Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
42794
Всего
251766619

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Служение образу. Православие на Северной земле
08/08/2015 12:20

Служение образу

«Я все сказал своими отреставрированными иконами» — убежден реставратор Архангельского музея изобразительных искусств Александр Мурашов. И именно поэтому он не общается с журналистами. Быть может, это и правильно. «По плодам их узнаете их», — читаем мы в Евангелии от Матфея (Мф 7:16). Однако понять, сколько сил вложил мастер, чтобы икона вновь обрела прежние краски, сможет лишь профессионал. О работах Александра Мурашова согласилась рассказать доктор искусствоведения Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства...


«Я все сказал своими отреставрированными иконами» — убежден реставратор Архангельского музея изобразительных искусств Александр Мурашов. И именно поэтому он не общается с журналистами. Быть может, это и правильно. «По плодам их узнаете их», — читаем мы в Евангелии от Матфея (Мф 7:16). Однако понять, сколько сил вложил мастер, чтобы икона вновь обрела прежние краски, сможет лишь профессионал. О работах Александра Мурашова согласилась рассказать доктор искусствоведения Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства.

Матигорские иконы

Архангельский музей выпустил каталог отреставрированных Александром Мурашовым образов XVI - XIX веков из различных уголков Севера. Работа над иконами длилась годами, а иногда и десятилетиями. Порой на стол к реставратору попадали образы, которые нельзя было поставить вертикально — они начинали разрушаться.

Одна из сложнейших работ, которую выполнил Александр Мурашов для музея, — реставрация икон из Пятницкого придела храма Воскресения Христова в Матигорах. Образы несколько десятилетий пролежали в очень сыром помещении, их деревянная основа и паволока[1] были поражены плесенью. Реставраторы к ним боялись подступиться. Когда иконы передали Мурашову, его главной задачей была консервация. Мы не ожидали, что эту работу он доведет до конца. Реставрация длилась более пяти лет. Это был уникальный процесс: живопись с грунтом отделили от доски, потом специальным раствором, уничтожающим плесень, обработали основу, тыльную сторону холста, размягчили холст с живописью и попытались , к счастью удачно, посадить все на место.

Подобным образом реставрировали иконы и прежде, однако методику именно для этих образов придумал Александр Мурашов, советуясь с коллегами. Не каждый возьмется за такую работу, потому что универсальных методов нет и каждая икона преподносит мастеру свои сюрпризы.

К иконе, как к человеку

Александр Мурашов относится к образам, как к людям. Главное для него максимально сохранить артефакт, не навредив ему. Думаете, он не может дописать несохранившиеся детали? Может. Однако знаете, никто не доделывает руки Нике Самофракийской и Парфенон не достраивает, у музейных работников другие задачи: мы обязаны сохранить руку автора произведения. Люди приходят в музей смотреть подлинные памятники. Если на табличке написано XVII век, значит, экспонат должен раскрыть эту эпоху, а не преподносить видение реставратора, дописавшего там и подделавшего здесь.   

Музей дает Александру Мурашову самые сложные образы: последний — уникальная икона преподобного Димитрия Цилибинского. Предположительно, она стояла в возглавии раки святого. Образ поздний, конца XVIII — начала XIX века, и раскрывать его можно только, как говорят реставраторы, «всухую». Используя этот метод, специалист под микроскопом миллиметр за миллиметром раскрывает поздние записи, грязь и темную олифу. Это очень долгий процесс, и он требует колоссального терпения.

Одна из тем, над которой Александр Мурашов работает долгие годы, — образы северных святых. Недавно он принес законченную икону святых Зосимы и Савватия Соловецких с необычайно подробным изображением монастыря. Хотя для нашей коллекции образ относительно поздний, конец XVIII — начало XIX века, но очень родной.

Был Евангелист, стал Иоанн Златоуст

С одной из икон, над которой работал Александр Мурашов, произошла интересная метаморфоза. Образ евангелиста поступил на реставрацию под слоем сплошной поздней записи[2]. Но кто-то давно сделал частичное раскрытие, и мы увидели красивый орнамент на нимбе, поэтому решили попытаться раскрыть икону. Однако после завершения работ вместо образа евангелиста пред нами предстал образ святого Иоанна Златоуста.

Скорее всего история  сложилась так: к концу XVI века икона прожила свою жизнь, но доска сохранилась в хорошем состоянии. Для следующего иконостаса потребовался образ евангелиста. Иконописец написал его масляными красками на той же самой доске. Поздний образ реставратор удалил, как только удостоверился, что древний образ святого Иоанна Златоуста под записью сохранился полностью.

Погасить в себе творца

Одна из интересных работ Александра — образ Рождества Господа и Бога нашего Иисуса Христа, находившийся ранее в Михаило-Архангельском монастыре. Когда икону раскрыли, оказалось, что на ней много вкраплений воска, и их решили оставить. Во-первых, образ связан с древнейшим монастырем Севера. Во-вторых, просто так такие большие вкрапления вряд ли бы стали делать. Не исключено, что это был своеобразный реликварий. Например, туда могли расплавлять свечи, связанные с каким-то праздником или привезенные из Иерусалима. Бывали случаи, когда в такие фрагменты запаивали частицы мощей. Александр Мурашов не стал скрывать эти фрагменты, они видны, но нивелированы по цвету, поэтому не бросаются в глаза. Мы имеем дело с реликвией, и в этой связи решили не нарушать историческую традицию. У реставратора есть невероятное уважение к иконе, работа над этим образом лишнее тому подтверждение. 

Мастер отреставрировал много икон для архангельских церквей: укреплял образы для Соломбальского храма, работал в Ильинском соборе, много лет помогает Сийскому монастырю. Александр прекрасно реконструирует, но даже для церквей предпочитает сохранять археологическую ценность. Настоящий художник, он сумел погасить в себе творца, в данной профессии это необходимо.

Подготовила Дарья Андреева



[1] Паволока — основа холста, на которой лежит слой живописи и грунта.

[2] Запись — подправка красками, сделанная поверх первоначального красочного слоя с целью поновления иконы. Различают частичную и сплошную запись.




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter