Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
75508
Всего
240941950

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Хранитель памяти новомучеников севера. Православие на Северной земле
15/12/2016 19:29

Хранитель памяти новомучеников севера

Один в поле не воин, гласит пословица. Однако те, кто знал директора Епархиального центра изучения и сохранения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Николая Васильевича Суханова, понимают: своей жизнью он опроверг эту вековую мудрость. Простой учитель математики, Николай Васильевич сделал столь много, что еще несколько поколений будут осмысливать то, что он открыл миру...
Один в поле не воин, гласит пословица. Однако те, кто знал директора Епархиального центра изучения и сохранения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Николая Васильевича Суханова, понимают: своей жизнью он опроверг эту вековую мудрость. Простой учитель математики, Николай Васильевич сделал столь много, что еще несколько поколений будут осмысливать то, что он открыл миру.   

Незадолго до своей кончины Николай Васильевич принес в пресс-службу Архангельской епархии текст, в нем, помимо прочего, он рассказал, как стал старостой церкви, как стал воскрешать память о людях, пострадавших в годы советских репрессий: «В 1983 году я собирал материалы для музея холмогорской породы скота. В разговоре со старой дояркой Валентиной Ивановной Немановой Николай Васильевич вдруг услышал непонятное слово: "усевлонцы", "усевлонцы". Перебил Валентину Ивановну:

— Проговорите по буквам, — и начинаю писать "У-С-Е-В-Л-О-Н", и мороз по коже... — Причем здесь это?

Так в мои хлопоты по собиранию музея холмогорки вплелась тема лявленских захоронений. В один день я слушал, как ОГПУ разбирается с семьями холмогорских прасолов Ивана Яковлевича Королёва или Константина Васильевича Денисова, а в другой Екатерина Ивановна Бутакова вела меня за царевское кладбища, показать, где она с мужем и золовкой "разошлась" на расстрел. По сути это была одна тема.  

Моя работа в школе уже не приносила былой душевной радости, бесконечные истории раскулачивания холмогорского крестьянства и экскурсии по лесам для сотрудников КГБ — все это было очень тяжело. Скажу коротко — моя душа "куда-то пошла", и, если бы Вера Николаевна Яковлева, тогда председатель Лявленского сельсовета, почти силой не вручила мне ключи от Успенской церкви, и я не начал по два дня в неделю в ней работать, думаю, что кончил бы очень плохо. Храм спас меня от безумия. Итак, случайно взяв ключи от лявленской церкви Успения Пресвятой Богородицы, я оказался старостой православной общины».

Позже в этом храме освятили придел новомучеников и исповедников. Создавалось ощущение, что Николай Васильевич смыслом своей жизни видел прославление тех, кто пострадал за веру в ХХ веке. Даже последним его делом была организация очередного крестного хода по местам захоронений жертв политических репрессий «От пересылки до пересылки и дальше — в Лявлю», который состоялся 30 июля 2016 года. Николай Васильевич волновался и переживал о том, чтобы получить разрешение в ГИБДД и в администрации муниципального образования, чтобы как можно больше людей узнало о крестном ходе, чтобы все прошло без заминки. Николай Васильевич ко всему подходил глубоко и серьезно, он ничего не делал спустя рукава, горел душой за каждое детище, до последнего дня пытался прорваться через холод окружающих, их нежелание так же, как он, отдаваться делу. Так, к первому молитвенному шествию по местам расстрелов Николай Васильевич готовился более 10 лет, выяснял исторические факты, организовывал раскопки, находил тех, кто возведет поклонные кресты.  

В своих воспоминаниях Николай Васильевич рассказал, как нашел первое захоронение жертв репрессий: «Когда я стал изучать места массовых расстрелов в Лявле, музейщик из меня был никакой, и с каждой мелочью я бегал в областной краеведческий музей за консультацией. Владимир Акиндинович Митин и Ольга Андреевна Заварнина взяли надо мной шефство. Однажды Владимир Акиндинович приехал в Лявлю:

— Пойдём делать пробный раскоп. Милиция требует не слов, а доказательств. Признаюсь: мне так не хотелось тащиться за царёвское кладбище, но деться было некуда, взяли в школе две штыковые лопаты — идём. Вдруг напротив СОТ "Северодвинка" мне приходит в голову странная мысль:

— Владимир Акиндинович, — говорю я, — до царёвского кладбища ещё два километра. Свернём в этот лесок, там же рвы невооруженным глазом видно. Он крутит выразительно пальцем у виска, но идёт за мной.

На первом же рву начинаем рыть канаву шириной в штык лопаты, и едва мы углубились на метр двадцать сантиметров, Владимир Анкиндинович кричит:

— Стой!

Он снимает куртку, засучивает рукав рубашки и достаёт из болотной мути берцовую кость человека. Потом, немного поболтав рукой в яме, достаёт два человеческих черепа с характерной дыркой в затылке. Мы написали заявление в Приморскую прокуратуру, дескать, "случайно" нашли два трупа "с признаками насильственной смерти".

В последние годы своей жизни, не прекращая исследовательскую работу, Николай Васильевич стал передавать свои знания другим людям: он мечтал создать музей памяти новомучеников, пострадавших на Севере. Постоянно повторял, что не хочет, чтобы в итоге получилась «страшилка». Ему как педагогу важнее был урок, который каждый посетитель экспозиции мог вынести для себя: урок любви ко Творцу, силы, которая появляется у человека, когда он пребывает в Боге. Николай Васильевич хотел, чтобы музей был в центре Архангельска и доступен, в первую очередь, для школьников, которые  совсем не знают об этой страшной трагедии. Его мечте не суждено было сбыться, но Николай Васильевич успел создать музейную экспозицию в Новодвинске. Он ездил туда несколько месяцев перед открытием, работал сутками, не давая себе отдыха.

Когда список персоналий, о которых надо было говорить в музее, разросся до одиннадцати страниц, как рассказывал сам Николай Васильевич, он понял, что без сайта не обойтись. Николай Васильевич хотел видеть интернет-ресурс интересным и увлекательным, чтобы люди приходили на сайт и память о новомучениках и исповедниках хранилась в их сердцах.

Средства на создание виртуального музея новомучеников (www.архисповедники.рф) удалось получить благодаря победе в конкурсе «Православная инициатива». На портале были размещены библио- и видеотеки по теме репрессий, архивные дела, картотека пострадавших за веру, карта «скорбных» мест, экспонаты музея новомучеников и выставка «Претерпевшие до конца» с методическими материалами для экскурсоводов. На сайте представлены около 100 научных исследований по теме репрессий, сотни фотоматериалов и фотокопий архивных дел, тысячи биографий мучеников за веру. Николай Васильевич сам подготовил многие из этих текстов, общался с родственниками пострадавших, очевидцами событий.

Последний его труд — брошюра «Ильинское кладбище». Краевед разработал и проводил авторскую экскурсию по Ильинскому некрополю. Он щедро делился своими знаниями с архангельскими экскурсоводами: главным для него была память о почивших людях, а не авторское право. Брошюра стала заключительным аккордом в этой работе, Николай Васильевич сам договаривался с фотографом о съемке, подбирал материал. Потом была борьба за то, чтобы подготовить издание к печати. Николай Васильевич очень спешил, торопил всех, переживал за то, какой получится книжка. В итоге он издал брошюру небольшим тиражом на свою учительскую пенсию.  

Последний день его жизни пришелся на дату, когда Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Николай Васильевич отошел ко Господу в ночь на 24 августа 2016 года. Отпевал его сонм священнослужителей в церкви Новомучеников и исповедников земли Архангельской на Привокзальной площади столицы Поморья. Такова была воля Николая Васильевича.

Дарья Андреева 

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии", №4/2016
 



Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter