Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
47295
Всего
251771120

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Катехизис за колючей проволокой. Православие на Северной земле
27/04/2016 22:10

Катехизис за колючей проволокой

Уже после занятий спрашиваю преподавателя, есть ли среди её учеников желающие продолжить духовное обучение на свободе.

- Мой выпускник из 17-й колонии закончил духовное училище, - говорит Елена Бутылкина, - сейчас в Великоустюжской и Тотемской епархии помогает священнику, занимается с ребятами в воскресной школе. Один выпускник учится в Вологодской семинарии, есть ребята, которые свою церковную жизнь продолжают не на Вологодчине – в Иваново-Вознесенской епархии, в Москве… Конечно, это не повальное большинство; больше скажу, есть такие люди, которые занимались с нами усердно, а вышли за ворота – и ориентиры резко поменялись. Бывает, и обратно возвращаются …

Семена посеяны, а взращивает Бог

Молодая симпатичная учительница Елена Бутылкина обсуждает с учениками, что такое промысел Божий.

- Войны, как вы думаете, – промыслительно или нет? Это Божественное предопределение или человеческий произвол?– спрашивает учеников преподаватель.

С ответом не особенно торопятся, здесь народ солидный, рассудительный. Им важно разобраться, а спешка… Это ведь для ловли блох и диверсантов, как говорится. Серьезные люди не суетятся. Так что обсуждение темы урока идет спокойно и свободно. Слов ни из кого не вытягивают клещами, но и рта не затыкают. Обстановка примерно такая, как на уроке в воскресной школе для взрослых. О том, где происходит занятие, говорит только одежда учеников: на черных куртках – белые бирки с фотографией, рядом - фамилия, имя, отчество, номер статьи Уголовного кодекса, по которой осужден, длительность срока, номер отряда и другие важные в колонии сведения. Только вот не указано, что эти люди отбывают наказание в исправительно-трудовой колонии № 4 Вологодской области,– да это и так понятно: чужие сюда попадают по особому разрешению.

Катехизис за колючей проволокой 

Гарантий нет, но есть желание помочь

- Войны – это, конечно, промыслительно, ведь всё от Бога, - рассудительно отвечает ученик с первого стола. – Если мы очищаемся через страдания... Народ нарушил установления Бога, вот и война.

Вообще-то это библиотека, по стенам – шкафы с зачитанными книгами (новых не так много), даже аквариум есть, рыбки плавают. Раз в месяц библиотека превращается в учебный класс, когда приезжает Елена Владиславовна. Она заведует катехизаторским отделением Вологодской духовной семинарии и сектором дистанционного обучения при семинарии. Курс «Основы православной веры» рассчитан на два года, занимаются ученики по «Закону Божьему» протоиерея Максима Козлова.

Зевающих и спящих, даже на задних рядах, я не заметил – все внимательно слушают, все вместе размышляют. У каждого – тетрадка: задания Елена Владиславовна дает заранее, каждый готовится самостоятельно, а потом все вместе разбирают тему. Библиотека в колонии неплохая, и православный раздел довольно обширен. Тема занятия – «Сущность добра и зла».

- Можно на своем примере расскажу? – рвется к разговору молодой человек, - высокий, с уверенным красивым лицом. – Допустим, в моей жизни произошла ситуация, которую можно объективно назвать злом. По прохождении небольшого времени я сижу и разбираюсь в этой ситуации – и понимаю, что Бог сделал всё так, как надо для моего спасения… А если что-то хорошее со мной происходит – я даже не думаю о промысле Божием! Из-за этого и попускает Господь войны и прочее, что мы из-за своих грехов и думаем-то о Боге, только когда нам плохо, а не когда хорошо.

Уже после занятий спрашиваю преподавателя, есть ли среди её учеников желающие продолжить духовное обучение на свободе.

- Мой выпускник из 17-й колонии закончил духовное училище, - говорит Елена Бутылкина, - сейчас в Великоустюжской и Тотемской епархии помогает священнику, занимается с ребятами в воскресной школе. Один выпускник учится в Вологодской семинарии, есть ребята, которые свою церковную жизнь продолжают не на Вологодчине – в Иваново-Вознесенской епархии, в Москве… Конечно, это не повальное большинство; больше скажу, есть такие люди, которые занимались с нами усердно, а вышли за ворота – и ориентиры резко поменялись. Бывает, и обратно возвращаются …

- Снова на занятия?

- Бывает и так.

- Вы ведь уже много лет занимаетесь тюремным служением…

- Дистанционное обучение у нас в епархии появилось десять лет назад. В 2009 году оно по разным причинам прекратилось, а недавно возобновилось.

- Скажите, есть ли разница между учениками, которые были десять лет назад, и нынешними? Все-таки разные поколения…

- В колонии это не очень заметно, у нас ведь люди учатся разного возраста. Нет, никакой разницы я не заметила: и тогда, и сейчас человек, пришедший к вере в колонии, очень серьезно старается её изучить. Ребята много вопросов задают, причем в основном – серьезных, богословскими понятиями интересуются… Меня знакомые спрашивают, не страшно ли заниматься с такими людьми – нет, отвечаю, нисколько. Вечером по улице города страшнее порой идти.

Ну, а потом ведь на занятия ходят не самые отъявленные негодяи. Они в жизни повидали много негатива, прошли через тяжкие испытания.. Да, они оступились в жизни, - так надо помочь им исправиться. Думаю, что к нам приходят люди, которые искренне хотят изменить жизнь к лучшему. Они, кстати, говорят: мы понимаем, как здесь оказались. И как надо дальше жить, чтобы не возвращаться, - тоже понимаем… Отмечу еще, что на наши уроки никто никого не загоняет, ребята сами попросили администрацию организовать обучение.

- И все-таки гарантии нет, что все Ваши подопечные, выйдя на свободу, станут вести церковную жизнь?

- Какие гарантии? Мы сеем, а взращивает Бог.

Храм в колонии нужен!

Храм во имя Владимирской иконы Божией Матери стоит посреди колонии. Здесь всегда люди, хотя священника сегодня не ждут. Есть дежурный, а вот Павел зашел помолиться у икон. В колонии он второй раз; на зоне и крещение принял, когда отбывал первый срок. Вышел, время от времени бывал в вологодских храмах, а потом вот – снова суд, колония… Вера для него – главная опора в жизни:

- Когда что-то чувствуешь на душе, плохо становится, - выхожу на улицу и читаю 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся». И на душе нет такого трепета…

А как с точки зрения закона – нужен в колонии храм? В «четверке» есть и библиотека, и художественные мастерские, и хоккейная коробка, на которой три команды разыгрывают первенство колонии. Хватит, может, для успокоения душ осужденных?

- Храм нужен обязательно, - считает Виктор Александрович Сорокин, заместитель начальника ИК-4 по воспитательной работе. - Осужденные учатся в средней школе, получают профессиональное образование, также они могут посещать занятия по «Основам православной веры». Влияние храма на осужденных – только положительное.

Так что же, вера - болеутоляющий пластырь, чтобы душа не саднила? Религия – это все-таки не способ регулирования нравственности; наоборот, нравственность – способ приготовить душу человеческую к принятию религиозных глубин.

- Мне кажется, храм в исправительном учреждении необходим, - говорит протоиерей Александр Лебедев, настоятель Скорбященской церкви в вологодской женской колонии № 1 . Батюшка больше десяти лет занимался попечением душ в исправительных учреждениях области. - Если просыпается в человеке то, что называется покаянием, – он приходит в храм, где находит и прощение, и укрепление. Кстати, это же самое происходит и на воле - люди везде одинаковы.

Из колонии просто так, толкнув дверь, не выйдешь. И на входе, и на выходе у каждого проверяют пропуска, документы. Порядок есть порядок. Закончив дела в колонии, мы стоим в коридоре – ждем очереди подойти к окошечку, где идет проверка. Жизнь колонийская между тем течёт перед нами своим чередом. Один за другим поднимаются мимо нас здешние насельники по лестнице на второй этаж – к фотографу. Только снимаются не на карточку для жены или мамы; нужно обновить снимок для бирки, которая у каждого на груди. Вот такая фотосессия для режимной службы…

Сверху спускается осужденный с папкой в руках, один из офицеров спрашивает, что он тут делает. «Освобождаюсь сегодня», – отвечает человек, но нет в его голосе ни какой-то особой радости, ни ощущения совсем близкой свободы. Он пока еще весь здесь, весь поглощен заботами не о доме – о завершении жизни в колонии: надо подписать «бегунок», сдать имущество. Какое имущество в колонии – постель, одежду, книги в библиотеку... Обычные вроде заботы увольняющегося человека. Только место необычное – исправительная колония особого режима.

- Ну-ну, смотри, обратно не попадай! – напутствует офицер.

- Да уж, конечно….

- Семья-то есть?

- А как же, все в порядке.

Жизнь идет своим чередом. И уроки Православия – тоже жизнь. Без всякого особого ажиотажа. Учиться основам веры – дело самое естественное, самое жизненное. Где бы эти уроки ни проводились – в школе, колонии, институте…. На них ученики стараются заново осмыслить жизнь – свою прежде всего.

Андрей Сальников

Справка

Во всех 13 исправительных учреждениях Вологодской области открыты храмы и молитвенные комнаты. В них ежегодно совершаются свыше 600 богослужений, исповедуются и причащаются более тысячи осужденных. В каждом исправительном учреждении есть библиотека православной литературы.

В двух исправительных колониях области - женской №1 и мужской №4 - проводится дистанционное обучение по двухгодичному курсу «Основы православной веры».

Храм Владимирской иконы Божией Матери построен в ИК-4 в 2006 году – десять лет назад. Здесь регулярно бывает священник, не реже раза в месяц совершается Божественная литургия. Кроме того, осужденные вместе читают здесь утреннее и вечернее молитвенное правило, акафисты. Четыре раза в день здесь совершаются богослужения, которые Церковь дозволяет проводить мирянам.

 

http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/4204-katekhizis-za-kolyuchej-provolokoj ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter