Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
30914
Всего
241239540

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
«Апологет рабства». О клевете на свт.Игнатия (Брянчанинова) и ее авторах. Православие на Северной земле
06/03/2016 20:48

«Апологет рабства». О клевете на свт.Игнатия (Брянчанинова) и ее авторах

К чему же на самом деле призывал свт. Игнатий? В ходе подготовки крестьянской реформы епископ, как управляющий Кавказской епархией, обратился с посланиями о происхождении рабовладения, истории крепостного права в России, о христианском понимании свободы. Написанные с замечательной богословской эрудицией, они отражают аскетическое настроение святителя, его взгляды на участие Церкви в мирских делах, на будущее развитие России. В них разъясняются вопросы о происхождении зла, о страдании.

Насущная забота владыки - о своей пастве, как раз о крестьянах. В посланиях выражено желание, чтоб освобождение крестьян было проведено реформаторским, а не революционным путем. Основания опасаться волнений были вполне реальны: в Ставропольской губернии вспыхивали крестьянские бунты, при подавлении одного из них, в селе Маслов-Кут, в 1853 г. было расстреляно из орудий полтораста человек. Вот почему святитель счел своим долгом ответить на статьи, появившиеся в церковно-либеральной печати, обращенные в том числе и к сельским священникам: дав повод к очередным волнениям, они могли принести немалый вред...


Заштатный протодиакон А.Кураев продолжает возводить напраслину на святителя …

 

 Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.

Василий Великий

 

На сотнях сайтов и форумов можно встретить утверждение: в 1859 г. епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов) доказывал, что «рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах». Цитата выделяется цветом и шрифтом, под ней ставится подпись «Святитель Игнатий Брянчанинов». Строки, конечно, разящие, однозначные и недвусмысленные. Слова канонизированного святого бросают тень на всю Церковь. На Интернет-площадках атеистических и антихристианских они вызывают восторг, смакуются: ваша Церковь поощряла рабство! Православные же огорчены. «Прочитала в блоге Кураева, расстроилась даже», - искренне пишет «Наталья ВЛГ» (21.02.2016). Пытается смягчить удар профессор А.И. Осипов: «Свт. Игнатий высказал здесь свое личное понимание этого вполне мирского вопроса. У него на это были свои соображения, которые далеко не для всех оказались убедительными» (20.02.2016).

Но епископ Игнатий никогда такого не говорил. В свое время мне довелось подготовить к публикации комплекс материалов, касающихся взглядов святителя на крестьянскую реформу, и я знаю, что таких слов у него нет. В том самом 1859 году он утверждал противоположное: «освобождение рабов всегда признавалось Церковью добрым делом, делом милости, делом братской христианской любви. Из этого учения Церкви взгляд на настоящее отечественное событие, на дело о улучшении быта помещичьих крестьян и о даровании им гражданской свободы величествен, великолепен. <...> Не должно думать, что гражданская свобода возвысит нравственно одних крестьян: сословие дворян должно непременно вступить на высокую степень нравственного преуспеяния, отказавшись от рабовладения». Не Богом учреждено рабство, - утверждает владыка, - оно «есть последствие ниспадения человечества во грех» (Из послания от 6 мая 1859 г.).

Откуда же взялась фраза о «богоучрежденном рабстве»? Чаще всего она приводится в работах протодиакона Андрея Кураева. Текстовый блок об отношении Церкви к крепостничеству переходит из одной его книги в другую, и всегда на первом плане - фигура святителя. «Св. Игнатий Брянчанинов и за два года до отмены крепостного права в России считал своим пастырским долгом апологию рабства», - читаем в книге Кураева «Христианство на пределе истории». Вдумайтесь: пастырским долгом! Он «публично воспротивился отмене крепостного права» («Перестройка в церковь»). Здесь же сочувственно цитируются слова Герцена о «диком и уродливом» послании «во Христе сапера». До боли знакомые выражения большевистских агитаторов... Но сегодня этот миф настойчиво внедряет в массовое сознание протодиакон. Повторяет снова и снова в блогах, лекциях, видеозаписи которых выкладываются в сеть. В посте от 3 февраля 2013 года цитирует тот же отрывок из своей книги, воспроизводит его с вариациями и в свежей записи 19 февраля 2016 г., тут же перепечатанной журналом Сноб.

Книги и блоги Кураева, столь популярные, содействовали распространению названной псевдоцитаты «из Игнатия» по просторам Интернета, и теперь с подачи диакона имя святителя накрепко ассоциировано с крепостником-мракобесом. Лишь немногие усомнились в ее достоверности. «Почему ссылка на свт. Игнатия опосредованная? Очень просто - потому что официально изложенная позиция святителя совершенно иная», - резонно полагал форумчанин Алексей Давыдов еще 6 февраля 2012 г.

Между тем отношение епископа к крестьянской реформе, его взгляды на христианское понимание свободы, трактовка трудных для понимания слов апостола «аще и можеши свободен быти, больше поработи себе» (1 Кор. 7: 21) детально изложены в архипастырских посланиях владыки. Эти послания и комментарии к ним, памфлет Герцена и ответ Герцену Брянчанинова включены и в «Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского» (М., 2002, с. 307-366, глава XIV), и в первое и второе издания Полного собрания творений святителя (М.: Паломник, 2001, том 2, с. 393-464; М.: Паломник, 2014, том 4, с. 397-465). Сейчас любой желающий может познакомиться с ними и в сети.

Трудно предположить непросвещенность Андрея Кураева относительно текстов отечественной богословской письменности. Или он «ради красного словца не пожалеет и отца»? Из пастырского послания владыки от 6 мая 1859 г. он выбрал и подлинные цитаты - о том, что Церковь «никогда и ничего не говорила об уничтожении гражданского рабства»; «не твое дело, что господин твой бесчеловечен: ему за это судит Бог; ты неси твой крест, данный тебе Богом для твоего спасения...» (по сути это парафраз из 1 Пет. 2: 18-21). В контексте слов о «богоучрежденном рабстве» они призваны стать дополнительными «уликами» для вынесения приговора крепостнику. Но в комментариях к блогу Кураева от 3 февраля 2013 г. автору деликатно указывали уже на несправедливость обвинений Игнатия, обращали внимание на общий смысл послания (читатель под ником «sibhome», запись 4.02.2013). От этой правды диакон отмахнулся: «я приводил ясные и жесткие цитаты из другой статьи св. Игнатия, на которую и реагировал Герцен». Но не назвал ее. И не мог назвать: ведь цитаты, как ни крути, - из того самого послания, и Герцен писал о нем же. Не желая признать очевидное, Кураев продолжает с усердием возводить напраслину на святителя.

К чему же на самом деле призывал свт. Игнатий? В ходе подготовки крестьянской реформы епископ, как управляющий Кавказской епархией, обратился с посланиями о происхождении рабовладения, истории крепостного права в России, о христианском понимании свободы. Написанные с замечательной богословской эрудицией, они отражают аскетическое настроение святителя, его взгляды на участие Церкви в мирских делах, на будущее развитие России. В них разъясняются вопросы о происхождении зла, о страдании.

Насущная забота владыки - о своей пастве, как раз о крестьянах. В посланиях выражено желание, чтоб освобождение крестьян было проведено реформаторским, а не революционным путем. Основания опасаться волнений были вполне реальны: в Ставропольской губернии вспыхивали крестьянские бунты, при подавлении одного из них, в селе Маслов-Кут, в 1853 г. было расстреляно из орудий полтораста человек. Вот почему святитель счел своим долгом ответить на статьи, появившиеся в церковно-либеральной печати, обращенные в том числе и к сельским священникам: дав повод к очередным волнениям, они могли принести немалый вред.

Но вопрос о крепостном праве - частность, побуждающая владыку рассуждать о самосознании христианина в мире. Не плоскость социально-политических коллизий, а вертикаль отношений человеческой души и Бога освещает его работы. Игнатий выступает с позиций не политических, но христианских, евангельских, святоотеческих, которые сознанию нецерковному конечно же совершенно чужды.

Послание свт. Игнатия от 6 мая 1859 г. по сути - блестящий трактат о христианском и либеральном понимании свободы. И сегодня в эпоху ожесточенных споров и полемик этот вопрос по-прежнему актуален. Остается поражаться, насколько точно, не допуская ни малейшего уклонения от истины, владыка разъясняет евангельские заветы, заботясь о душе христианской. Просветительские идеи «прав человека» и «истинного прогресса» внеположны евангельскому призыву к духовному преображению «человека внутреннего» - это один из центральных пунктов полемики святителя: «Царство Христово, будучи не от мира сего (Ин. 18: 36), не имеет никакого отношения к гражданской форме государств, доставляя, впрочем, всякому государству самых добродетельных и потому самых полезных членов. Точно так и свободу Господь даровал духовную, не уничтожив ни одной власти гражданской; ибо свободный духовно, при всей гражданской подчиненности своей, не подчинен греху и страстям».

Пора сказать, наконец, откуда же появились пресловутые строки о «богоучрежденном рабстве» и кто их автор. Трудно поверить, но это цитата из статьи протоиерея Симеона Никольского «Освобождение крестьян и духовенство», опубликованной в «Трудах Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г.» (Вып. 1. Ставрополь, 1911. Приложение. С. 3-20). В кавычках Кураев приводит слова не Игнатия, а самого священника Симеона. Это протоиерей утверждает, что святитель в своем послании от 6 мая 1859 года якобы «стремится доказать, что рабство <...> должно быть всегда».

Статья Никольского содержит немало фактов из истории Ставропольской епархии, автор знаком с рядом документов, в том числе с циркулярами епископа Игнатия. Трудно сказать, что побудило священника на явное лжесвидетельство. К фигуре Брянчанинова Никольский относится с нескрываемой неприязнью: в той же статье и на той же странице он приводит несуразный анекдот: якобы в юности, будучи офицером, Брянчанинов «нарядился» в рясу и повенчал своего товарища, за что по повелению Государя и стал монахом. Эту пошлую нелепицу автор предлагает проверить на достоверность! Дано ли было протоиерею Никольскому, занимавшему, между прочим, должность епархиального миссионера-проповедника (!), «предугадать, как его слово отзовется»? Спустя столетие его навет был извлечен из редкой, мало кому доступной публикации и запущен в обиход, растиражирован во «всемирной паутине» новыми «миссионерами».

И еще о технологии подмены. Во всех текстах Кураева в ссылке на эти строки указаны журнал, год, номер, страница - но не приводится ни имя автора (Никольского), ни название статьи. Сомнений у читателя возникнуть не должно: закавычены собственные слова Брянчанинова. Разумеется, Никольского до сих пор никто не перепроверял.

Наконец, в своем блоге 23 февраля 2016 г. Кураев поместил и заметку Герцена «Во Христе сапер Игнатий» - издевательский пасквиль, полный ненависти к Церкви и православию, проникнутый откровенной злонамеренной клеветой на святителя. По словам Герцена, тот «оканчивает апологией рабства, доказывая, что нет счастливее состояния, как крепостное право», - и так далее. Заметка имеет характер либерального доноса властям: не худо бы, пишет «Искандер», сослать этого врага прогресса на Камчатку. Классическое манипулирование: Герцен рассчитывает на доверие читателей, которым свериться с критикуемым источником невозможно, ведь послание епископа было домашним епархиальным документом, неизвестным публике.

Кураев не упоминает, намеренно или по незнанию, о том, что святитель ответил на эту заметку. Опубликованный, этот документ может служить образцом христианской полемики: в нем есть острота ума, безупречное благородство позиции, разящая точность мысли. Прочесть его будет полезно всем, кто ищет истины. Сколь современны такие, например, строки: «Якобинцы особенно не терпят обличения. Они любят действовать втихомолку, под личиною и личинами, убаюкивая и усыпляя свои жертвы. При таком образе действия они рассчитывают на верный успех, и тот - преступник, достойный всех казней, кто заметил бы и открыл их действия».

Пожелаем всем, интересующимся историей нашей Церкви, читать подлинные труды бескомпромиссных учителей православия и не доверяться новым «якобинцам», влияющим на умы людей непросвещенных.

Алексей Маркович Любомудровдоктор филологических наук




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter