Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Январь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
28792
Всего
251105635

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Говоря об истории церквей, мы говорим об истории города. Православие на Северной земле
28/08/2016 12:25

Говоря об истории церквей, мы говорим об истории города

Приход вологодского Лазаревского храма вошел в число победителей грантового конкурса «Православная инициатива»: на средства гранта создается интернет-ресурс, посвященный церквям города Вологды.

Реализация проекта «Храмы, монастыри и часовни Вологды: создание информационной системы с использованием интернет-технологий» ведется совместно со специалистами Научно-издательского центра «Древности Севера»...

Приход вологодского Лазаревского храма вошел в число победителей грантового конкурса «Православная инициатива»: на средства гранта создается интернет-ресурс, посвященный церквям города Вологды.

Реализация проекта «Храмы, монастыри и часовни Вологды: создание информационной системы с использованием интернет-технологий» ведется совместно со специалистами Научно-издательского центра «Древности Севера».
О сути проекта мы беседуем с его директором Мариной Васильевой и заместителем директора Александром Суворовым.

Вологодский край недаром называют Северной Фиваидой: даже после политических катаклизмов, которыми был полон ХХ век, достаточно много храмов уцелело; строятся сегодня и новые. 
Старинные церкви составляют неотъемлемую черту вологодского пейзажа, который так любят жители города; это важнейшая часть исторической городской среды – для того чтобы окунуться в нее, к нам едут туристы. 
Поэтому вопрос о доступе к систематизированной, научно выверенной и легко воспринимаемой информации о вологодских храмах столь актуален.

- Этот ресурс станет составной частью проекта, начатого в 2014 году, когда на стенах ряда архитектурных памятников в Вологде и других городах области появились таблички с QR-кодами, ведущими на сайт, где подробно рассказано о каждом из этих зданий. В чем особенность нового массива информации, который будет подготовлен в рамках нынешнего проекта?

- Да, проект «Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области» развивается. Осенью 2014 года он пополнился материалами о тотемских церквях, подготовленными по проекту Тотемского музейного объединения «Кольцо исторической памяти». 
Тотьмичи разместили на стенах ряда зданий таблички, а на улицах города установили стенды с информацией об утраченных памятниках и с QR-кодами, ведущими на наш сайт qr35.ru.

С инициативой подготовить такую же информацию о вологодских церквях к нам обратился настоятель вологодского Лазаревской храма протоиерей Алексей Сорокин, который стал руководителем этого проекта.

Сегодня церковь считает необходимым расширять свое присутствие в интернете, и развитие подобных проектов приветствуется. У «Древностей Севера» есть опыт сотрудничества с отцом Алексеем: он выступил инициатором издания Церковно-исторического атласа Вологодской области, который вышел в 2007 году, и сделал ряд ценных замечаний в ходе работы над подготовленной «Древностями Севера» книгой«История православных храмов и монастырей Вологды».

К слову, атлас признан лучшим справочным изданием по России на конкурсе Издательского Совета Русской Православной Церкви «Просвещение через книгу» (2008 год), а книга о храмах – второй в номинации «Краеведческие и справочные издания» (2015 год).

Книга «История православных храмов и монастырей Вологды» как раз и стала той базой, на которую мы опираемся в работе над проектом: здесь собран огромный объем информации. Историю вологодских церквей мы старались отследить с момента первого их упоминания в письменных источниках – для этого был поднят большой архивный материал. Удалось в значительной мере выверить даты постройки вологодских храмов: более десятка церквей при этом было передатировано. Отмечены не только основные вехи истории каждого церковного здания, рассказано также и о вологодских святых, связанных с тем или иным храмом, о наиболее ярких личностях из числа служивших там священников, о некоторых чтимых иконах и других святынях.

Такой подход будет сохранен и в интернет-проекте, но, естественно, появится и много нового – работа над темой не останавливалась после выхода книги. Добавятся материалы по архитектуре церквей, о жизни приходов действующих храмов, информация о перестройках и реставрациях, если они проводились на конкретном здании. Любые фактические данные как в печатном издании, так и на сайте, сопровождаются ссылками на их источники, а даты, которые мы не смогли установить точно, приводятся в версиях разных авторов.

Иллюстративный материал интернет-проекта будет значительно богаче, чем в книге, объем которой не позволил разместить больше одной-двух фотографий каждого здания. Мы нашли в собраниях музеев и архивов и «отреставрировали» старые негативы, в том числе такие, фотографии с которых никогда не публиковались, так как казались непригодными для воспроизведения. Огромную помощь в подборе фотографий оказал издательству Вологодский государственный музей-заповедник.

- Таблички с QR-кодами появятся на всех зданиях, независимо от степени их сохранности? 
Среди вологодских храмов есть как недавно отреставрированные, так и находящиеся в руинированном состоянии.

- Мало того, есть и такие объекты, в которых сегодня трудно узнать храм – например, церковь Леонтия Ростовского середины XVIII века, от которой остался только сильно перестроенный четверик, перекрытый грубой двускатной крышей.

С 30-х годов прошлого века он используется под складские помещения и столовую военного и силовых ведомств; территория эта обнесена забором, доступ туда закрыт. Но даже в этом случае мы планируем разместить табличку рядом со зданием – разумеется, при согласовании с его собственником. Б

удут таблички и на тех церквях, состояние которых на сегодняшний день плачевно, и на тех светских зданиях, где раньше располагались домóвые церкви. К сожалению, за рамками этого проекта окажутся утраченные храмы: установка стендов на их месте требует гораздо более серьезных затрат, нежели изготовление и размещение табличек, да и разместить, например, три информационных стенда посреди современной площади Революции было бы непросто.

- В ходе научных изысканий по проекту обнаружились ранее неизвестные факты?

- Бывает, что из ошибочного понимания, неправильного прочтения или банальной опечатки образуются устойчивые историографические мифы, которые десятилетиями кочуют по краеведческой литературе. Иногда такой стереотип удается сломать в результате анализа архивных документов.

Показательный пример – история с авторством проекта колокольни Софийского собора. Она была введена в строй при губернском архитекторе Владимире Шильдкнехте, и сложилась традиция приписывать авторство ему, так как на чертежах стояли его согласующие подписи.

Но еще в 1988 году московским исследователем Михаилом Кудрявцевым были найдены чертежи и финансовые документы с подписями Александра Иваницкого, «предыдущего» губернского архитектора: он, в частности, расписался в получении платы за авторский надзор при строительстве колокольни. Шильдкнехт же только визировал документы с точки зрения строительного надзора.

К сожалению, на публикацию Кудрявцева тогда не обратили внимания, и вводя эти данные в активный научный оборот, мы до сих пор делаем специальную оговорку о бытовавшей долгое время ошибочной версии авторства.

- В чем состоит, по вашему замыслу, главная просветительская цель проекта?

Говоря об истории церквей, мы одновременно говорим об истории города: о его планировке, о важнейших событиях в его жизни. Церкви – это не только богослужебные здания, они на протяжении столетий составляли устойчивую основу городской топографии. Первые каменные церкви возникли еще при прежней нерегулярной застройке, и проектировщик екатерининских времен, планируя в конце XVIII века сетку новых прямых улиц, проделал очень непростую работу.

Церкви должны были быть сохранены на достойном месте – в итоге они оказались либо на углах вновь проложенных кварталов, либо на площадях, остались видны в перспективе улиц, главные из которых были ориентированы на крупнейшие храмы.

Приходские церкви организовывали своеобразный «каркас», на котором держалась вся городская застройка. Значительная часть улиц и площадей в Вологде была названа по храмам, что стало неотъемлемой частью «вологодского языка», «вологодской ментальности». Это был не просто звук, а четкая ассоциация с местом, сохранявшаяся порой на протяжении столетий. Отдельные местности по 200–300 лет оказывались прочно спаяны с посвящениями храмов, которые там стояли.

В советскую эпоху многое было утрачено. Взять улицу Кирилловскую, названную по церкви Кирилла Белозерского: сначала она была переименована в Советскую, а потом – в улицу Ленина. Так она и называется до сих пор, и семинарской Кирилловской церкви на ней уже нет – этот участок города в сознании вологжан изменился безвозвратно.

Многие другие улицы переименовали в 90-е годы, хотя не всегда переименование было полностью корректным. Например, исторические названия были возвращены Пречистенской набережной и улице Зóсимовской, хотя в действительности так называлась только часть этих нынешних улиц. Но в целом память о церковной истории многих местностей до сих пор хорошо отражена в вологодской топографии.

Ценную информацию об истории города дают и названия престолов и приделов ныне существующих церквей. Когда старая церковь по каким-то причинам разрушалась, строили новую, иногда уже с другим посвящением, но в память о прежнем храме называли придел.

Например, в церкви Казанской иконы Божией Матери на Торгу (Казанской на Торгу) до самого ее закрытия в 1929 году сохранялся придел в честь Иасона и Сосипатра. Известно, что 28 апреля 1566 года в ознаменование закладки Иваном Грозным каменной крепости на этом месте был заложен также по царской воле деревянный храм с посвящением святым апостолам, память которых отмечается в этот день. Эта скромная деревянная церковь впоследствии оказалась в окружении лавок гостиного двора, очень тесно застроенного, и немного изменила свое местоположение. И даже когда она перестала существовать, память о знаковом для города событии сохранялась в названии придела нового каменного храма.

Соседняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу также долгое время – до закрытия в 1926 году – сохраняла придельный престол Богоотец Иоакима и Анны. Он также связан с грозненским временем – изначально это посвящение имела домовая церковь при дворце Ивана Грозного, предположительно находившегося как раз там, где сейчас улица Орлова выходит с Торговой площади. Именно долго сохранявшееся название этой церкви («что у государя на сенях») позволяет обоснованно предполагать, что такое здание существовало.

- Кто выступил партнерами этого проекта?

Готовность софинансировать проект подтвердило Вологодское отделение Русского географического общества. 
В качестве информационных партнеров выступили Вологодский музей-заповедник, Комитет по охране объектов историко-культурного наследия Вологодской области, который предоставит доступ к охранно-учетной документации, поскольку часть церквей является объектами культурного наследия. 
Вологодская митрополия оказывает информационную поддержку на телеканале «София», в журнале «Благовестник», на сайте. И, конечно, готовой интернет-площадкой этого проекта станет сайт qr35.ru.

Светлана Гришина
По материалам сайта http://cultinfo.ru/ 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter