Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
44771
Всего
251768596

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Возвращение из небытия: раскрыты росписи древней обители. Православие на Северной земле
06/05/2016 22:09

Возвращение из небытия: раскрыты росписи древней обители

Реставрация изображений равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, из собора Воскресения Христова Кирилло-Новоезерского монастыря

В 2014 году были обнаружены фрагменты настенных росписей в Воскресенском соборе Кирилло-Новоезерского монастыря. Живопись находилась под несколькими слоями масляной закраски и была случайно обнаружена при выполнении ремонтных работ и приспособления здания собора под помещения для заключенных...

Реставрация изображений равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, из собора Воскресения Христова Кирилло-Новоезерского монастыря

В 2014 году были обнаружены фрагменты настенных росписей в Воскресенском соборе Кирилло-Новоезерского монастыря. Живопись находилась под несколькими слоями масляной закраски и была случайно обнаружена при выполнении ремонтных работ и приспособления здания собора под помещения для заключенных.

Возвращение из небытия: раскрыты росписи древней обители 

Монастырь в Новом озере был основан в начале XVI века подвижником благочестия Кириллом Белым. Он был насельником многих северных монастырей, в том числе и Корнилие-Комельского под Вологдой. В поисках молитвенного уединения 4 марта 1517 года он отправился в странствие и достиг Белозерского уезда. Вблизи Нового озера он взошел на Кобылину гору, откуда увидел красивый Красный остров, а над ним - огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Кирилл переправился на остров и на восточной его стороне нашел большую ель. Пригнув ветви дерева к земле, монах устроил хижину и поселился в ней. В первую ночь ему явился Ангел в образе мужа в белых ризах и возвестил, что Красный остров назначен ему Господом для упокоения.

Поселившись на Красном острове, преподобный Кирилл своими руками построил небольшую келию, а потом и две небольшие деревянные церкви – одну во имя Воскресения Христова, другую – в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии. Постепенно обитель наполнялась иноками, благоукрашалась, возводились новые монастырские строения. Праведная жизнь и молитвенные подвиги основателя обители были широко известны, и в XVII веке он был причислен к лику святых. Мощи прп. Кирилла Новоезерского были обретены 7 ноября 1649 года при строительстве нового каменного собора Воскресения Христова.

К этому времени обитель разрослась. При настоятельстве известного подвижника благочестия и духовного писателя архимандрита Феофана (Соколова) в конце XVIII – начале XIX века остров был соединен деревянными мостками на сваях с соседним островом - Сладким. Сделано это было на случай пожара, чтобы спасти святыни и ценности. На близлежащих островах и вдоль берега озера располагались гостиницы и другие монастырские службы.

После Октябрьской революции 1917 года монастырь был превращён в место лишения свободы. В середине девяностых годов впервые в России на базе существовавшей здесь в то время исправительно-трудовой колонии была создана колония для преступников, приговоренных к пожизненному лишению свободы. Таких учреждений, как ИК-5, в стране всего пять.

При таком положении доступ к храмам древней обители для искусствоведов и реставраторов был закрыт. Обследования состояния древних построек здесь никогда не проводились, да и сами храмы Кирилло-Новоезерского монастыря не включены в реестр памятников. Лишь открытие остатков настенной живописи при выполнении ремонтных работ позволило нам, реставраторам ООО «Образ Севера», попасть на остров Красный.

В 2014 году мне удалось провести обследование, в ходе которого были выявлены ростовые изображения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Живопись значительно пострадала вследствие перестроек здания, механических повреждений, требовалась срочная реставрация.

Благодаря финансовой поддержке Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области росписи удалось сохранить. В 2015 году художники-реставраторы выполнили полный цикл консервационно-реставрационных работ. Живопись освобождена от забела и закрасок, укреплены штукатурка и красочный слой, композиции покрыты лаком.

При реставрации пришлось бороться за каждый сантиметр, изображение собирали буквально по крупицам. К великому сожалению, полной картины храмовых росписей мы уже не увидим. По свидетельству очевидцев, в соборе были изображения Богоматери и Святителя Николая, епископа Мир Ликийских, Чудотворца. Позже удалось обнаружить фотографии интерьера Воскресенского собора с настенным изображением Иоанна Предтечи. Снимок позволил установить, что арки были украшены живописным растительным орнаментом.

По двум сохранившимся композициям можно судить, что настенные росписи были выполнены в технике масляной живописи. Присутствие насечек на кладке указывает, что перед исполнением росписей старая известь была сбита - значит, в какой-то период стены храма были побелены.

Фигуры святых просветителей Кирилла и Мефодия представлены в рост, каждая размером более трех метров. Расположены композиции справа и слева от основного входа в храм. Фигуры заключены в широкие рамы, украшенные в верхней части вензелями академического орнамента.

Равноапостольный Мефодий изображён в светло-голубых серебристых одеждах: ряса небесного цвета, сверху сине-зеленого цвета фелонь и омофор, выдержанный в тех же серебристо-голубых тонах. На покрытой омофором левой руке - литургический потир, поддерживаемый легким касанием правой руки святого.

Равноапостольный Кирилл изображен в рясе голубого цвета, на нем коричневая фелонь на пуговицах, в руках раскрытая книга с закладкой. Текст - начало Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово...» (Ин. 1, 1-3).

Роспись исполнена в традициях живописной русской академической школы ХIХ века. Вероятное время её создания - конец XIX - XX вв. По мнению реставраторов, они восходят к росписям великого русского художника Михаила Васильевича Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. В этом храме Васнецовым созданы не только изображения равноапостольных Кирилла и Мефодия, но и многих других святых Земли Русской - например, святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Михаила Черниговского, Александра Невского, подвижников просвещения – преподобных Нестора Летописца и Алипия Печерского, иконописца…

Композиция этих изображений имеет значительное сходство с дошедшими до нас росписями Воскресенского собора Кирилло-Новоезерского монастыря, что лишний раз подчеркивает хождение среди иконописцев одних и тех же прорисей (эскизов). Возможно, в обители на Новом озере трудились ученики Михаила Нестерова.

Ольга СОКОЛОВА,
художник-реставратор высшей квалификации,
член Союза художников России,
председатель Вологодского отделения Союза реставраторов России

 

http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/4347-vozvrashchenie-iz-nebytiya-raskryty-rospisi-drevnej-obiteli ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter