Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
19320
Всего
251664524

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Антониево-Сийский монастырь. Святыня духовная и... гражданская. Православие на Северной земле
18/09/2015 15:09

Антониево-Сийский монастырь. Святыня духовная и... гражданская

Северная Фиваида русская, ожерелье монастырей, рассыпанных от Москвы до далекого Мурмана, необыкновенно пестра. Есть среди ее многочисленных бусин и громадные, процветающие обители – еще три века назад их настоятели, бывало, управляли территорией размером с небольшое европейское государство. А есть и малые жемчужины – пустыньки на островах, по берегам озер и рек. Где-то одна церковка, а где-то – с полдюжины храмов один другого величественнее. По нынешним же временам добавилось еще одно различие: здесь монастырь блистательно реставрирован, тут – жизнь едва теплится в развалинах, а там – и тропы-то не осталось, всё заросло…


Северная Фиваида русская, ожерелье монастырей, рассыпанных от Москвы до далекого Мурмана, необыкновенно пестра. Есть среди ее многочисленных бусин и громадные, процветающие обители – еще три века назад их настоятели, бывало, управляли территорией размером с небольшое европейское государство. А есть и малые жемчужины – пустыньки на островах, по берегам озер и рек. Где-то одна церковка, а где-то – с полдюжины храмов один другого величественнее. По нынешним же временам добавилось еще одно различие: здесь монастырь блистательно реставрирован, тут – жизнь едва теплится в развалинах, а там – и тропы-то не осталось, всё заросло…

Если современная северная обитель выглядит процветающей, если церкви ее как следует восстановлены, если вернулось к ней величие, значит, скорее всего, нашлись некие щедрые жертвователи, подарившие ей новую жизнь. А их, в свою очередь, привлекло какое-то историческое обстоятельство, поставившее монастырь в фокус общественного внимания.

Именно там обстоят дела со знаменитым Антониево-Сийским монастырем в Архангельской области.

Не столь уж много дошло до сегодняшнего дня святынь допетровской России, прямо и нерасторжимо связанных с династией Романовых. Какие древние обители в первую очередь приходят на ум, когда вспоминаешь ее судьбу? Новоспасский монастырь в Москве, Новоиерусалимский – под Москвой, да Ипатьевский – в Костроме.

Следующим в этом ряд надо ставить именно Антониево-Сийскую обитель. Преподобные Антоний основал ее в первой четверти XVI века на месте, где, по словам из его жития, задолго появления иноческой братии крестьяне слышали колокольный звон и пение церковное, видели монахов, рубящих лес. Первый век своей биографии монастырь жил небогато, обходился деревянными храмами и держался весьма строгих правил киновиального уклада.

Потом, однако, всё изменилось. В начале XVII столетия сюда направили знатного постриженика: опального боярина Федора Никитича Романова-Юрьева, во иноках Филарета. Он прожил здесь несколько лет, сдружился с игуменом и сохранил в памяти своей самые добрые воспоминание о месте, которое, вроде бы, предназначалось для его унижения.

За пределы обители инок Филарет вышел в самый разгар великой русской Смуты. Страну ожидало еще десять с лишком лет войны, интервенция и всеобщее обнищание, а Филарета Никитича – головокружительная духовная «карьера» и… тяжелый плен у поляков.

В 1613 году его сын, Михаил Федорович, был избран русским царем и первым из Романовых занял русский престол. После этого Михаил Федорович приложил немало усилий, чтобы вызволить отца. Филарет вернулся в Россию шестью годами позже. Очень быстро он занял патриаршую кафедру. Впоследствии страной долгое время правил дуумвират: царь-сын и патриарх-отец, подсказывающий отпрыску львиную долю решений в делах большой политики.

Тогда и началась эпоха благоденствия для Антониево-Сийского монастыря. Филарет благоволит обители, посылает туда дорогие подарки, способствует строительству великолепных каменных храмов. А вслед за ним и прочие представители царской династии оказывают знаки заботы далекому северному монастырю.

Обитель растет, обитель набирается благолепия. Обитель становится одной из самых больших и красивых во всей стране. Всё это продолжается до 1917 года…

Надо ли перечислять, сколько всего там разрушили, испортили, осквернили при советской власти? Зачем? Как везде, в общем-то…

Однако в наши дни на земле монастыря очень многое счастливо восстановлено. И соборная церковь, и уникальный храм-колокольня, воздвигнутый новгородскими зодчими, и большая каменная трапезная. В обители сейчас около пятидесяти священников, дьяконов, монахов, послушников и трудников. Для нашего севера это очень много. Можно сказать, фантастически много…

Старинное величие и старинное цветение возвращается к монастырю с новой силой.

Конечно, дело не обошлось без благочестивых жертвователей. Возможно, их привела сюда древняя слава большого святого – преподобного Антония. Но, скорее, другое. Россия постепенно меняет свое отношение и к своей истории в целом, и к истории последней династии в частности. Всё, что связано с судьбами Романовых, до недавнего времени было табуировано, да чуть ли не проклято от властей. Ныне же всё это приобретает значение гражданских святынь.

Вот и в Антониево-Сийском монастыре вырос новый храм – не восстановленный, а именно новый, творение наших дней. Он освящен по имя святого Николая, последнего государя Российского, недавно канонизированного Русской православной церковью. Эта церковь сама по себе – неоспоримое доказательство того, что мировидение народа обретает иной вид. «Позвонки столетий» срастаются, идет «возвращение имен».

Медленно всё это происходит, очень медленно. Однако… что такое век для истины? Господь наш терпеливо, не спеша, расставляет по своим места стулья, разбросанные во вселенском доме Его непослушными детьми, чинит их руками столы, ими же когда-то переломанные и вставляет окна, ими выбитые.

Некуда торопиться…

Источник: http://foma.ru/antonievo-siyskiy-monastyir.html




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter