Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
24485
Всего
251895004

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Об иконопочитании и почитании святых. Неделя Торжества Православия. Православие на Северной земле
19/03/2016 12:07

Об иконопочитании и почитании святых. Неделя Торжества Православия

«...Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей...



7 / 20 марта - Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия …

 

 

«Дивен Бог во святых своих» (Пс.67,36).

 

В догмате об иконопочитании говорится: «Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием ипочитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.» (1).

Итак, поклонение разделяется на богопоклонение (latreia) и почитательное поклонение (proskyneo). В чем же разница? Богопоклонение присуще только одному Богу (2); почитательное поклонение - святым, иконам, Кресту, Евангелию, мощам и другим святыням (3). Однако оба эти поклонения не только не противопоставляются друг другу, но являются тесно взаимосвязанными между собой. Более того, одно из них переходит в другое: почитательное поклонение в богопоклонение. Вообще богопоклонение может осуществляться только через почитательное поклонение. «Честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней.» (4). Почитательное поклонение совершается в виде поклонов, целования, чтении молитв, воскурении ладана, возжжения свечей и лампад. «В отношении к иконе надобно разуметь и называть "относительное" поклонение(почитательное поклонение - И.Б.), а в отношении к Самому Христу - богопочитательное (богопоклонение - И.Б.) (5). Таким образом, преподобный Феодор Студит объясняет, что одно и тоже поклонение одновременно в отношении иконы будет являться почитальным поклонением, а в отношении Христа, изображенного на иконе, - богопоклонением. Здесь категорически недопустимо отождествление образа с первообразом. В противном случае почитательное поклонение будет сливаться с богопоклонением, а богопоклонение относиться к самой иконе, что несомненно будет являться идолопоклонством. Нельзя так же и разделять эти оба поклонения - одно образу (иконе), а другое первообразу, так как в таком случае будет совершаться только почитание деревянной доски с красками, не переходящее в богопоклонение первообразу. Таким образом, в Православии эти оба поклонения между собою нераздельны и неслиянны.

В отношении икон Богородицы, святых, святых мощей, других священных реликвий почитательное поклонением им переходит в богопоклонение нетварной божественной благодати, почивающей на них, то есть самому Богу, по учению свт. Григория Паламы (6). «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает» (7). Святые по слову священномученика Дионисия Ареопагита представляют собой «нераздельное, премирное и священное... единство с Богом» (8). Стяжавиши подвигом и усвоивши себе при жизни божественную благодать, они навсегда«соделались причастниками Божеского естества» (9), неразлучно соединились (по душе и по телу) по благодати с Богом. Поклоняясь святым (почитательным поклонением), мы, таким образом, совершаем истинное богопоклонение! Неслучайно во время божественной литургии, как на проскомидии, так и во время евхаристического канона, сразу же после Христа воспоминаются Пресвятая Богородица и другие святые угодники Божии, как представляющие собой нераздельное и неразлучное единство с Господом, по слову Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (10) и «Где Я, там и слуга Мой будет»(11). И вместе со Христом святые будут судить мир: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (12) и «святые будут судить мир» (13). В этом смысле только и возможно спасение в православном понимании как онтологическое и непосредственное соединение с Божеством.

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (14). Святые являются нашими предстателями и молитвенниками пред Богом, и, соединившись со Христом по благодати, «яко в зерцале, видят вся наша нужды и прошения» (15). Почитание святых освящено и древним Преданием Церкви, закрепленным в соборных определениях (16). Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах, не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей (17), и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства и священство Христа, который Един есть в собственном смысле и самостоятельный«посредник между Богом и человеками... предавший Себя для искупления всех» (18). Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица, как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя Григория Паламы: «Она единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только через Нея не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением» (19). «Посредством Ее единой пришел к нам, явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нея был невидим для всех, - так и в будущем непрестанном веке всякое проистечение божественного озарения и всякое откровение божественных тайн, и всякая форма духовных даров, помимо Ее не будет иметь место ни для кого. Но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого, так чтобы Она была хранительницей и распорядительнице богатства Божества». «Следовательно, чрез Нее станут участниками те, которые будут причастниками Бога». «Она - Верх и Совершенство всего святаго» (20). Каждая Бескровная Жертва, приносимая во время литургии, совершается молитвами Богородицы и святых. «Но прося Бога Отца, чтобы Он молитвами святых принял сию Жертву за нас, мы обнаруживаем не недостаток веры в силу ея, а только смиренное сознание недостаточности наших молитвенных усилий к усвоению спасительных плодов ея. Мы молимся, чтобы Бог Отец помиловал нас ради безценной Жертвы Сына Своего, но в тоже время чувствуем, что наши молитвы слабы и нечисты. Это чувство побуждает нас просить других, чтоб они помолились за нас... Посему св. Церковь и научает нас умилостивлять Бога молитвами святых во всякое время и особенно во время литургии пред безкровною Жертвою» (21).

Однако, даже при таком непосредственном, премирном и священном приближении к Богу святых, творение всегда остается творением, а Творец - Творцом. Святые становятся богами, но богами по благодати. По существу же только «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (22).

 

 

Десница святителя Иоанна Златоуста. Афон. Монастырь Филофей

 

1.   Книга правил. Догмат о иконопочитании. (Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992, с.7).

2.   Втор.6,13Мф.4,10.

3.   Быт.47,31Нав.5,144Цар.2,154Цар.13,21Деян.19,12Евр.11,21.

4.   Книга правил. Догмат о иконопочитании. (Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992, с.7).

5.   Феодор Студит. Письма к разным лицам. Часть II, К Афанасию сыну. (Изд. Санкт-Петербург, 1867).

6.   Григорий Палама. Триады. (Изд. М.,1996, с. 67). «Божественная энергия неотделима от божественной сущности, она есть сам Бог действующий».

7.   Деяния VII Вселенского Собора. Цит. по ЖМП 1997, N 1. Остров П. О почитании святых мощей.

8.   Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 3. III. Созерцательная сторона, 9. Цит. по Новая Скрижаль. ч.2, пар.46.

9.   2Пер.1,4.

10.   Ин.14,23.

11.   Ин.12,26.

12.   Мф.19,28.

13.   1Кор.6,2.

14.   Откр.20,6.

15.   Из молитвы преподобному Сергию Радонежскому. Молитвы чтомые на молебнех, л.92. (Изд. Петроград, Синодальная типография, 1915).

16.   Гангрский собор, 20 канон; Лаодикийский собор, 9 и 34 каноны; Карфагенский собор, 46 (56) канон.

17.   Иак.1,17.

18.   1Тим.2,5-6.

19.   Григорий Палама. Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. (Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М. 1994, т.2, с.120).

20.   Там же.

21.   Виссарион Нечаев. Толкование на Божественную Литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого. 3-б.

22.   Еф.4,6.

 

Протоиерей  Игорь  БеловРусская народная линия 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter