В 1649 году, когда слава о новоявленном угоднике уже распространилась среди простого народа, Буйносов-Ростовский сообщил митрополиту Новгородскому и Великолуцкому Никону (Минову) об обретении гроба. Владыка благословил игумена Антониево-Сийского монастыря преподобного Феодосия освидетельствовать останки. Итог расследования был таковым: святость новоявленного чудотворца подтвердили, распоряжением митрополита Никона совершилась местная канонизация. Из грамоты архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) известно, что игумен Феодосий после освидетельствования мощей велел написать образ святого...
Традиционно жители столицы Поморья считают своим небесным покровителем архистратига Михаила. Однако есть еще один святой, чье имя связано с городом и кого северяне долгие годы почитали как своего заступника перед Богом — преподобный Евфимий Архангелогородский.
Жизнь после смерти
Как ни странно, но вся информация о жизни святого стала известна уже после его смерти и информации этой крайне мало. Однако об обретении мощей мы знаем достаточно. Итак, в один из июльских дней лета 1647 на дворе архангельского воеводы Юрия Петровича Буйносова-Ростовского холмогорский кузнец Евстафий Трофимов копал яму. Он собирался устанавливать горн. Однако не успел мастер углубиться в землю, как наткнулся на непонятный предмет, позже выяснилось, что это (был) старинный гроб. Кстати, с моментом обретения связано и первое чудо: кузнец, разочарованный тем, что его мечта о кладе не сбылась, выказал непочтение к мощам и тут же заболел «трясовицей». Мужчина исцелился лишь после панихиды, отслуженной по повелению воеводы над обретенным гробом.
Надо отметить, что двор Буйносова-Ростовского находился неподалеку от храма Происхождения честных древ Креста Господня. Его, в свою очередь, поставили на месте, где до пожара 1636 года находился Михаило-Архангельский монастырь. Обретенный гроб перенесли и похоронили как раз у этой церкви. Над захоронением поставили деревянную гробницу, у которой в скором времени стали совершаться чудеса.
Одним из первых, кто собирал информацию о новообретенном святом, был сам Буйносов-Ростовский. В ноябре того же года в воеводской канцелярии были собраны «росписи речей» посадских, служилых людей и духовенства о чудесах, связанных с новоявленным святым. К собранным материалам присоединили и свидетельства о, записанные со слов воеводы, его жены и служанки.
Однако имя святого даже тогда оставалось неизвестным: лишь через три года угодник Божий открыл его в чудесном явлении послушнику Косме Игнатьеву — Евфимий, назвал преподобный и место рождения — село Вознесение. О том, как выглядел святой, также стало известно из рассказов людей, которым являлся подвижник. Одни видели «человека светлотою одеянного, власы чермены, брада в просед велика, возрастом велик же», а другие «старца с постным лицом, борода с проседью невелика, в багряной ряске». Таким святого Евфимия и стали изображать на иконах.
Канонизация
В 1649 году, когда слава о новоявленном угоднике уже распространилась среди простого народа, Буйносов-Ростовский сообщил митрополиту Новгородскому и Великолуцкому Никону (Минову) об обретении гроба. Владыка благословил игумена Антониево-Сийского монастыря преподобного Феодосия освидетельствовать останки. Итог расследования был таковым: святость новоявленного чудотворца подтвердили, распоряжением митрополита Никона совершилась местная канонизация. Из грамоты архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) известно, что игумен Феодосий после освидетельствования мощей велел написать образ святого. В тот же период были составлены тропарь и кондак преподобному, а также церковная служба. Текст ее можно найти в январском томе богослужебных Миней за 1983 год, а также в книге священномученика Никодима (Кононова) «Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании».
Не позднее лета 1651 мощи перенесли в храм Происхождения честных древ Креста Господня. Из описи Михаило-Архангельского монастыря, производимой в 1676 году, мы знаем, что гробница стояла с правой стороны. Кстати, во время перенесения раки церковь наполнилась дымом, исходившим от гробницы. Позже служители храма видели, что от тепла, идущего от гроба, церковная стена индевела, «аки снег».
В начале XVIII века на месте церкви Происхождения честных древ Креста Господня построили другую — в честь Архистратига Божия Михаила. Она находилась в непосредственной близости от Свято-Троицкого кафедрального собора, главного храма Архангельска, и в нее перенесли мощи святого. Наверное, именно с тех пор в столице Поморья переплелось почитание обоих его небесных покровителей — архангела Михаила и преподобного Евфимия Архангелогородского.
Старообрядчество
Церковный раскол, произошедший на Руси в середине XVII века во время патриаршества Никона, как ни странно,отразился на почитании святого Евфимия. Дело в том, что пальцы правой руки у святого были сложены для крестного знамения двуперстно, также он изображался и на иконах. Очевидно, что человек, живший в XVI веке, не мог креститься иначе, однако старообрядцы на примере святого Евфимия пытались доказать свою правоту. И Церковь в лице архиепископа Холмогорского Афанасия в 1683 году запретила почитание преподобного.
Известно, что иконы святого Евфимия существовали еще в 1683 году, и когда начались прещения, владыка Афанасий потребовал «все подлинное писание» о преподобном прислать в Холмогоры, где была кафедра архиепископа. Мощи святого положили под спуд в основание храма в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, место же особо не отметили, и постепенно оно стало сокрыто.
Однако несмотря на все запреты северяне продолжали обращаться к преподобному с молитвами. По преданию, он исцелял безнадежных больных, спасал терпящих крушение на море, являясь на корме судна. Даже от земли, взятой от его гроба, совершались исцеления: «облежащая персть святаго твоего гроба камене сапфира дражайши, отче, показася, целебна бо и чудотворива, и паче злата верными разделяема». А в конце XIX века была записана история о том, что когда в 60-х годах в храме ремонтировали помост, то под полом в левом приделе нашли гроб, не подвергшийся тлению, находку оставили в земле.
Сохранилось немало свидетельств об исцелениях детей по молитвам к преподобному Евфимию Архангелогородскому. Так, к племяннице серебряных дел мастера Еремея Нестерова одиннадцатилетней Софии Морозовой вернулось зрение после того, как однажды, отходя ко сну, она по-детски горячо помолилась святому Евфимию о том, чтобы он уврачевал ее слепоту.
Ныне
Паломничества к храму, где покоились мощи архангельского святого, продолжались до 1917 года. В первые годы советской власти церковь разрушили, и захоронение вновь было утрачено. Хотя еще в середине 1960-х годов справа от Гостиного двора, где некогда стояла церковь Архангела Михаила, выходящая на набережную Северной Двины между улицами Воскресенской и Соборной (ныне улица Карла Либкнехта), были заметны остатки фундамента. Затем на этом месте разбили парк.
Память о святом за годы советской власти у северян практически исчезла. Лишь церковные минеи продолжают ежегодно2 февраля (20 января) напоминать о том, что «празднует днесь Архангелов град праздник пресветлый светоносныя твоей памяти, вся созывая окрестныя его, радуется бо, яко стяжав сокровище велие — честныя мощи твоя, преподобне Евфимие, егоже сохраняй всегда молитвами твоими от всех зол, да зовем ти: радуйся, отче, благодушию тезоимените».
На фото: образ св. Евфимия Архангелогородского, иконописец Евгений Петухов, 2011 год