Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
29029
Всего
251105872

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Смотрим на собор и любуемся…. Православие на Северной земле
25/01/2016 11:21

Смотрим на собор и любуемся…

В Архангельске завершился ремонт исторического соборного комплекса — кафедрального Ильинского храма и колокольни. Эти здания в стиле классицизма принадлежат к группе самых старых построек, сохранившихся в городе. В ХVIII веке церковь строилась как кладбищенская и была деревянной, затем ее облик не раз менялся. Два года назад, когда приступили к капитальному ремонту изменившегося за столетия каменного собора, открылись очень интересные факты. О них вряд ли знают даже люди преклонного возраста, вся жизнь которых прошла в Архангельске...


Смотрим на собор и любуемся…

В Архангельске завершился ремонт исторического соборного комплекса — кафедрального Ильинского храма и колокольни. Эти здания в стиле классицизма принадлежат к группе самых старых построек, сохранившихся в городе. В ХVIII веке церковь строилась как кладбищенская и была деревянной, затем ее облик не раз менялся. Два года назад, когда приступили к капитальному ремонту изменившегося за столетия каменного собора, открылись очень интересные факты. О них вряд ли знают даже люди преклонного возраста, вся жизнь которых прошла в Архангельске.

 

— Ильинский собор — жемчужина на Архангельской земле. Случайностей в мире не бывает. В 1930-е годы, когда взорвали старый кафедральный собор, Свято-Троицкий, кафедра правящих архиереев была перенесена в Свято-Ильинский храм, — рассказывает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. — Тут служили замечательные люди, среди них –причисленный к лику святых Антоний Быстров, в этом храме его и отпевали — тоже угодник Божий святитель Лука Войно-Ясенецкий. Здесь молились и другие сыльные священнослужители и архиереи: кто-то совершал богослужения, а кому-то это было запрещено. Многие из них похоронены на кладбище возле собора.

 

Много удивительных историй связано с этим святым местом. В Архангельск в 1935 году сослали архиепископа Казанского Афанасия (Малинина), однако служить ему не разрешили. Он очень бедствовал, не имел приюта — где переночует, там и переночует, стоял на паперти. Но в нем была огромная сила духа, и Господь дал ему великие дары прозрения. Одна горожанка на позднем сроке беременности поскользнулась и неудачно упала. Врачи сказали, что придется делать операцию, ребенок не выжил... Женщина в слезах пошла в Ильинский храм, а архиепископ Афанасий в это время стоял возле входа, и она поведала ему свою историю. Владыка, благословив ее, предрек: «Что ты, у тебя будет замечательная девочка, она жива!» После этих слов женщина зашла в храм и почувствовала, что ребенок зашевелился…

 

Еще один случай, достойный упоминания. На Ильинском кладбище похоронены 14 монахов Михаило-Архангельского монастыря, умершие мученической смертью в 1920 году. Недалеко от собора находилась богадельня, в которой они тогда жили, поскольку по старости и немощи не могли нести никакого послушания в обители. В феврале сотрудники ЧК согнали этих старичков в одну келью и закрыли на ключ. О них вспомнили весной: открыли дверь – а там четырнадцать трупов. От чего умерли - от холода, от голода ли, знает лишь Господь… Слава Богу, сохранилась могила, где успокоены мученики, и мы можем помолиться им о спасении душ наших.

 

То, что удалось сделать столь масштабный ремонт Ильинского собора — чудо Божие. Вспоминается евангельская притча о том, как Господь умножил хлебы… Так же и здесь, пожертвования на работы становились больше. Можно привести такой пример. В таежный поселок долго не привозили зарплату, а рабочие выговаривали старенькому кассиру. Наконец в один из дней деньги привезли, люди начали благодарить кассира, а тот лишь приговаривал, что его заслуги здесь нет, он только передает положенное за труд. Вот и Господь дает нам, священнослужителям, Свои дары, чтобы мы передавали дальше, созидали.

 

Смотрю фотографии, вспоминаю, каким собор был до ремонта: после обследований специалисты из Санкт-Петербурга сказали, что лучше бы сломать его и отстроить новый. Но Господь дал и силы, и средства, чтобы сохранить эту святыню. Святейший Патриарх Кирилл, когда приезжал на торжества в честь праведного Иоанна Кронштадтского, рассказал, что помнит Ильинский храм с 1973 года. На сей раз сердце Святейшего возрадовалось: каким красивым стал собор!

 

Действительно, это наша жемчужина, красота, даже когда откроется строящийся Михаило-Архангельский храм, Ильинский так и останется «старым» кафедральным собором. Недаром говорят: старый друг лучше новых двух. Тем более, что он посвящен святому, который объединяет Ветхий и Новый завет. Илия Пророк вернется на землю во времена антихриста и будет проповедовать слово Божие, проповедовать нашу веру во Христа Спасителя.

 

Духовник епархии, митрофорный протоиерей Владимир Кузив стал настоятелем Ильинского храма в 1988 году, но впервые посетил его задолго до этого, только приехав служить в Архангельск. Батюшка открыл доселе неведомые широкому кругу людей факты, связанные с судьбой собора.

— Собор я помню с прошлого века, с 1973 года. Нынешняя молодежь с тем его обликом и не знакома - тогда это было одноэтажное здание. В истории храма можно выделить три периода. Первый деревянный кладбищенский храм построили в 1773 году, а спустя три десятилетия он сгорел от удара молнии. Вместо него в 1809 году построили две каменные церкви — Ильинскую и Преображенскую. Последняя не сохранилась. В 1845 году к Ильинской церкви пристроили придельный теплый храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». Сейчас от первоначального убранства в соборе почти ничего не осталось. Лишь малый «Скорбященский» иконостас, сделанный в 1845 году, и главный — Ильинский — 1893 года постройки представляют собой прекрасные образцы стиля барокко, которые редко встречаются на Севере.

И вот в советское время, в 1930-е годы, когда почти все храмы были разрушены, в городе действующими остались лишь Ильинский, Всехсвятский и Мартина Исповедника в Соломбале, и наш храм стал кафедральным. В ту пору еще много народа ходило на богослужения, было тесновато, потому достроили деревянную часть — она находилась на месте нынешней церковной лавки. Но сам храм оставался одноэтажным.

 

Второй ярус появился в середине 1980-х годов при епископе Исидоре (ныне митрополите) и при старосте Маркеле Ивановиче Юдине. Маркел был участником Великой Отечественной войны, имел орден Ленина. Я отправил его к уполномоченному по делам религии чиновнику и напутствовал: «Вы орденоносец, повесьте награды — ордена ведь недаром дают, — скажите, что воевали, и задайте вопрос: "Имею ли я право помолиться?" Уполномоченный ответит "да". Вот тогда и скажите ему: «А почему я не могу свободно молиться? В соборе мало места, нужен второй этаж. Прошу вашего разрешения на достройку"». Уполномоченный согласился.

 

Тогда мы разобрали деревянную часть храма и возвели кирпичные стены. Второй этаж был предусмотрен для крестильной комнаты, библиотеки, кабинета настоятеля и бухгалтерии. Маркел Иванович сделал еще и маленькую колоколенку на соборе. Нам ведь не разрешали звонить в большие колокола. Знаете, на что способен громкий колокольный звон? Люди неверующие могут обернуться, подумать: так ведь храм работает, можно зайти. А нет колокольного звона — глухо, никто ничего не знает. Второй этаж собора надстроили чудом: кирпич ночью возили, все делалось тайно, поскольку нельзя было открыто помогать храмам. Все же нашлись люди хорошие, поспособствовали.

 

В последующие годы делали лишь косметические ремонты. На большие праздники прихожане отмывали стены, живописные изображения. Теперь, конечно, совсем другое дело — собор капитально отремонтирован, образы обновлены реставраторами. То, что мы видим, не идет в сравнение ни с каким периодом жизни Ильинского храма. Думаю, что и начальный его облик не был лучше, чем сейчас. Смотрим на собор и любуемся. Нельзя и сравнивать с тем, что я застал сорок лет назад, еще в советское время.

 

Все же есть люди, которые привыкают к чему-то одному, им так и остался дорог прежний облик церкви. Мы, духовенство, служим по старым чинам, как прописано, но сообразуемся с духом времени — это касается обновления храма. Сейчас все живут не так бедно, как лет 50-60 назад. Если у нас дома и квартиры красивые, современные, почему церковь должна быть хуже? Она должна быть такой, чтобы люди чувствовали себя уютно, находясь там.

Стены Ильинского собора не разобрали: смыли слой копоти, а кирпичи-то остались. Молитва здесь идет каждый день, иконы излучают благодать, а архиерейская молитва сильная, глубокая. Так что, если убрали грязь, это не значит, что убрали и молитву.

Людмила Селиванова

 

http://arh-eparhia.ru/publications/?ELEMENT_ID=54474 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter