Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
21708
Всего
251892227

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Литературный автобус по местам Федора Абрамова. Православие на Северной земле
28/03/2016 13:13

Литературный автобус по местам Федора Абрамова

«Литературный автобус» — это задумка нашей активной прихожанки Александры Федоровны Абрамовой. Она же предложила подать заявку на конкурс «Православная инициатива». Комиссия отметила проект, и приходу святителя Николая деревни Верколы предоставили грант.

На «Литературном автобусе» мы ездим по местам, связанным с произведениями Федора Абрамова. Пассажиры — дети, их родители, прихожане местного храма. Мы хотим пробудить и поддержать в них интерес к истории малой родины, показать красоту культурного наследия Пинежья, а также познакомить с творчеством нашего земляка, рассказать о прототипах героев его рассказов — реальных людях. Все они жили на Пинежье и были подвижниками нашего края — честными, совестливыми, трудолюбивыми и добрыми...


Литературный автобус по местам Федора Абрамова

Экскурсионные автобусы уже давно курсируют по улицам и площадям городов, связанным с именами известных писателей. Пинежане решили проложить свой маршрут — по деревням и селам, где бывал и встречался с будущими героями произведений знаменитый писатель Федор Абрамов. О проекте «Литературный автобус» рассказали его создатели супруга настоятеля веркольского прихода матушка Мария Еремеева и старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.А.Абрамова Александра Федоровна Абрамова.

— Матушка, расскажите, как родилась идея проекта «Литературный автобус»? В чем его суть?

— «Литературный автобус» — это задумка нашей активной прихожанки Александры Федоровны Абрамовой. Она же предложила подать заявку на конкурс «Православная инициатива». Комиссия отметила проект, и приходу святителя Николая деревни Верколы предоставили грант.

На «Литературном автобусе» мы ездим по местам, связанным с произведениями Федора Абрамова. Пассажиры — дети, их родители, прихожане местного храма. Мы хотим пробудить и поддержать в них интерес к истории малой родины, показать красоту культурного наследия Пинежья, а также познакомить с творчеством нашего земляка, рассказать о прототипах героев его рассказов — реальных людях. Все они жили на Пинежье и были подвижниками нашего края — честными, совестливыми, трудолюбивыми и добрыми.

— Александра Федоровна, а были ли у писателя «точки соприкосновения» с Православием?

— Федор Абрамов воспитывался в православной семье. Огромное влияние на него оказала тетушка Иринья. Так писатель ласково называл Иринью Павловну Заварзину, родную сестру матери. Она была верующей, читала Евангелие, жития святых, духовные стихи. Часто в горестные минуты жизни юный Федор Абрамов прибегал в ее дом, находившийся в нижнем конце деревни, и тетушка его утешала. Вместе они читали духовные книги.

«Единственная, может быть, святая, которую я в своей жизни встречал на земле», — так спустя много лет говорил о ней Абрамов. Иринья Павловна была швеей и обычно жила в той семье, для которой работала. Веркольцы вспоминают, что в это время в доме прекращались раздоры, воцарялись мир и покой.

Федор Александрович был коммунистом, но назвать его атеистом нельзя. Главные герои абрамовских произведений несут в себе свет и истинную любовь к людям. О долгих и мучительных поисках веры свидетельствует и работа над незавершенным романом «Чистая книга».

Несколько лет в музее писателя в Верколе работала детская воскресная школа, в которой преподавали священники из монастыря. Сейчас школа возрождается на приходе святителя Николая. Наш совместный проект «Литературный автобус» — это возможность говорить о христианских ценностях, знакомя детей с произведениями Абрамова.

— Часть рейсов автобус уже выполнил. Матушка, что же вдохновляет участников?

— На первую поездку мы приглашали: обзванивали, объясняли, что это такое. На все последующие у нас не хватает мест. Дети и взрослые с большим желанием путешествуют по деревням. Кто-то по-новому открывает для себя личность Федора Абрамова, кто-то впервые слышит о Боге или заходит в местную церковку.

Эти поездки помогают узнать друг друга, посмотреть, чем живут сверстники. Помимо экскурсий в программу включены игры, дети быстро знакомятся, у них появляются новые друзья.

— А как отзываются пинежане о ваших поездках?

— Пинежане принимают тепло, встречают как самых дорогих гостей. На предложение участвовать в проекте откликнулись православные приходы принимающих деревень, дома культуры и библиотеки, детские и взрослые народные хоры, советы ветеранов, женсоветы, ТОСы. Мы заранее обговариваем программу, обязательно посещаем храмы, отец Илья Еремеев совершает молебны. Педагоги и библиотекари проводят экскурсии по деревне, не остаются в стороне и старожилы, дополняя их рассказы интересными фактами. Мы посещаем музеи, созданные сельчанами. Дети и взрослые показывают постановки по произведениям писателя, которые готовят специально к приезду «Литературного автобуса». Гостеприимные жители заботятся и о том, чтобы вкусно нас накормить, ведь в большинстве деревень столовых нет.

У каждого поселения своя история, знаменитые земляки, которыми гордятся односельчане. Очень важно, чтобы об этом знали дети, чтобы сохранялась преемственность поколений. Мы очень благодарны всем принимающим «Литературный автобус».

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересном рейсе «Литературного автобуса».

— Не знаю, можно ли выделить отдельный рейс, каждый получился особенным. Первый маршрут пролег в древнее село Кушкопалу, там будущий писатель год учился в школе и туда потом неоднократно приезжал.

Чтобы узнать о том, как Абрамов создавал северную сказку «Жила-была Семужка», мы приехали на устье реки Юлы.

Руководитель проекта Александра Федоровна рассказала об истории путешествия писателя с другом Михаилом Щербаковым по реке Юле и Юрасу. Затем неожиданно для всех на берегу развернулся кукольный театр. Дети и взрослые с интересом наблюдали за героями сказки — рыбками. Грустный конец «Семужки» затронул детские сердца и заставил задуматься не только об отношении к природе и друг к другу, но и к малой родине, о которой нельзя забывать.

Вторая поездка была в Суру, мы посвятили ее рассказам «Куст рукотворный» и «Иван – строитель». Очень тепло встретили «Литературный автобус» жители деревни Ёркино. Мы услышали историю создания рассказа «Последняя охота» и узнали о прототипе главного героя — знатном охотнике Иване Ивановиче Томилове, однокласснике по кушкопальской школе и друге писателя. Жители показали гостям инсценировку этого произведения, подготовленную специально для «Литературного автобуса». На вечере присутствовали родственники Томилова, которые поделились своими воспоминаниями. Потом все участники с удовольствием прошлись по древней деревне, слушая экскурсовода Екатерину Русанову, побывали в Доме ремесел, смололи на жерновах зерна, из муки сварили кашу, и все желающие ее отведали, а некоторые также поработали за ткацким станом.

Участники рейса помолились в старинной часовне, внутри которой находится древний поклонный крест, поставленный женщинами по обету для защиты скота на полях от диких животных.

Последняя поездка была в Шардонемь, где мы обсудили прототип героя рассказа Абрамова «Сказание о великом коммунаре» - Петра Михайловича Ряхина. Вскоре предстоит совершить рейс в Ваймушу, где раскроется история рассказа «В Питер за сарафаном», и, конечно же, сама Веркола будет принимать «Литературный автобус».

— Александра Федоровна, кем, на ваш взгляд, был Абрамов для Пинеги, пинежан? Что это имя здесь значит сейчас?

— Родная земля всегда притягивала Федора Александровича. Родительский дом писателя не сохранился, осталась только зимняя изба, в которой он появился на свет. Рядышком с Абрамовским печищем, родовым поселением, писатель построил дом, который, говоря словами автора, стал «приютом вдохновения и трудов».

С упоением Федор Абрамов косил траву, поливал деревца, огород, клумбы с любимыми цветами-космеями и много трудился над рукописями. Здесь он создавал цикл рассказов-миниатюр «Трава-мурава», «На моем угоре», роман «Дом».

На родную Пинегу Абрамов вместе с женой Людмилой Владимировной Крутиковой приезжал обычно в конце июня или в первых числах июля. На высоком угоре Федор Абрамов рано утром встречал рассветы, любовался разливом «быстроногой» Пинеги, лугами и полями, засеянными рожью и житом, белокаменным монастырем, уходящими вдаль лесами, чутко вслушивался в пение птиц. Он любил отдыхать на лиственничной чурке и беседовать с земляками и гостями. Извечные вопросы бытия, будущее земли-кормилицы, судьба русской деревни волновали душу Федора Абрамова, не давали покоя.

В одном из своих последних интервью корреспонденту «Книжного обозрения» Абрамов сказал: «Писатель всегда пишет о том, что ему близко, что он хорошо знает, что было заложено в его детстве, и самое, может быть, главное — о том, что его волнует и жжет как гражданина. Моей, всей нашей болью в послевоенные годы была деревня, вопросы хлеба насущного, а значит, и хлеба духовного, ибо эти два сорта хлеба не существуют по отдельности…»

Беды и радости деревенских людей писатель не просто знал, а разделял их, считая собственными, глубоко и лично касающимися его. О роли Пинежья в своей жизни Абрамов говорил так: «Земля, на которой ты родился, притягивает потом всю жизнь. Вообще родная земля — неоценимый клад для писателя… Мне просто необходимо хотя бы раз в год бывать в родной деревне, пожить там, подумать, поговорить с земляками…»

Особенно любил автор слушать старух — «святое племя», так он их называл. Абрамов мог беседовать с ними часами, впитывая рассказы о прежней жизни, о трудных военных и послевоенных годах, которые стали основой для его новых произведений. Многие повести и рассказы родились на пинежской земле. Правда о жизни в деревне нашла отражение в произведениях «Безотцовщина», «Вокруг да около», «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони».

Летом 1979 года Федор Абрамов обратился к своим землякам с открытым письмом «Чем живем-кормимся». Оно было опубликовано в районной газете «Пинежская правда», позднее перепечатано с изменениями в «Правде». Федор Абрамов взывал к совести народной, выступал против равнодушия и пассивности, призывал веркольцев самим навести порядок в своей деревне, а не ждать барина. Читатели отреагировали моментально.

Вот что написал Абрамов в дневнике: «19 августа. Великое счастье — "Письмо" земляки одобряют. Значит, не умерла еще Веркола. Есть, есть еще люди, которые хотят добра и справедливости, хорошей жизни — по совести. И это самое главное… Похвала земляков дала мне крылья. Летаю, а не по земле хожу. И невероятно широкий захват красоты в природе…»

Писатель завещал похоронить себя в родной деревне. Последний приют он обрел на высоком Абрамовском угоре рядом с домом, так символично соединились начало и конец его жизни.

Дарья Андреева

 

http://arh-eparhia.ru/publications/index.php?ELEMENT_ID=55524 ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter