Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
43470
Всего
251767295

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Сокровище ангелов Ильинского собор. Православие на Северной земле
25/01/2016 16:27

Сокровище ангелов Ильинского собор

Мы обнаружили икону неожиданно. Когда взялись за реставрацию образа Воскресения Христова, который был над царскими вратами Ильинского собора, решили, что холст необходимо наклеить на другую основу, более жесткую, — рассказал художник-реставратор первой категории Павел Попов. — Вырезая образ из рамы, я обнаружил, что под ним находится еще один холст — вторая икона. Красочный слой обретенного образа частично утратился, местами потрескался. Кроме того, икона была под толстым слоем старой олифы. Мы очистили образ, покрыли его лаком и поверх прописали те места, что были утрачены. Все сделали деликатно. Когда смотришь на икону, отреставрированные участки не видны: авторское решение и колорит сохранились полностью...


Икону «Воскресение Христово» начала XIX века обнаружили реставраторы в Ильинском кафедральном соборе Архангельска. Долгие годы она «пряталась» за более поздним образом Воскресения, который поддерживали скульптурные ангелы Ильинского собора.

Сокровище ангелов Ильинского собора

 

Обретение

— Мы обнаружили икону неожиданно. Когда взялись за реставрацию образа Воскресения Христова, который был над царскими вратами Ильинского собора, решили, что холст необходимо наклеить на другую основу, более жесткую, — рассказал художник-реставратор первой категории Павел Попов. — Вырезая образ из рамы, я обнаружил, что под ним находится еще один холст — вторая икона. Красочный слой обретенного образа частично утратился, местами потрескался. Кроме того, икона была под толстым слоем старой олифы. Мы очистили образ, покрыли его лаком и поверх прописали те места, что были утрачены. Все сделали деликатно. Когда смотришь на икону, отреставрированные участки не видны: авторское решение и колорит сохранились полностью.

По словам заведующей отделом древнерусского искусства Архангельского музея изобразительных искусств, доктора искусствоведения Татьяны Кольцовой, такие «сокрытия» не редкость:

— Образы обновляли, переписывали различными способами. Если икона была написана на деревянной основе, то ее со временем могли переписать заново или поновить фрагментарно. Бывали случаи, когда писали на той же самой доске другую икону, не уничтожая нижнего слоя. А вот что в нашем случае: Ильинский храм построили в 1809 году; главный иконостас и резные позолоченные фигуры ангелов созданы в первой трети XIX века, относятся к эпохе ампир. В конце ХIХ века иконостас полностью обновляется.

Татьяна Кольцова объяснила, почему именно эта икона оказалась спрятанной под другим образом:

— По данным «Архангельских епархиальных ведомостей», в 1896-1897 году Ильинскую церковь начали ремонтировать. Я думаю, что были и более ранние, промежуточные обновления. Вспомним, в каких условиях находились иконы: каменный храм с печным отоплением. Это не лучшая среда для живописи, потому что постоянные перепады температуры и влажности провоцируют разрушение красочного слоя. В итоге иконостас сохранил первоначальный рисунок, однако некоторые иконы переписали, обновили и даже перенесли на новую деревянную основу. Большую овальную икону «Воскресение Христово», которую поддерживают два ангела, в 1898 году заново написал диакон Ильинской церкви, Федор Михайлович Макарьин. При этом первоначальный образ не был уничтожен, а новый был укреплен сверху на прежний подрамник. Ф.М. Макарьин ценил иконы своих предшественников. Он был иконописцем, учился живописи в мастерской Троице-Сергиевой лавры, был учителем иконописи в Архангельской духовной семинарии до 1908 года.

Вторая жизнь

Обретенный образ Татьяна Кольцова датировала 1809 годом, когда был освящен Ильинский храм. — Вновь обретенная икона — это образец академической живописи. Мастер, который ее написал, был профессиональным художником. В начале XIX века в Архангельске работали иконописцы из Санкт-Петербурга и Вологды: они заканчивали восстанавливать после пожара Троицкий собор. Кроме того, приезжие иконостасные мастера из Санкт-Петербурга украшали Спасо-Преображенский собор в Соломбале. Думаю, что они могли параллельно создавать иконостасы и писать иконы для других архангельских церквей. Известно, что строительство Ильинского храма финансировал купец Никонов, который как заказчик мог пригласить приезжих мастеров с хорошей живописной школой академического направления.

Татьяна Михайловна отметила, что изображение Спасителя на обретенном образе характерно для начала XIX века. По ее словам, во времена Петра I и, особенно в эпоху правления Екатерины II и ее наследников в иконопись пришли мастера, которые закончили Императорскую Академию Художеств.

— Они стремились сочетать традиции иконного письма с достижениями искусства Нового времени. Мастера создавали абсолютно новые иконографические образы на библейские темы, — пояснила доктор искусствоведения. — Использовать выпускников Академии художеств как иконописцев рекомендовал Святейший Синод. В 1820 г. в Санкт-Петербурге было учреждено Императорское Общество поощрения художеств, одной из задач которого было «украшение» церквей. Такое сотрудничество приветствовали и архангельские архиереи.

По словам специалиста, подобную живопись официальная Церковь использовала, в том числе, и «в противовес» старообрядческому искусству, которое ориентировалось исключительно на древние иконописные образцы.

— Сейчас для нас непривычны такие религиозные картины. А когда-то в этом направлении работали выдающиеся русские художники: Вешняков, Брюллов, Иванов и другие. Такие «живоподобные» иконы были в Преображенском соборе Соломбалы, в погибшей Успенской церкви на Борках, в иконостасе Троицкой Кузнечевской церкви. В Архангельске, к сожалению, такие иконостасы не сохранились. Когда церкви закрывали, то сохраняли преимущественно старинные иконы. Остальные уничтожали. Защитить эти шедевры никто не мог.

Сейчас оба образа в Ильинском соборе обрели вторую жизнь. Поздний, письма диакона Федора Макирьина, по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила в скором времени установят в баптистерии храма. А обретенная икона Воскресения Христова вновь в руках ангелов Ильинского собора и венчает иконостас.

Подготовила Дарья Андреева




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter