Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
43349
Всего
251767174

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Наперекор стихии и времени. Православие на Северной земле
28/01/2016 12:22

Наперекор стихии и времени

Наследие поморов — их деревянные дома, храмы, часовни постепенно исчезают, разрушаясь от времени и пожаров. Возможно ли сохранить подлинную культуру севера? Почти полвека назад этот же вопрос задал себе уроженец Архангельска, художник Павел Лукич Фефилов. Тогда он трижды проехал по всему побережью Лапландии и увидел, как исчезает старина… Мастер дал свой ответ — начал рисовать деревянные здания и одновременно собирать их «биографию», чтобы уберечь хотя бы память, перенеся образ на бумагу. И быть может, кто-то возьмет на себя труд восстановить творения поморов по рисункам Павла Лукича...


Наперекор стихии и времени

Наследие поморов — их деревянные дома, храмы, часовни постепенно исчезают, разрушаясь от времени и пожаров. Возможно ли сохранить подлинную культуру севера? Почти полвека назад этот же вопрос задал себе уроженец Архангельска, художник Павел Лукич Фефилов. Тогда он трижды проехал по всему побережью Лапландии и увидел, как исчезает старина… Мастер дал свой ответ — начал рисовать деревянные здания и одновременно собирать их «биографию», чтобы уберечь хотя бы память, перенеся образ на бумагу. И быть может, кто-то возьмет на себя труд восстановить творения поморов по рисункам Павла Лукича.

Храмы Русского Севера на листах

«Я родился в Архангельске и прожил здесь 20 лет, потом по распределению попал на Дальний Восток и живу там уже 66-ой год», — рассказывает художник. По профессии кораблестроитель, Павел Лукич рисует с детства. Говорит, что в его семье карандаш и кисточку умели держать и отец, и дядьки. Сам он учился у архангельского самородка, писателя и сказочника Степана Григорьевича Писахова. Потом перенимал мастерство у дальневосточных художников Ли Гирсу, Андрея Ким и Геннадия Лукьянова. «Но в академиях я не учился, просто постоянно рисую и сейчас продолжаю это делать», — подчеркивает Павел Фефилов.

Даже когда он 41 год трудился на судостроительном заводе Комсомольска-на-Амуре, любимого дела не бросал. Наоборот, художник организовал на предприятии музей трудовой славы и бюро технической эстетики. И не переставал учиться. «Тогда, конечно, не храмы рисовал. Писал акварели, в том числе на исторические темы», — отмечает мастер.

Только выйдя на пенсию, Павел Лукич смог полностью посвятить себя любимому делу: живописи и графике. Он участвовал в двух Всероссийских выставках в Москве и трех международных в Китае и Японии, а также его работы были представлены в различных краевых и городских экспозициях. Картины мастера украшают музеи Архангельска, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Владивостока, а также частные собрания российских и зарубежных коллекционеров. Имя Павла Лукича Фефилова включено в 37 том энциклопедического словаря живописи «Всемирный лексикон художника», изданный в Мюнхене—Лейпциге в 2003 году.

Церковь всегда была частью жизни Павла Фефилова. Он с детства ходил с бабушкой в храм. А бабушка его была насельницей Иоанно-Богословского монастыря, того что в Суре основал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В работах же художника храмы появились в конце 1970-х. «Каждый раз, приезжая в отпуск в родной Архангельск, я замечал, как быстро исчезают красивые строения прошлых веков, в которых мне виделось мастерство северных плотников-кудесников и история поморских жителей. Вот тогда и появилась потребность рисовать то, что еще уцелело, что видел в натуре, и я попытался запечатлеть интересное на графических листах, — объясняет художник. — Плотницкое мастерство северян в деревянной архитектуре удивительно по своей простоте и красоте. Оно совершенствовалось веками: это не только умение работать без единого гвоздя, но и исключительная способность создавать лаконичные, неповторимые строения. Когда смотришь на них, понимаешь: они загадочны по своей конструкции и органично сочетаются с окружающим миром».

Павел Лукич уже создал подборку «Храмы русского Севера», в которую вошли 94 работы, и «Деревянная архитектура Архангельска. Исчезающий город» — в ней 98 листов. «За последние несколько десятилетий я создал рисунки уже новых церквей, разбросанных вдоль реки Онеги и Пинеги. И подборка постоянно пополняется», — рассказывает художник.

Без вымыслов и сказок

«Для меня живопись с историей никогда не разделялась. Ведь жизнь одарила меня прекрасным учителем — российским этнографом, выдающейся исследовательницей Русского Севера Ксенией Петровной Гемп. Сохранились ее резолюции на мои работы», — делится воспоминаниями Павел Лукич.

Результатом этого знакомства стал интерес к созданию каждого нарисованного дома, храма, часовни. Все картины мастера содержат подробные исторические описания. Они сделаны на обороте картин рукой самого художника. «Если зритель хочет что-то познать, он обратится к моему тексту. В нем все правда, никаких вымыслов и сказок, — объясняет мастер. — Этот огромный труд требовал изучения памятников в их историческом месте». Создавая подборку «Храмы русского Севера», художник побывал во множестве сел и деревень, расположенных на реках Пинеге, Северной Двине, на побережье Белого моря, посетил он и Соловецкие острова, а также проехал по Заполярью.

Павел Лукич убежден: зарисовки с натуры помогут познать архитектуру родного края. Поможет и техника, которую выбрал мастер — графика. «Особенность в том, что она документально передает все мелочи, все детали. По графическим работам можно восстанавливать здания. Архангельские искусствоведы писали мне, что по моим рисункам определяют, в каком месте в городе раньше стояли те или иные дома. Специалисты, которые со мной работали, в том числе и Михаил Исаевич Мильчик, историк искусства, архитектор-реставратор, удивлялись, что стариной сейчас мало занимаются. А меня интересуют все деревянные строения, которые безвозвратно уходят, — объясняет Павел Лукич. — И я продолжаю свое дело. К сожалению, пока мы даже не чувствуем, что сделали с Севером…»

В мечтах Павла Фефилова все изображения — храмов, монастырей, поморских домов —издать в формате книги, чтобы труды не пропали даром. «Я же не вечный, — улыбаясь, объясняет мастер. — Несколько лет назад сам, на ксероксе, пробовал печатать альбом. Получилось неплохо, но все же надо сделать типографский вариант. Его можно будет передать в библиотеки».

Художник надеется, что его оформленный в графике взгляд на культуру Русского Севера поможет вернуться к старинным строениям, многие из которых забыты, но пока еще стоят наперекор стихии и времени.

Дарья Андреева





Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter