Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
85560
Всего
240952002

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
По следам тотемского барокко. Православие на Северной земле
30/11/2016 11:33

По следам тотемского барокко

Эта история началась в далёкие семидесятые годы прошлого века. Ученик Погореловской школы Саша Кузнецов очень любил рисовать хорошо видневшуюся из школьного окна старую церковь. Обезглавленная, но всё ещё крепко стоящая на пригорке в бывшей деревне Погост, она служила для всё тех же ребят-школьников спортивным залом и столярными мастерскими. Сперва Саша сам выдумывал, как могло выглядеть церковное навершие; потом, повзрослев, поспрашивал у старожилов, которые, оказывается, хорошо помнили и купола, и кресты, и стоявший здесь же, рядом, до кирпичика разрушенный Троицкий храм с мощами некого святого… Потом нашлась и старая, с изломом, фотография, сохранённая школьным учителем Васьяном Петровичем Левитским. Красота церковного ансамбля надолго запала в душу школьнику...

Усилиями краеведов, музейщиков и школьников впервые обобщена имеющаяся информация о храмах, построенных в уникальном архитектурном стиле «тотемское барокко». Осуществить давнюю идею помог грант международного открытого конкурса проектов «Православная инициатива», полученный при поддержке митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия.

 По следам тотемского барокко 

ТАЙНЫ ЦЕРКОВНОГО ЧЕРДАКА

Эта история началась в далёкие семидесятые годы прошлого века. Ученик Погореловской школы Саша Кузнецов очень любил рисовать хорошо видневшуюся из школьного окна старую церковь. Обезглавленная, но всё ещё крепко стоящая на пригорке в бывшей деревне Погост, она служила для всё тех же ребят-школьников спортивным залом и столярными мастерскими. Сперва Саша сам выдумывал, как могло выглядеть церковное навершие; потом, повзрослев, поспрашивал у старожилов, которые, оказывается, хорошо помнили и купола, и кресты, и стоявший здесь же, рядом, до кирпичика разрушенный Троицкий храм с мощами некого святого… Потом нашлась и старая, с изломом, фотография, сохранённая школьным учителем Васьяном Петровичем Левитским. Красота церковного ансамбля надолго запала в душу школьнику.

Примерно в то же время похожая тайна утраченных церковных зданий Тотемского края открылась сотруднику краеведческого музея Станиславу Зайцеву. За пыльными стёклами негативов, беспорядочно лежавших в музейных фондах, Станиславу Михайловичу открылась удивительная Тотьма, похожая на город-сказку, город-мираж из какого-то фантастического фильма. «Удивление перед этой рукотворной красотой, боль за её нынешнюю судьбу и сделали меня краеведом, - вспоминал впоследствии Зайцев. – Более того, не побоюсь сказать, - сформировали мою гражданскую позицию!».

Станислав Зайцев с искренним, поразительным энтузиазмом взялся за дело изучения храмовой архитектуры Тотьмы и добился в этом деле по-настоящему выдающихся результатов. Изучив немногие имевшиеся источники, рассеянные по библиотекам и архивам, вытащив на свет божий целый ряд ранее не изученных документов, он уже к концу 70-х формулировал и смело высказывал в газетных статьях один из главных выводов своей жизни: Тотьма – город уникальной, особенной, неповторимой архитектуры, главной особенностью которой являются уникальные каменные кружева – картуши. В свойственной только ему эмоциональной манере краевед писал: «Архитектура тотемского барокко оказалась каменной летописью эпохи великих географических открытий ХVIII века, когда вершилась одиссея тотемских землепроходцев и мореходов на Тихом океане. Церкви Тотьмы, словно тихоокеанские парусники, торжественно и радостно плывут по северному небу».

В поисках новых памятников с узорными картушами Станислав Зайцев добрался и до Погорелово, где на первый взгляд храм был совсем не барочный. Но краевед, изучивший историю церкви, полагал, что старые картуши сохранились, просто скрыты поздними пристройками. В путешествии на чердак такой пристройки Зайцев взял с собой и Сашу Кузнецова. Забравшись в кромешную тьму, Саша посветил фонариком на тусклую, пыльную стену – и ахнул. Под вековыми наслоениями грязи скрывались те самые барочные орнаменты, которые и позволяли причислить Спасо-Преображенский храм к числу памятников тотемского стиля…

КАРТУШИ ОТ А ДО Я

Станислав Зайцев трагически погиб в 1992 году, не успев завершить свои исследования удивительной архитектуры местных храмов. В его черновиках остались описания путешествий в поисках новых памятников тотемского барокко, позволяющие систематизировать количество выявленных краеведом памятников. Продолжать эту работу предстояло Александру Кузнецову, который к тому времени стал учителем географии, истории и изобразительного искусства в старинном селе Усть-Печеньга на реке Сухоне.

Усть-Печеньга, как и Погорелово, также сохранила храм в тотемском стиле, но здесь он был в несравненно лучшем состоянии, поскольку был действующим все советские годы и сохранил подлинные интерьеры. Эта церковь вскоре также попала в краеведческий альбом с рисунками. Вскоре родилась идея: отобразить в графике все храмы бывшего Тотемского уезда. Работа была исполнена: в 1995 году в Вологде увидела свет маленькая книжка «Тотемская церковная география», которая была мало того что наполнена массой графических рисунков, но ещё была и написана вручную автором. Типографски размноженный вариант «ручной работы» претерпел и ещё одно издание – расширенное, в виде альбома «Тотемская церковная старина». Уникальность данной работы была очевидна всем имевшим отношение к краеведческой деятельности.

Уже будучи автором более 30 изданий и более 500 газетных публикаций на тему географии, топонимии и антропонимии Русского Севера, Александр Кузнецов замыслил вернуться к истории тотемских храмов и продолжить дело Зайцева. Повод не замедлил ждать: «тотемские картуши» участвовали в масштабном конкурсе «Россия 10», где вели борьбу за двадцатку «самых-самых» туристских достопримечательностей, конкурируя с такими известнейшими объектами, как Кижи, Петергоф, Байкал… Казалось, в это время в поддержку картушей объединилась в едином порыве вся Тотьма. Как раз в это время на страницах «Тотемских вестей» появился ряд очерков под названием «Картуши от А до Я», где Александр Кузнецов в популярной форме рассказал о двух десятках храмов, построенных в стиле тотемского барокко. Вскоре после убедительной и феноменальной победы картушей в конкурсе (попадание в ТОП-20 из 800 объектов конкурса) с краеведом связался Алексей Новосёлов, который к тому моменту был назначен директором Тотемского музейного объединения. После бурного обсуждения было решено: о картушах и тотемском барокко давно пора выпустить отдельную книгу.

НА СНЕГОХОДАХ И ВНЕДОРОЖНИКАХ

Сначала требовалось изучить те церкви, что имелись в составленном списке Зайцева, для чего краеведы решили организовать серию выездов. К «экспедиционному корпусу» Кузнецова-Новосёлова присоединилась фотограф-любитель Александра Гросс, сотрудница Тотемского музейного объединения, давно интересовавшаяся тематикой тотемского барокко, и начались увлекательнейшие путешествия.

До каких-то храмов было добраться относительно легко по накатанным дорогам, к каким-то пришлось добираться на внедорожнике – благо, помогла «УАЗиком» администрация Тотемского района. Но особенно запоминающейся вышла поездка к Богородице-Рождественской церкви в урочище Николо-Чалово на границе Вологодской и Костромской областей в Солигаличском районе. Добраться туда из Тотьмы было возможно только в зимний период; летом пришлось бы делать практически тысячекилометровый крюк через Кострому. Однако даже зимой сам храм находился в стороне от каких бы то ни было проезжих дорог, одиноко вырисовываясь на заснеженной горе. Краеведам вызвался помочь известный солигаличский предприниматель Сергей Павлович Аносов, имевший дом неподалёку от Николо-Чалова. Там в гараже нашелся модный снегоход с прицепом. Место рядом с водителем галантно уступили Александре; сами краеведы уселись прямо в прицеп, наполненный сеном. Подъём на снегоходе в гору к высящейся на ней маяком заброшенной церкви с тотемскими картушами стал одним из самых замечательных моментов этих поездок!

Настоящим открытием стало и посещение деревни Замошье, находящейся ныне на территории Сокольского района. Там был выявлен замечательный памятник тотемского стиля, состоящий из двух четвериков с ассиметричными трёхглавием и пятиглавием, несколько нестандартный, но не имеющий аналогов в церковном зодчестве Вологодчины. Удалось добраться и до двух церквей Верховажского района с некоторым «налётом» тотемского барокко: Троицкой церкви в Шелоте и Успенского собора в Верховажье.

ПРАВОСЛАВНАЯ ИНИЦИАТИВА

Проект издания иллюстрированного краеведческого альбома «По следам тотемского барокко» был подан на международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива». Пока готовилась заявка, краеведам стало очевидно: в арсенале авторов не хватает информации относительно советской истории храмов тотемского стиля. Было необходимо опросить старожилов на местах, чтобы сложилась полная картина. К тому же очень хотелось дополнить книгу художественно-графическими изображениями. Решение было найдено: до издания альбома необходимо провести несколько экспедиций, в которых должны принять участие дети. Это позволит повысить интерес юных тотьмичей к сохранившимся храмам, а краеведам – получить недостающую информацию.

Руководитель кружка юных краеведов Тотемского центра дополнительного образования Елена Альбертовна Фокина и преподаватель живописи Петровской детской художественной школы Дмитрий Леонидович Жуков выразили своё согласие принять – вместе с подопечными – участие в проекте. Поддержку идее выразил митрополит Вологодский и Кирилловский, временно управляющий Великоустюжской епархией Игнатий. С такой поддержкой можно было надеяться на победу в конкурсе – и она произошла.

«Это была настоящая радость для нас, - вспоминает Алексей Новосёлов. – К сожалению, у музея не было никакой возможности издать на собственные средства альбом в том виде, в котором мы его задумали. Конкурс «Православная инициатива» позволил нам не думать о денежном обеспечении и полностью сконцентрироваться на организации экспедиций и дальнейшей краеведческой работе».

Уже первая экспедиция – в деревню Матвеево, к Николаевской Верхнееденгской церкви, - принесла настоящий сюрприз. Житель соседней с Матвеевым деревни Кормакино Владимир Юркин нашёл в своём домашнем архиве фотографию храма 1925 года съёмки. Ничего подобного касаемо этой церкви в архиве Тотемского музейного объединения ранее не было.

«В экспедициях мы переживали всякое, - вспоминает Елена Фокина. – Иногда – чувство досады: приходишь к бабушке 92 лет, чтобы она рассказала об истории храма после его закрытия в 30-е годы. А она говорит: «Ребята, я ведь совсем ничего не помню, молодая же, спросите у тех, кто постарше». Порой так и хотелось воскликнуть: ну кто, кто постарше-то?!». Но тем не менее, информация копилась. Жители вспоминали и священников, служивших в храме, и людей, которые сбрасывали со звонниц колокола, и тех председателей колхозов и совхозов, которые, несмотря на установки свыше, сохраняли каменные церковные здания в неприкосновенности даже тогда, когда был очень нужен кирпич.

Самой запоминающейся стала экспедиция в село Зашугомье Солигаличского района, куда юные краеведы и художники под руководством Алексея Новосёлова добирались с помощью мотовоза по ведомственной Монзенской дороге. Но чем дальше забирались отчаянные исследователи, тем у них крепло желание «копнуть глубже» - и в большинстве случаев эти желания реализовывались. К сожалению, непокоренной осталась лишь высота разрушенной колокольни Благовещенской церкви на Вожбале в Тотемском районе. Ни одной фотографии, никаких описаний этого утраченного памятника обнаружить не удалось. А вдруг и на этой колокольне когда-то были тотемские картуши?

ТОТЕМСКИЕ КАРТУШИ В СИБИРИ

Спустя неделю после того, как завершилась последняя экспедиция юных краеведов и художников, в Тотьме на доме, где жил Станислав Зайцев, с участием консула США Сюзан Боден была открыта мемориальная доска выдающемуся краеведу-земляку. В личном архиве семьи Зайцевых находились всё новые и новые материалы, касающиеся тотемского барокко. Авторы спешно переделывали текст, внося в него всё новые и новые правки. А на следующем этапе готовый текст с фотоматериалами уже с нетерпением ждала команда вологодского издательства «Древности Севера», имеющего богатый опыт в издании краеведческой литературы. Именно «Древности» в прошлом году выпустили в рамках той же «Православной инициативы» выдающийся труд о храмах и монастырях города Вологды.

Казалось бы, дело сделано, текст написан и отправлен. Неохваченным оставался лишь тот пласт истории тотемского барокко, который был связан с храмами в Прибайкалье. В своё время в эти края, столь удалённые от Тотьмы, добрался неутомимый Станислав Зайцев, но современным краеведам такая поездка казалась практически неосуществимой. Но чудеса в этом мире случаются! Ещё один благотворительный фонд, с которым тесно работает Тотемское музейное объединение – фонд Елены и Геннадия Тимченко – пригласил всех грантополучателей на обучающий семинар в Иркутск. Дальнейшее было делом техники. Стоя у картушей Харлампиевской церкви Иркутска, Алексей Новосёлов опубликовал в соцсети следующий текст: «Два памятника тотемского барокко - тотемскую Входоиерусалимскую и иркутскую Харлампиевскую церкви - разделяют по прямой 3770 километров. Я чаще вижу первый храм, а вот сегодня удалось увидеть второй . Ощущения совершенно непередаваемые и удивительные даже сейчас, в век самолётов и сокращающихся расстояний. А два с лишним века назад?! Какое время надо было затратить, чтобы из Тотьмы попасть сюда, и не просто попасть, а оставить здесь зримый след, воплощённый в архитектуре?».

Фотографии иркутского варианта тотемского барокко «на флажке» вошли в окончательный текст книги. Однако московский искусствовед Лев Масиель Санчес предоставил дополнительные, достаточно исчерпывающие сведения об ещё семи храмах Прибайкалья, имеющих связи с тотемским стилем. Видимо, эти храмы будут охвачены экспедициями в следующий раз, ведь где-то должна оставаться загадка. Во всяком случае, Елена Фокина и ребята-краеведы готовы отправляться в Прибайкалье уже хоть сейчас – были бы деньги…

РАССКАЗАТЬ И СОХРАНИТЬ

Альбом выйдет в свет в середине декабря 2016 года. Приобрести его будет возможно в Вологде и Тотьме, в каждом из этих городов обязательно будет организована презентация издания.

«Но главное, что мы поняли, - замечает Алексей Новосёлов, - это то, что даже несмотря на тот титанический труд, что был проделан сначала Зайцевым, потом нами, потом школьниками, - мы только на чуть-чуть приблизились к разгадке тайн стиля «тотемское барокко». То есть тот альбом, который выйдет, - это своеобразный повод к диалогу. Диалогу с профессиональными историками архитектуры, диалогу со всеми интересующимися загадкой тотемских картушей. Очень хочется привлечь внимание как можно большей аудитории к местному барокко – возможно, появится надежда на сохранение хотя бы каких-то памятников стиля. В настоящее время большинство из них медленно разрушается».

Действительно, на карте в будущей книге зелёным – «счастливым» - цветом идеального состояния отмечены только пять храмов. Большинство – «синие» («сохранность храма серьёзно нарушена, требуются противоаварийные и консервационные работы»). Есть две «красных» руины, в числе которых обвалившаяся и превратившаяся в нечто постапокалиптическое Преображенская церковь в Погорелово. Но и это – лучше, чем та судьба, которая ждала в прошлом столетии помеченные чёрным, утраченные полностью храмы.

Ощутили ли юные участники экспедиционного корпуса «По следам тотемского барокко» то самое щемящее чувство, которое испытали тридцать с лишним лет назад школьник Саша Кузнецов и сотрудник музея Станислав Зайцев? Смогут ли они сделать всё для того, чтобы история памятников родного края продолжилась – как в издании краеведческих материалов, так и в сохранении памятников тотемского барокко?

Время покажет…

Андрей Алексеев, Тотьма
Фото Олега Федотовского, Алексея Новосёлова, Галины Мартюковой

 

http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/6084-po-sledam-totemskogo-barokko ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter