Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Июль 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
39880
Всего
235958787

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
О СМЫСЛОВОМ ВАНДАЛИЗМЕ. Православие на Северной земле
11/03/2015 10:00

О СМЫСЛОВОМ ВАНДАЛИЗМЕ

Непристойные «прочтения» известных произведений – это не культура, а уничтожение культуры. Протест против такого уничтожения – это не «нападки Церкви на культуру». Это защита культуры от попыток ее разрушить. Мы имеем дело не просто с «оскорблением чувств». Не просто с причинением эмоциональных страданий, но с намеренным разрушением смыслов и символов...



Сцена из нового

 

    

 

Заголовки «Церковь требует запретить оперу “Тангейзер”» вызывают ожидаемую реакцию: ну до чего дошли попы! Уже и немецкий композитор XIX века Рихард Вагнер сделался им кощунником! Никогда такого не было – и вот опять! Что они завтра запретят?

Однако, как это обычно бывает с кричащими заголовками, вас просто вводят в заблуждение. Церковь ничего не имеет против Вагнера – и уж точно ничего не имеет против классической музыки. Речь идет о постановке, в которой знаменитая опера немецкого композитора подвергается непристойной переделке – примерно в стиле похабных пародий на «Евгения Онегина». Хуже того, в постановке появляется актер, изображающий Христа, в видах и позах, о которых мы не будем говорить подробно. Цель всего этого примерно понятна: люди, не способные создавать эстетические ценности, стремятся привлечь к себе внимание скандалом. Ничего нового в этом нет. Как нет ничего нового и в сопутствующем негодовании на любые попытки протестовать: мракобесы, мол, средневековые фанатики выступают против культуры! Но кто тут выступает против культуры? Давайте попробуем разобраться.

Что мы имеем в виду, когда говорим о культуре и культурных ценностях? Почему, собственно, они ценны?

Что мы имеем в виду, когда говорим о культуре и культурных ценностях? Почему, собственно, они ценны? Представим себе, что нас завоевали варвары, например тот же ИГИЛ, уничтожили все партитуры и записи того же Вагнера (и музыки вообще) и положили суровое наказание за любые попытки как-либо исполнять или слушать музыку. Сочтем ли мы это тяжким лишением? Несомненно. Почему? Допустим, материально завоеватели нас ничем не стеснили, и всё, что нам запретили, – это культуру. Музыку, изобразительное искусство, скульптуру. Вагнера, Бетховена, Баха, Чайковского, Таллиса. Но при этом мы вполне сыты и, пока не пытаемся тайком слушать партиты, в безопасности. Почему мы сочтем это тяжким притеснением? Почему культура – это ценность, которой ужасно лишиться и которую следует поддерживать?

Человек есть тварь словесная, он наделен способностью общаться не только на уровне сигналов, как животные, а на уровне смыслов. Культура есть мир символов, передающих определенные смыслы – причем смыслы не только на уровне информации, о которых мы можем прочитать в словаре (например «единорог означает целомудрие»), но на уровне отношений и переживаний – музыка, собственно, не сообщает нам информации, она передает переживание, невербализуемый опыт. Мы не можем пересказать словами Баха или того же Вагнера человеку, который их никогда не слышал. Такой человек лишен чего-то очень важного в своей жизни – хотя мы и затрудняемся выразить словами, чего именно.

Не просто «эстетического наслаждения» – мы понимаем, что речь идет не только о «наслаждении», речь идет о ценности. Об опыте красоты и смысла, переживание которого составляет принципиальное отличие человека от других существ. Как культурный человек, вы это чувствуете и знаете; но вы едва ли сможете объяснить это варвару.

Культурное переживание близко к религиозному – хотя, конечно, отличается от него. То и другое указывает на природу человека как существа словесного, ищущего смысла в своей жизни и в мироздании. Глубоко закономерно поэтому, что великие антирелигиозные движения были в то же время и антикультурными: борьба с религиозным дурманом обычно сопровождается вандализмом в отношении религиозного искусства. Наша, отечественная версия ИГИЛа была воинственно секулярной.

Разрушение может и не принимать форму физического уничтожения.

Есть менее расходный способ – осквернение

Однако разрушение смыслов может и не носить характера физического уничтожения – тем более что современная техника обмена информацией сделала уничтожение всех партитур и записей Вагнера задачей нерешаемой. Есть менее расходный способ уничтожения – осквернение. Приведу пример.

Известный рождественский гимн «Gaudette» («Радуйтесь») – это запоминающаяся мелодия, ее поют все – от церковных хоров до фольклорных коллективов; и вот какая-то группа – надо думать, идейные антиклерикалы – спела его не с традиционными словами, прославляющими Рождение Богомладенца, а со словами непристойными и похабными. На это можно наткнуться в сети – и отравиться. Среди ассоциаций, которые станет вызывать в вашем сознании эта прекрасная мелодия, будет не только детская радость Рождества, но и вот это – на что и делался расчет.

Вандалы (пока) не могут добраться до Сикстинской Мадонны и пририсовать ей усы – но они могут завалить вас репродукциями этой картины с пририсованными усами и назвать это «новым прочтением Рафаэля». Чтобы в сознании людей – особенно тех, кто не успел получить нормального образования в области культуры, – закрепилось, что Сикстинская Мадонна – это вот это, с усами. Если такое произойдет, то сама картина перестанет существовать как культурное явление – физически оригинал, конечно, не будет уничтожен, но в пространстве культуры и в сознании множества людей его заменит «новое прочтение», в котором смысл первоначального произведения будет полностью погублен.

Непристойные «прочтения» известных произведений – это не культура, это уничтожение культуры. Протест против такого уничтожения – это не «нападки Церкви на культуру». Это защита культуры от попыток ее разрушить.

Надо называть вещи своими именами: непристойные «прочтения» классических произведений являются актом вандализма, а не культуры

Мы имеем дело не просто с «оскорблением чувств». Не просто с причинением эмоциональных страданий, но с намеренным разрушением смыслов и символов. Этому надо противостать – и прежде всего стоит называть вещи своими именами. Такого рода прочтения классических произведений являются актом вандализма, а не культуры. Культура – это совсем другое.

Сергей Худие




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter