Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
24859
Всего
251895378

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Кресторез Георгий Кожокарь: На Соловках я увидел, как земля стала храмом. Православие на Северной земле
25/07/2015 22:26

Кресторез Георгий Кожокарь: На Соловках я увидел, как земля стала храмом

Кресторезная мастерская Соловецкого монастыря возникла около 23 лет назад. А живу я здесь 27 лет. Возникла она как просьба Соловецкого музея-заповедника учесть те памятники архитектуры, которые не попали в реестр памятников. Кресты стояли несколько особняком, и их то ли не заметили, то ли не учли. И меня попросили их найти, исследовать, учесть, обмерить, зафиксировать.

Была экспедиция из четырех человек, которая работала двенадцать дней. Мы ходили по островам и фиксировали то, что находили. В результате получилось около 30 крестов – памятных, поклонных, обетных...

 


Монолог Георгия Кожокаря – кресторезных дел мастера, который работает на Сельдяном мысу Большого Соловецкого острова в мастерской Соловецкого монастыря.

Что было сначала, Соловки или кресты?

Первое образование у меня – техническое строительное, второе – архитектурное. Десять лет я работал в проектном институте, потом три года в Академии наук СССР: руководил группой архитекторов. Поэтому есть опыт в практической и научной деятельности.

Что было сначала, Соловки или кресты? Сначала возникла религиозность. Человек без ориентиров – это чистый лист бумаги, на котором каждый может написать все что угодно. Ориентир мой был получен давно, четко и ясно. Я родом из Молдавии, мать болгарка, отец молдаванин. Оба были верующими, православными людьми, крестьянами.

А дальше уже пришло стремление к какому-то приложению сил. Ну и сыграла роль жизнь в сельской местности, где все конкретно, где человек определяет свое время и свой результат во времени.

Соловки, вообще Север, пришел, когда мы с супругой ездили по Архангельской области, встречались с людьми, беседовали, обмеряли храмы заброшенные. И захотелось в таком же ключе реализовывать себя. Потому что современная архитектура очень подвижна, разрушительна в плане духа, она предлагает множество философских течений, предложений, и все это раздрызгано так.

И есть вещи, которые составлены из простых, естественных природных материалов. Вот храм из дерева. Это же космизм. Взята природа, и из природы в природе сотворена природа духа. Получается – дух материализовался. И это делали 10–15 мастеров. А это артель, жизнь, отношения между людьми и отношение к материалу. Это же сплошные натурализмы.

И я нигде не видел ничего подобного, как на Соловках: здесь ландшафт поднят в стены, здесь сама земля переросла в храм. В некую сокровищницу материальную, шкатулку, куда народ веками сносил все свое самое дорогое, все свои тайны, сокровища.

Посмотри, что сделали руки, и только тогда поймешь, что в голове

Кресторезная мастерская Соловецкого монастыря возникла около 23 лет назад. А живу я здесь 27 лет. Возникла она как просьба Соловецкого музея-заповедника учесть те памятники архитектуры, которые не попали в реестр памятников. Кресты стояли несколько особняком, и их то ли не заметили, то ли не учли. И меня попросили их найти, исследовать, учесть, обмерить, зафиксировать.

Была экспедиция из четырех человек, которая работала двенадцать дней. Мы ходили по островам и фиксировали то, что находили. В результате получилось около 30 крестов – памятных, поклонных, обетных.

Двенадцать дней вылились в итоге в 24 года: изучение, исследование, осмысление, поиск аналогов и так далее.

Эта работа требует сосредоточенности, выбора направлений, тем, книг. Найти конкретный материал по теме, видовой материал практически невозможно – все это приходится искать в книгах, в периодической печати, в музеях. Мне приходится практически жить в книгах. Я сплю в книгах, ем в книгах, работаю в книгах. Как и работаю в опилках, сплю в опилках...

Осмысление темы выливается в конкретные действия. Изучение ради изучения неинтересно, и смысла в этом я не вижу. Любая теоретическая деятельность должна подкрепляться деланием. То, что в голове, мы можем познать, только увидев, что сделали руки. Наш конечный поезд едет в мастерские.

Если человек не воспроизводится, если он думает о том, что делать, и не делает того, что думает, это практически творческая смерть. Все эти вещи имеют вектор: мировоззрение, мировосприятие и миропроизводство.

За время нашего занятия крестами мы изготовили около 800 малых крестов. Все они разной ставрографии, они не повторяются. А больших поклонных крестов установлено двадцать шесть в разных точках страны и в других странах. И еще мы проектируем кресты, которые не обязательно должны быть поставлены. Работаем в стол. Это скорее некий концепт, который вбирает в себя тему в развитии.

За счет тех крестов, что мы нашли здесь, мы изучили древнюю традицию. В настоящее время мы ее перерабатываем и думаем о том, как это все будет двигаться дальше.

Все кресты восстановим и будем отдыхать

Есть уже почти что притча, будто бы мы решили восстановить все кресты, что были на Соловках. Это не так.

Правда в том, что на этот род занятий нас благословил старец Иоанн Крестьянкин. И периодически я приезжал к нему и показывал фотографии, наши изделия, то есть показывал, как мы движемся в данном направлении. И когда я его спросил: «До каких пор мы будем этим заниматься?» – старец в свою очередь переспросил: а сколько вообще на Соловках крестов было? Я сказал, что есть такая собирательная цифра – более трех тысяч. Старец ответил: вот когда все восстановим, тогда и отдыхать будем.

Сами понимаете, что восстановить все кресты – такой цели у нас нет. Это было бы неестественной дерзостью.

Восстановление креста – это сугубо соборное мероприятие. Это не личный подвиг. Я вообще считаю, что здесь нет личностного. Любое Божие дело – чисто соборное.

Смысл жизни – вещь очень серьезная.

Поставить крест

Какие ощущения испытываешь, когда ставишь крест? Внутри только ответственность: крест состоялся. Сама установка креста заключается в сосредоточении. Нужно понять, кто где стоит, все ли на месте. Я обычно занимаюсь руководством всей схемой. У нас по-разному бывало, бывало, что и роняли...

Говорить о неком таком ликовании я бы не стал. Ликование происходит, когда уже все закончилось, когда – затишье. Когда совпало представление о том, как оно могло бы быть и как оно стало. Да, это есть.

Была такая история, когда в 1992 году на Соловки приезжал Патриарх Алексий Второй. Мы должны были установить первый поклонный крест у подножия Секирной горы. А я еще никогда не участвовал в установке крестов такого размера.

И нам сказали: сначала будет трапеза, а потом освящение креста. А трапезники не успели приготовить обед...

Мы только развернулись, а по лестнице уже несут переносную колокольню. Спускаются, звонят, пение такое... Вообще, это было ангельское состояние, если бы не такая ответственность, можно было бы впасть в транс. Мы как напряглись! Думали – пока они спускаются, мы поднимем крест... Но крест даже не вздрогнул. А люди спускаются, поют, народу – река. У нас так руки и опустились.

А у подножия горы грязь кругом и уложены струганые доски. Святейший Патриарх на доску встал, посмотрел, как я там бегаю, и рукой сделал такое легкое движение к себе: «Поднимайте, поднимайте», – говорит. И крест так – раз! За пять секунд поднялся. Взлетел.

Вот это чудо, я считаю.

Поколение, которое прошло через комсомольцев и октябрят

Пока я проектирую один крест, я себе уже пять представляю. Если взять все кресты – это один крест. Каждый из них – это вроде остановки. Ты едешь в одном направлении, просто высаживаешься по пути. Я всегда готов сделать любой крест любого содержания.

Работа над крестом имеет возраст. Сейчас, в этом возрасте, мы уже быстрее все делаем, а раньше изготовление одного креста длилось год, полтора года. А бывало, что за год делали три креста...

Самым сложным был крест, который стал не реконструкцией, а осмыслением. Пошел процесс осмысления традиции креста и интерпретация его нашим поколением. То есть поколением, которое прошло через октябрят, комсомольцев. Пришлось поработать глубоко и со смыслами, и со значениями, с переводами текстов и так далее.

Это крест, который установлен на Анзере, посвященный новомученикам и исповедникам Соловецким, установленный в день памяти всех иерархов, которые страдали и погибли на горе Голгофа.

Он украшен крестами. Крест называется Ставрион – от греческого «ставрос», крест. То есть крест в крестах, вбирающий в себя кресты кладбищенские. Кроме того, полиставрион – это ткань, украшенная крестами, в которую в древности облачались епископы.

Как здесь можно жить?

Меня спрашивают, как живется и работается в таком месте, где, с одной стороны, многовековая намоленность, с другой – страдания двадцатого века.

Как мне работается здесь? Легко! Называется это присутствием в сакральном пространстве. Если душа твоя десакрализована, если вы вступаете в конфликт с пространством, то ждите вот этого: как здесь можно жить?

Идентифицироваться относительно того места, где находишься, – это великое благо. Это огромная помощь твоему духовному становлению. Если человек этого не понимает, то он в общем-то жалкий человек. Он не понял, где он находится, что он делает и куда он движется. В нем нет внутренней крестообразности.

Что такое крестообразность? Это когда ты чувствуешь свою привязку к прошлому, боязнь за будущее и связь с Богом. Душа растягивается, как мембрана, и слышит любой звук. Если ты вписываешься в это пространство, то все, кто здесь жил, кто молился здесь, они как бы вступают в помощь тебе. К нашей крови добавляется сокровище – сокровище тех, кто оставлял здесь свои силы, духовные и физические.

Записала Светлана ГАВРИЛОВА. Фото автора и Павла Кононова

Источник: http://pravdasevera.ru/-vkzf4w3v




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter