергин
Родина сказительницы Марьи Дмитриевны Кривополеновой - река
Пинега, приток Северной Двины. На Пинеге и в начале века двадцатого можно было
увидеть деревянную Русь. Там во всем: в архитектуре, в одежде, в песнях, в
домашнем быту - Русь, в лице граждан Великого Новгорода, освоила Север еще в
четырнадцатом веке.
Неграмотная, но любознательная Кривополенова рассказывала о
продвижении Руси на Север так, как будто сама в тех походах участвовала:
«Прежде на Двине, на Пинеге, на Мезéни чудь[i] жила:
народ смугл и глазки не такие, как у нас. Мы - новгородцы, у нас волос тонкий,
как лен белый или как сноп желтый.
Мы, русские, еще для похода на Пинегу и карбасов не смолили, и
парусов не шили, а чудь знала, что русь идет, - раньше здесь леса были
только черные, а тут появилась березка белая, как свечка, тоненькая.
Вот мы идем по Пинеге в карбасах. Мужи в кольчугах, луки тугие,
стрелы переные, а чудь молча, без спору давно ушла. Отступила с оленями, с
чумами, в тундру провалилась. Только девки чудские остались.
Вот подошли мы под берег, где теперь Карпова гора. Дожжинушка
ударил, и тут мы спрятались под берег. А чудские девки - они любопытные. Им
охота посмотреть: что за русь? Похожа ли русь на людей? Они залезли на рябины и
высматривают нас. За дождем они не увидели, что мы под берегом спрятались.
Дождь перестал, девки подумали, что русь мимо пробежала:
- Ах мы, дуры, прозевали!
Для увеселенья и запели свою песню. По сказкам-то, никому во
вселенной чудских девок не перевизжать.
Было утро, и был день. Наши карбасы самосильно причалили к берегу.
Старики сказали:
- Вот наш берег: здесь сорока кашу варила.
Тут мы стали лес ронить и хоромы ставить...
В эту пору здесь у водяного царя с лешим царем война была. Водяной
царь со дна реки камни хватал и в лешего царя метал. Леший царь елки и сосны из
земли с корнем выхватывал и в водяного царя шибал. Мы водяному царю помогали. И
за это водяные царевны не топят ребятишек у нашего берега...
Это все мой дедушка рассказывал. Он от своих прадедов слышал. От
них и былины петь научился. Я у дедушкиных ног на скамеечке сидеть любила и с
девяти лет возраста внялáсь[ii]в его
былины и до вас донесла».
Имя шестидесятилетней сказительницы Кривополеновой известно стало
науке еще в конце прошлого столетия. Но записи ее былин покоились в
академических шкафах, а Марья Дмитриевна, всю жизнь тяжело работавшая, жила в
большой бедности: «Не замогу работать, пойду побираться».
Побиралась, на свадьбах невестины речи пела, на похоронах вопила.
Тем и кормилась до семидесяти двух лет!
В 1915 году отправилась на Север О. Э. Озаровская, московская
артистка и талантливая собирательница народных сказаний. Вскоре она писала в
Москву:
«Собирая словесный жемчуг на Пинеге, уловила я жемчужину редкой
красоты. Везу ее в Москву».
Так попала пинежская сказительница в Москву белокаменную. Не
многоэтажные дома, не автомобили поразили Кривополенову. Московской старине
радовалась по-детски она. Побывала в Кремле, посмотрела гробницу Ивана
Грозного, нашла даже за Москвой-рекой дом Малюты Скуратова. Все, о чем пела она
всю жизнь в былинах, - все оказалось правдой!
Если Кривополенова была жемчужиной редкой красоты, то Озаровская
явилась для нее оправой червонного золота, - она открыла людям талант
сказительницы. В Москве, в Петрограде, на Украине слушатели горячо принимали «бабушку
Марью Дмитриевну». Шел 1916 год.
Помню ее выступление в большой аудитории Московского
Политехнического музея.
Слушателей набралось до трех тысяч: студенты, гимназисты,
художники, ученые.
Марья Дмитриевна вышла на эстраду. Молодежь приветствовала ее
рукоплесканиями и возгласами:
- Здравствуй, милая бабушка!
Кривополенова ответила тремя истовыми поясными поклонами на три
стороны, по старинному обычаю:
- Здравствуй многолетно и ты, Москва, юная и прекрасная!
И зазвучала странная, непривычная мелодия, несхожая с русской
песней. Это был голос древней былины, и слушатели восприняли его сначала как
некий аккомпанемент. Но тут же сразу вникли в слова, прониклись содержанием.
Ведь былина из Киева, Новгорода, Москвы, давным-давно переселившаяся на Север,
нерушимо сохраняла общерусскую родную речь, Кривополенова, блестящая
исполнительница былин, и сама по себе была каким-то чудом и счастьем для всех,
кто видел и слышал ее. Маленькая, худенькая, одетая в темный, старинного покроя
сарафан, застегнутый сверху донизу на серебряные пуговки, в темном вдовьем повойнике,
она была похожа не то на девочку, не то на древнюю старуху. Приехав из дремучих
лесов Севера, она не боялась многолюдной аудитории - наоборот, полюбила ее,
чувствовала себя непринужденно и всегда и везде умела держать ее в напряженном
внимании.
Слушатели воочию видели древних богатырей - Вольгу Святославича,
Илью Муромца, Добрыню, слышали тяжелую поступь богатырских коней.
Сказительница рисует картину вражеского нашествия на Русь:
В солнце знаменье страшное,
В полночь звезды хвостатые,
Пред зарями земля тряслась,
Шла Орда на Святую Русь.
На Руси петухи поют,
Не спит Рязань полуночная,
По стенам не спят караульщики,
По угольным башням дозорщики...
И два, и три часа пела Кривополенова, а бесчисленная аудитория
воочию видела то, что внушала вещая старуха.
Не раз приезжала Кривополенова в Москву.
Посетила Марья Дмитриевна Третьяковскую галерею. Шла по залам
усталая - день ее начинался с четырех часов утра. Но перед картиной Васнецова «Три
богатыря» старуха оживилась, просияла.
- Глядите-ко, - обратилась она к окружавшим ее
посетителям. - Жили-были преславные богатыри. Не сказка-побаска, а жизнь
бывала: Илья-то Муромец из-под ручки врага высматривает. На руке у него палица
висит, свинцом налита, а ему как рукавичка.
И сказительница запела былину:
Вздымет Илья палицу
Выше могутных плеч,
Жахнет палицей впереди себя,
Отмахнет, отмахнет созади себя,
Вправо, влево стал настегивать,
Вражью силу обихаживать...
Взглянув на Добрыню, запела с улыбкой:
Три года Добрынюшка стольничал
У князя Владимира в Киеве.
Три года Добрыня в послах живал
У неверных королей, у немецких.
У Добрынюшки вежество врожденное,
Хитрость-мудрость природная...
В 1921 году Кривополенова в последний раз была в Москве. Нарком
Луначарский известил Озаровскую, что рад познакомиться с знаменитой
сказительницей. Его ждали с часу на час. Луначарский приехал вечером.
Озаровская зовет:
- Бабушка, Анатолий Васильевич приехал!
Кривополенова сурово отвечает:
- Марья Митревна занята. Пусть подождет.
Нарком ждал целый час. Марья Дмитриевна наконец вышла:
- Ты меня ждал один час, а я тебя ждала целый день. Вот тебе
рукавички. Сама вязала с хитрым узором. Можешь в них дрова рубить и снег
сгребать лопатой. Хватит на три зимы...
Марья Дмитриевна и наркома покорила умом и достоинством.
...Вернулась Марья Дмитриевна на Пинегу. Снова началась бродячая
жизнь сказительницы.
В 1924 году на Пинеге был недород, бесхлебица. Опять старухе
пришлось себе и внукам добывать хлеб в скитаниях по деревням.
Однажды отправилась она в дальнюю деревню. Возвращалась оттуда
ночью. Снежные вихри сбивали с ног. Кто-то привел старуху на постоялый двор.
Изба была битком набита заезжим народом. Сказительницу узнали, опростали
местечко на лавке.
Сидя на лавке, прямая, спокойная, Кривополенова сказала:
- Дайте свечу. Сейчас запоет петух, и я отойду.
Сжимая в руках горящую свечку, Марья Дмитриевна произнесла:
- Прости меня, вся Земля Русская.
В сенях громко прокричал петух. Сказительница былин закрыла глаза
навеки...
Русский Север - это был последний дом, последнее жилище былины. С
уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был
великолепен.
[i]Чудь - чудскóе, финское племя, в древности населявшее
северную Русь.
[ii]Вняться - вникнуть, понять.
Борис
Шергин.