Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
43070
Всего
251766895

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Жизнь одного псаломщика. Православие на Северной земле
31/01/2016 16:34

Жизнь одного псаломщика

Он прибыл в край, где не было ни родных, ни знакомых. Мария Сергеевна поехала вместе с ним. Там они и обвенчались, без родительского благословения. Через год родился первенец, а еще через два — дочь. Три с половиной года пробыл в Мезени молодой псаломщики в 1898 году, «согласно прошению», как сказано в его «Послужном списке», был переведен в Челмохотский приход Холмогорского уезда. Он служил псаломщиком в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в 1904 году был награжден стихарем...

 

В морозный январский день 1898 года из Хоробрицы в Челмохту направлялся санный обоз. В одних санях был небогатый скарб, в других — семья молодого церковнослужителя, который вместе с женой и двумя детьми ехал к новому месту службы в Челмохотский церковный приход. 

Жизнь одного псаломщика

 

 

Церковнослужителем был 28-летний Михаил Михайлович Григорьев, его супруга — Мария Сергеевна и дети — трехлетний Вася и полугодовалая Аня.

 

Дорога через Северную Двину показалась недолгой, так как глаз радовал и сверкающий радужным многоцветом чистейший снег, и розоватые от лучей неяркого солнца деревья на правом берегу реки, и купол церкви на фоне безоблачного неба.

 

Вряд ли думал тогда Михаил Михайлович о том, что эта дорога станет главной в его жизни. Она приведет его не только к храму, где он прослужит 30 лет, но и к родовому гнезду, которое будет на долгие годы местом единения большой семьи, и явит на челмохотской земле не одно поколение Григорьевых. Семья поселилась в небольшом доме рядом с церковью. Следом за Василием и Анной появились другие дети: Людмила, Мария, Борис, Константин и Петр.

 

Когда в столице уже бушевала революция, стихийным вихрем разрушавшая устои, здесь, в далекой северной деревне, жизнь, казалось, текла привычным руслом. Так же, как и раньше, — посевная, сенокос, уборка урожая, ежедневные заботы по дому.

 

Летом 1920 года напротив Челмохши на Северной Двине остановился английский корабль, который направлялся к Котласу для подавления красногвардейского мятежа. Но мелководье не позволило англичанам подняться выше по реке, и им пришлось встать на рейд. В деревне появились небольшие группы иностранцев, которые вели себя весьма дружелюбно. Они меняли консервы на молоко, хлеб, яйца, угощали апельсинами. Диковинные фрукты показались деревенским людям невкусными, поскольку они ели их вместе с кожурой…

 

Интервенты задержались ненадолго. Установилась новая власть. Начались гонения на Церковь, изменилось и отношение к священникам, что скоро ощутил на себе и Михаил Михайлович.

 

Семья росла, взрослели дети — в небольшом доме становилось тесно. И Григорьев-старший обратился к общине с просьбой выделить землю под новый дом в деревне Овечье, рядом с рекой Челмохта. В 1924 году разрешение было получено, началось строительство, и в 1927 году семья переехала в новый большой дом недалеко от церкви. Но повзрослевшие дети вскоре стали разъезжаться. В Архангельске уже жил Василий. Не доучившись одного года в церковном училище, он начал работать корректором в городской газете и помогать семье. Окончив церковно-приходскую школу, которая давала право преподавать в младших классах, стали учителями Анна Михайловна, Людмила Михайловна и Мария Михайловна.

 

Старшая из сестер, Анна, учила детей в одной из сельских школ под Емецком. Людмила Михайловна работала в школе для несовершеннолетних преступников, которая располагалась в Сийском монастыре, закрытом после революции. Мария Михайловна была учительницей в Холмогорах и стала одной из первых, кто организовывал пионерские отряды на Севере. Борис Михайлович, отслужив действительную в Первой конной армии Буденного, выучился на ветеринара и уехал в Карелию. Петр, самый младший в семье, 14-летннм подростком отправился в Архангельск вместе 
с братом Костей. Они жили в семье Людмилы Михайловны, а потом с ней и ее мужем уехали в Николаев, где учились в украинской школе.

 

Тем временем большой новый дом опустел. В 1927 году Михаил Михайлович тяжело заболел: быстро развивалась чахотка. Человек сдержанный и немногословный, он внешне никогда не проявлял никаких эмоций, но душевные переживания, связанные с отношением новой власти к Церкви, и отъезд детей подорвали его силы. Хотя он не терял с ними связи, писал письма. Так, в одном из последних, отправленных Петру, он рассказывал, как наступала весна 1928 года: как цвела черемуха, дышал свежей хвоей лес и как красива в это время деревня. Письмо написано красивым каллиграфическим почерком без единой ошибки.

 

В эти же годы Михаил Михайлович много читал, собирал книги, выписывал толстые журналы. Отдельная комната в новом доме была отведена под библиотеку, где на полках в идеальном порядке стояли собрания сочинений русских писателей, журналы «Нива». В последние месяцы жизни Михаил Михайлович часто сидел на открытой повети и смотрел в сторону реки Челмохты. О чем он думал тогда? Воспоминания, словно волны, набегающие на берег, сменяли друг друга.

 

... Встреча с девушкой из небогатой крестьянской семьи стала причиной его ссоры с отцом, который сватал за сына совсем другую. Мария была на шесть лет моложе его (ей было 19 лет), но характера оказалась твердого — не уступила требованиям родных Михаила его оставить. Отец Михаила Михайловича, потомственный священник, прочил сыну церковную карьеру, ставил в пример старшего брата Василия - служившего клириком в Паниловском приходе Холмогорского уезда. Рассказал и про деда, священника Петра Поликина, и про брата деда, иеромонаха Исайю, который в составе православной миссии был в Китае с 1858 по 1864 годы.

 

Но и после уговоров Михаил не подчинился отцу, и тот в назиданье сам потребовал исключить сына из Архангельского церковного училища, в котором Михаил проучился уже три года. Неполное церковное образование давало ему право служить псаломщиком, и он был отправлен в олонецкий приход Мезенского уезда.

 

Он прибыл в край, где не было ни родных, ни знакомых. Мария Сергеевна поехала вместе с ним. Там они и обвенчались, без родительского благословения. Через год родился первенец, а еще через два — дочь. Три с половиной года пробыл в Мезени молодой псаломщики в 1898 году, «согласно прошению», как сказано в его «Послужном списке», был переведен в Челмохотский приход Холмогорского уезда. Он служил псаломщиком в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в 1904 году был награжден стихарем.

 

Ссора с отцом осталась душевной болью Михаила Михайловича. Встречались они редко и держались отчужденно. Матушка Анна Петровна холодно встречала невестку, которая родила ей семерых внуков, а в гости к сыну так ни разу и не приехала и внуков не видела...

 

Михаил Михайлович Григорьев скончался 5 июля 1928 года в возрасте 58 лет и был похоронен на новом кладбище на самом высоком месте, откуда видна Северная Двина.

 

 

Очерк составлен на основе семейного архива Наталией Григорьевой. 

 

На снимке: Михаил Михайлович – в центре. Слева от него – сын Василий, священник Паниловского прихода.

 

Фотография из архива Гросманис М.Н.




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter