Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
25608
Всего
251670812

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Человек, который любил Бога. Воспоминания об иподиаконе Владимире Михайловиче Фуксове. Православие на Северной земле
29/12/2015 09:14

Человек, который любил Бога. Воспоминания об иподиаконе Владимире Михайловиче Фуксове

Владимир Михайлович Фуксов служил в вологодском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы псаломщиком без малого полвека.

Он родился в 1934 году в городе Невеле Псковской области. Когда началась Великая Отечественная война, Володя успел окончить только первый класс. Городок пережил оккупацию и освобождение, некоторое время находился на линии передовой. Немецкая авиация бомбила больницу, где работала мама мальчика...

27 декабря исполнилось 3 года, как преставился ко Господу Владимир Михайлович Фуксов - иподиакон, клирик собора Рождества Пресвятой Богородицы города Вологды.

Человек, который любил Бога. Воспоминания об иподиаконе Владимире Михайловиче Фуксове 

Владимир Михайлович Фуксов служил в вологодском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы псаломщиком без малого полвека.

Он родился в 1934 году в городе Невеле Псковской области. Когда началась Великая Отечественная война, Володя успел окончить только первый класс. Городок пережил оккупацию и освобождение, некоторое время находился на линии передовой. Немецкая авиация бомбила больницу, где работала мама мальчика.

Владимир Михайлович потом вспоминал:

- Самолет немецкий летал так низко! Мама кричала врачам и сестрам: «На улицу не выходите!» Все те, кто не послушался и выбежал, погибли, а ее Господь сохранил. Мы с соседями во время бомбежек спасались в землянке у нас на огороде. Когда наши войска освободили город, народ стал возвращаться. Еще при немцах листовки с самолета кидали: "Мы возьмем Киев с бомбежкой, а Невель с гармошкой". Помню, мы с ребятами играли на улице, видим - танк летит по шоссе, машины обгоняет, а наверху сидит солдат и гармошку растягивает... Враг отошел недалеко, километров за семь, укрепился и вырыл окопы. Вот тогда у нас передовая получилась.

Мы уже в то время с мамой начали молиться, когда отца лишились. Он был еврей, "перекресток" - принял Православие, когда женился на маме. Работал ломовым извозчиком. Его расстреляли, и мы даже не знаем - наши или немцы. Евреев тогда много погибло. А до этого в церковь не ходили. Соседка подарила нам икону - это была самая первая икона в моей жизни. Думали, что на ней изображена Святая Троица, но это были три Виленских мученика - Антоний, Иоанн и Евстафий. Когда нам пришлось покинуть дом и спасаться от пуль и бомбежки, икона осталась в доме. Наши солдаты, освободившие Невель, устроили в доме баню. Иконка так закоптилась, что ее даже и не заметно было на стене. Теперь она всегда со мной, больше я ее нигде никогда не оставлял.

Владимир Михайлович ездил в Вильнюс поклониться святым мученикам Виленским, их мощи покоятся там в православном мужском монастыре. Будущий церковнослужитель считал, что молитвами мучеников Антония, Иоанна и Евстафия он и мама остались живы во время войны, и поэтому молился этим святым как своим небесным покровителям.

Когда немцев выгнали, Володя с мамой поехали работать в совхоз, расположенный в Восточной Пруссии – ныне Калининградской области. Жили они бедно, голодно, скитались с места на место, потом вернулись на Родину. Дом пришлось продать – ему требовался ремонт, а Владимиру и маме сделать его было не под силу. После продажи дома жили на частной квартире, работали в строительном участке. Юноша стал ходить в церковь, через какое-то время его пригласили на клирос читать часы. Батюшка-настоятель присмотрелся к Володе и хотел отправить учиться в семинарию, но уровня образования юноше недоставало – он окончил всего три класса, в войну и разговора не было о школе. А нужно было хотя бы семь. Поэтому Владимир стал учиться в школе рабочей молодежи.

Когда сменили архиерея, в Великие Луки приехал из Германии владыка Мстислав. Ему нужны были иподиаконы. А в то безбожное время не так-то просто было найти подходящих. Владыка через священников искал по всей епархии и пригласил Владимира. Встреча состоялась в 1956 году на Благовещение. Володя специально для знакомства поехал на архиерейскую службу в Великие Луки. После богослужения владыка был долго занят, и юноша ждал приема на улице. Когда владыка Мстислав его принял, то начал разговор с извинений за вынужденное долгое ожидание. На предложение архиерея Володя сразу согласился и стал служить иподиаконом и келейником владыки. Вскоре архиерея перевели на Свердловскую кафедру. На Урале Владимир выполнял те же послушания. Но там они недолго пробыли - люди стали хлопотать об открытии храма, власти узнали, что это дело благословил владыка и ответили: "Нам такого архиерея не надо". Владыку Мстислава отправили в Омск.

В 1959 году архиерея назначили на Вологодскую кафедру.

Молодым иподиаконом Владимир Фуксов приехал в Вологду.

Он вспоминал, что они с мамой жили в деревянном доме около собора, владыка Мстислав - в доме на улице Горького, сейчас этот дом уже снесен. Мама иподиакона всегда была с ним, готовила владыке обеды, вела хозяйство, занималась огородом. Она умерла в 1994 году, остаток жизни проработав при архиерее. В семинарию Владимир не поступал. Посмотрел, как батюшки служат - если служить, как положено, то это тяжело физически. А как-нибудь - за это ответ надо давать, значит, лучше не браться. Владыка Мстислав вспыльчив был, горяч, мог порой обидеть незаслуженно, но потом обязательно старался загладить вину, подарок какой-то сделать. Потом владыку перевели в Горький, он и туда звал Владимира с собой. Но тот не мог оставить престарелую маму и остался жить в Вологде, служил иподиаконом, а в свободное время помогал на клиросе.

- Регент хора София Алексеевна Сорокина, уже пожилая женщина, попросила заменять ее по выходным, - вспоминал Владимир Михайлович. – Я стал учить, ведь все надо знать, записывал гласы, стихиры, тропари, ирмоса, прокимны. Когда отец Василий у нас появился, я помогал ему готовиться: он был музыкантом, но с церковной службой не был знаком.

Владимира Михайловича Фуксова мало интересовала внецерковная жизнь, он старался быть подальше от суеты мира.

До конца своих дней он молился Господу в собор Рождества Пресвятой Богородицы. Старейшие прихожане, регенты и певчие вспоминают трогательные мгновения общения с этим необычным человеком, любившим Бога.


 

О жизни собора Рождества Пресвятой Богородицы можно прочитать на страничке храма в сети Вконтакте.

При написании публикации был использован материал Елены Агентовой "Жизнь при храме" из журнала Вологодской митрополии "Благовестник"

 

ИПОДИАКОН 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter