Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
4074
Всего
240958363

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Слепой ведёт слепого. Православие на Северной земле
11/06/2014 18:15

Слепой ведёт слепого

У Пушкина есть стихотворение:

«пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг - отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Великий поэт «свободу» не противопоставлял «отчизне». С тех пор много воды утекло. Почти два столетия после Пушкина часть интеллигенции только и делала, что воевала за свою свободу посвящать свои прекрасные порывы кому и чему угодно, только не отчизне...

 


Самовлюбленные «интеллигенты» против вульгарных материалистов во власти. Победили деньги …

В заглавие статьи взяты строки из Евангелия. Описанная Иисусом Христом ситуация очень подходит к взаимоотношениям интеллигенции и власти Страны Советов в течение семидесяти лет нашей истории.

 

Кто читал «Хроники времён Фаины Раневской» наверняка не мог избавиться от ощущения, что наши деятели театра и кино жили и творили в некоем «вражеском» окружении чуждой им советской власти. Во многом - это сознательное преувеличение. Такие «страшные сказки» о жизни в Советском Союзе либеральные авторы начали нам рассказывать с начала 1990-х годов. С другой стороны, есть правда в том, что в нашем обществе имел место непрерывный внутренний мировоззренческий конфликт: атеисты-большевики с одной стороны, и неправославная, либеральная интеллигенция - с другой. Они не могли не враждовать за влияние, за первенство, за право только самим поучать и воспитывать народ.

Но где нет любимого Бога-Спасителя, там не может быть общей идеи обустройства жизни. Всякий по-своему бился над решением неразрешимой задачи: без веры помочь человеку стать духовно прекрасным! А не в силах разрешить её - обвинял во всем другую противоборствующую сторону.

Как слепые вели друг друга и оба попадали в яму!

Большевики предложили народу социализм на основе атеизма, и народ принял его. Но в наследство народу досталась и больная гордыней, неверующая интеллигенция. Её отличал светский гуманизм, то есть мышление, свободное от церковной и политической цензуры.

Изменяясь внешне, приспосабливаясь к новому политическому режиму, в своём мироощущении она осталась такой же, какой описывал её революционер Лев Троцкий еще в 1912 году, обвиняя её в необузданном индивидуализме, аристократическом скептицизме и во множестве других грехов. Перед революцией «кастовое самомнение» определённой части интеллигенции достигло высшего напряжения. Никогда еще она не занимала так много места в различных политических лагерях... «Никогда она не достигала такого самоупоения, такой самовлюблённости и притязательности. Религия - это я! Культура - это я! Прошедшее, настоящее и будущее -это я! (1)

И всё это больше - в фантазиях, в воображении, чем в жизни!

Троцкий считал, что «настоящая, подлинная несомненная история делается не этой интеллигенцией, а каким-то другими, большими силами. Ненадёжны те источники нравственной устойчивости, которые интеллигенция может найти в себе самой!» Добавим только, что эти источники к тому же изрядно были отравлены самой настоящей бесовщиной, которую можно почувствовать в некоторых произведениях «Серебряного века». Читаешь их и, как- будто ты на балу у сатаны.

По-сути, после отречения царя-батюшки, разгрома церкви - у русского народа не осталось ни одного истинного духовника: выбирать было не из кого: либо атеист комиссар с наганом, либо неверующий интеллигент со своей гордыней.

Можно обвинять Троцкого в том, что он презирал русскую историю, не признавал достижений нашего национального духа, но по поводу настроений непатриотической, неправославной части русской интеллигенции лидер большевиков попал в точку. Её высокомерие было обратной стороной её социальной слабости. В советское общество, основанное на идее коллективизма, эта (назовём её светская) интеллигенция влилась со всеми своими перечисленными выше «комплексами!» Лучшие её представители увлеклись революционной романтикой, но комплексы в сознании большинства творческих людей не куда не делись, они периодически напоминали о себе как хронические болезни! Отсюда, взгляд светской интеллигенции на народ оказался очень искажённым. Попытки большевиков создать какие-то формы народовластия и социальной справедливости, и связанные с этим неизбежные муки и страдания, представлялись ей - кровавой тиранией добравшегося до власти неграмотного простонародья, глупостью и преступлением.

Собравший воспоминания актёров в одной книге «Хроники времён Фаины Раневской» Д.А.Щеглов, разделяет эти взгляды. Он намеренно показал представителей рабочее-крестьянской власти, как душителей всего творческого и прекрасного. Кажется, прежде чем выйти на сцену в каком-нибудь революционном спектакле, актёры тайком за кулисами показывали фигу ненавистным Советам. Вот и знаменитый режиссер, Ю.А. Завадский «...ощущал фарс как господствующий стиль эпохи».(2.)

Социализм в России постепенно потерял жизненную силу в первую очень из-за официально насаждаемого атеизма, а также потому, что не получил должного художественного осмысления и воплощения в новые духовные ценности. Как можно понять из повествования «Хроник...» - скучно было интеллигенту-эгоисту «нянчиться» с, нечаянно (по его мнению) победившим пролетариатом, вникать в его заботы и помыслы. Пролетарское искусство делалось только «из-под палки», по приказанию комиссаров. Надо было как-то реагировать на появление нового зрителя. Если раньше люди из низших сословий не могли пойти в театр из-за отсутствия хорошей одежды. Теперь - внешний блеск перестал быть пропуском на спектакль. Можно было идти в повседневной одежде, можно было, не стесняясь - смеяться и не прятать глаза, полные слёз. Кроме постановок пьес классического репертуара, пролетарскому зрителю нужны были и современные пьесы, где бы он изображался как герой - в боях революции и в трудовых свершениях. Ему нужно было подтверждение, что мучился и страдал он не зря, рисковал жизнью - не зря! Что цель его борьбы - благородна и прекрасна! Но когда нет Веры, когда в душе каждый атеист сам по себе - самая прекрасная мечта о счастливой жизни рушится от человеческого себялюбия и неизбежного при этом отчуждения.

В своей статье о социализме писатель Леонид Бородин очень верно заметил, что ...за исключением Достоевского, никто не интересовался по-настоящему глубинными причинами возникновения социалистических настроений в душе человеческой.

Бородин напомнил мнение Достоевского, что «социализм как идея справедливого устроения мира есть единственно возможный, честный и мужественный вывод из признания несправедливости мира Божьего и несовершенства его.

Социалистическая идея овладевает сознанием по мере утраты интуитивного понимания мудрости религиозных установлений».(3)

Не смеяться надо было (тайком за кулисами) над большевистскими наставниками, а вместе с ними искать эту самую справедливость, доказывать творчески, что без промысла Божьего и страха Божьего - никакой справедливости не бывает! Напрасно, теоретики социализма еще до революции надеялись, что европейскую интеллигенцию (и нашу тоже) удастся убедить в том, что социализм открывает неограниченные возможности для приложения всех творческих сил. Новая жизнь казалась светской интеллигенции слишком «приземлённой» до уровня рабочего и крестьянина! Она не могла принять её эстетически.

Коллективный способ жизни требовал отдать все силы общественному служению, там искать своё счастье вместе со всеми. Но какое тут служение, если интеллигент имел совсем другое мировоззрение - светский гуманизм? При этом, им руководила непомерная гордыня, которую он ошибочно принимал за творческую силу вдохновения, за свою жизненную позиции. «Советский глянец придавал личности неизбежный оттенок убогости и вранья» - пишет автор «Хроники времён Фаины Раневской». Это не просто фантазия автора. Так в послевоенные годы, к сожалению, думал значительный слой творческих людей. Либерал от искусства с годами всё больше мрачнел и разочаровывался. С началом 90-х годов, он «дозрел» до полного отрицания положительных моментов в духовной жизни нашей страны. Автор «хроник времен Фаины Раневской» в этом плане - не исключение. Из его «хроник» совершенно непонятно во имя чего актеры и режиссеры, писатели и художники боролись с советскими ненавистными «наставниками»? Чего они хотели? Ведь очевидно, что мировоззрение зрителя, поставленного в социальные и экономические условия социализма, существенно изменилось. Если утвердился новый общественный строй, значит, в литературе и театре должны были появиться и новые герои. Понимая это, самые одарённые режиссёры пробовали показать их в своих постановках. В Москве и Ленинграде, в областных театрах с большим успехом шли пьесы, посвященные революционным событиям. В воспоминаниях народного артиста СССР Михаила Ульянова, говорится, что в советское время профессия актера «стала одной из самых общественно значимых» (4))

Ульянов рассказывает о большом актере Алексее Денисовиче Диком. В золотой фонд актерских достижений Дикого вошла роль генерала Горлова в спектакле «Фронт». До войны Алексей Денисович руководил театральной студией, где учил молодых актёров. Как же изображён Дикий в «Хрониках..»? Первым делом сообщается, что он «отсидел по доносу в тюрьме», потом много играл, снимался в кино и получал премии имени Иосифа Виссарионовича. Премии производили на него «интересный эффект». Чем больше он получал их от ненавистного тирана, тем больше пил. Да и вообще смотреть на текущую вне сцены жизнь иначе, чем через дно бутылки, представлялось ему прямой дорогой в безумие. Интересно как пережили это «страшное время» остальные актёры, которые не пили так много? Правда, верно и то, что творческий человек, исповедующий светский гуманизм и забывший Бога, чувствует себя одиноко в любом обществе: при царе - помазаннике Божьем, при капитализме старом, при социализме и в нынешнем рыночном обществе! И сделал себя тоскующей одиночкой он сам!

В «Хрониках..» описывается, как «несчастный Таиров вместе с Вишневским отправился в поход на одном из кораблей Балтфлота. (Всеволод Вишневский-автор пьесы «Оптимистическая трагедия»). Режиссера и драматурга можно понять. Им надо было узнать, чем живёт команда моряков, которых предстоит показать на сцене. Автор осуждает поступок А.Я. Таирова: «нелепейшая затея в духе времени. Какую правду он мог там увидеть?» - вопрошает он. «Когда и где бесформенная масса жизни влияла на творчество подлинного художника? Очень характерное замечание. Ну, конечно же, «несчастный» А.Я. Таиров нарушил негласное правило светской интеллигенции: все общепринятые истины они превращают в интеллектуальную глину, которой можно придать любую форму. Правда, для того, чтобы «произведение» из такой глины считалось в либеральной среде шедевром, в «глину» надо замешать побольше иронии и сарказма. Главное, создавать новые формы, а там, как утверждали европейские модернисты, из новых форм сами собой появятся новые смыслы. Надо только ни от КОГО, в том числе и от власти, не зависеть, и ни ОТ ЧЕГО не зависеть. Поэтому везде, в каждом выступлении, в каждой публикации авторов «либерального направления» - плач, что зажимают, что не дают творчески работать! Теперь вот у них новая напасть - «диктаторский режим» Путина!

У Пушкина есть стихотворение:

«пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг - отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Великий поэт «свободу» не противопоставлял «отчизне». С тех пор много воды утекло. Почти два столетия после Пушкина часть интеллигенции только и делала, что воевала за свою свободу посвящать свои прекрасные порывы кому и чему угодно, только не отчизне. Она (эта часть) последовательно прошла этапы, вначале светского гуманизма, потом модернизма, где была еще какая-то связь с духовными традициями народа, искусством прошлого; потом наступило время «торжества» постмодернизма, где интеллекту уже совсем не до идеологии, традиций, и народных духовных потребностей. Постмодернизм - это ни к чему не обязывающая интеллектуальная игра с самим собой. Причём, предполагается, что творческий результат такой игры будет обязательно с благодарностью принят зрителем, читателем, слушателем. А кто не примет, сам виноват! Значит, он есть ничего не понимающее быдло!

Исследователи рассматривают это явление, как противостояние официальной культуре. Либеральная творческая «элита» (или называя её по-другому - светская интеллигенция) всегда с чем-нибудь или с кем-нибудь борется: в царское время-с царизмом, в советское время - с большевиками и слишком политизированной культурой, в наше время - с любым государственным или общественным вмешательством в творческую деятельность. Правда, на наших глазах идёт тотальная коммерциализация культуры, но творческая «элита» борется с нею как-то вяло, без энтузиазма. Да и не может быть иначе. Она ведь «встроена» в эту коммерцию хитроумной системой грандов, премий и издательских требований. В этих условиях один выход - самоизолироваться еще больше ...или стараться понравится новой российской буржуазии, в том числе и среднему классу, заполонившему многие развлекательные центры мира. В этих целях появился - неонатурализм - продвинутый «изм», заменивший собой постмодернизм.

«Это особое явление культуры, когда плотское становится ценным само по себе, когда разнообразная жизнь нашего тела...становится интересней движений нашей же души, когда презентабельный внешний вид и отсутствие серьёзных проблем со здоровьем важнее, чем подвиг во благо человечества и умаление себя перед величием Божьего замысла.(5)

Естественным образом, для «неонатуралов» появились пьесы, шокирующие своими сексуальными откровениями. Телеэкран заполонило множество сериалов, где богатые и сытые непрерывно ублажают своё тело бесконечными развлечениями и сживают со света тех, кто им мешает это делать.

В этой вакханалии как-то плохо слышны чистые голоса истинных, самоотверженных деятелей культуры! Может, нам всем надо набраться терпения, надо дождаться, когда вся эта жующая и пьющая публика и обслуживающая её либеральная часть элиты - дойдут до полного...неонатурализма. Этому явлению на самом деле, уже тысячи лет! Все поиски счастья не в душе, а в материальном мире, периодически кончаются духовным крахом. Древний Рим тому пример.

Ждёт этот крах и уродливую «культуру» неонатурализма нынешнего мирового общества потребления!

 

Примечания:

1) Л.Троцкий «об интеллигенции. Литература и революция, Политиздат, 1991 год. Стр. 260

2) Дмитрий Щеглов. «Хроники времён Фаины Раневской», издательство «Астель»,Москва,2007. .

3) Л.Бородин. «О социализме». Статья в Интернете.

4) Михаил Ульянов. «Работаю актёром», Москва, издательство «Искусство», 987 год. С.32.

5) Игорь Лукашёнок. Главный стиль нашего времени. - Топос, 2013.31 октября.

 

Валерий  Скрипко.

 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter