Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Ноябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
7108
Всего
246490257

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
"И свет заходит в сердце". Православие на Северной земле
11/03/2017 11:24

"И свет заходит в сердце"

Это болезнь, которая существовала изначально в человечестве. Есть расшифровка этого сочетания «окамененное нечувствие». Как пишут отцы Церкви, в частности Феофан Затворник, — это охлаждение сердца. Оно имеет много причин. Главные из них — самодовольство, самомнение и многопопечительность.  Святитель Феофан пишет, что в жизни мы должны четко различать первичное и вторичное, главное и второстепенное. Это относится к нашему спасению. В Евангелии сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его...» (Мф. 6:33)...

«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Это болезнь, которая существовала изначально в человечестве. Есть расшифровка этого сочетания «окамененное нечувствие». Как пишут отцы Церкви, в частности Феофан Затворник, — это охлаждение сердца. Оно имеет много причин. Главные из них — самодовольство, самомнение и многопопечительность.  Святитель Феофан пишет, что в жизни мы должны четко различать первичное и вторичное, главное и второстепенное. Это относится к нашему спасению. В Евангелии сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его...» (Мф. 6:33).  

Окамененное нечувствие появляется у определенной категории христиан. Охлаждение сердца возникает не у новоначальных, ибо благодать Божия вначале поддерживает человека, и он горит. Вот, к примеру, родители маленького ребенка постоянно опекают, мама с папой через канавку — раз и перенесли, и малышу кажется, что все это легко преодолевать. Он вырастает, становится более сильным, и тогда родители отходят. Так же и Господь: благодать Божия отходит от человека, чтобы тот понял, что только с Богом он сильный.

Мне нравятся слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что на небе бывает солнечно и нет облаков, а бывают дни, когда небо закрыто тучами. Бывает серо, и нет солнца в природе, такое ощущение, что дождь не кончится. Такой – контрастной – должна быть и духовная жизнь, для нашего спасения. Дальше святитель пишет, что если бы постоянно светило солнышко, то почва бы растрескалась. В духовном смысле говорится о том, чтобы человек не подумал, что это блаженное состояние зависит только от него. Благодать Божия дает нам радость, но ее мы не можем удержать в своем бренном естестве. Новое вино должно храниться в новых мехах. А часто у нас бывает так, что мехи ветхие. И задача человека вытеснить, заменить в процессе жизни эти меха ветхие на новые.

Мы страдаем грехами, которых было меньше у наших предшественников. Осуждение, злоречие, злословие. Они характерны для христиан, которые ходят в храм многие-многие годы. Оказывается, на одном уровне, на одной планке стоят такие грехи, как убийство, блуд, воровство, также и злоречие. Грибоедов написал: «Злые языки страшнее пистолета». Человека можно убить словом. Злоречивые Царствия Божия не наследуют. Нужно беречь свои глаза, свои уши, ум, язык. Примерно так: соберемся и будем говорить: «В квартире холодно. Давайте губернатору, мэру позвоним, будем писать  жалобы». А на самом деле окна одинарные, форточки постоянно открыты. Оказывается, виноват сам человек: он не видит, не чувствует, что с его квартирой происходит. Это охлаждение сердца. Не ума — он не охлаждается, сердце охлаждается, каменеет. Господь попускает, что с нами приключаются нестроения, искушения и прочее, чтобы встряхнуть человека, чтобы он не заснул.

В  сладком оцепенении мы можем прожить свою жизнь, думая, что растем духовно: «В храм хожу — хожу, свечки ставлю — ставлю, исповедаюсь и причащаюсь». То есть внешне человек все исполняет, а внутреннее делание, трезвение — это борьба. Самая тяжелая линия фронта проходит в сердце человека. Там постоянно идут атаки, а мы их отбиваем. Если они захватывают территорию, мы ее отвоевываем. Внутренняя битва часто не видна…

 Охлаждение случается и на склоне лет. Нападает апатия, безразличие ко всему. Родственникам и знакомым нужно поддерживать этого человека. Такое бывает: дьявол видит, что человек неплохо заканчивает жизнь, с хорошими результатами. Плоды духовной жизни — плоды покаяния,  углубления в то состояние, которое называется «смирение христианское и кротость».  Вот почему Господь  и говорит: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Смирение приходит от послушания. Мы живем так, как нам хочется, а так нельзя. Когда человек живет по послушанию, к нему приходит смирение. Появляется глубокое сожаление: «Господи, прости, не так я живу». Вслед за этим кротость приходит, такое состояние, когда у человека отсутствует гнев, памятозлобие, ненависть, осуждение. Однако же и безгневие  — это нехристианское состояние. Христианин может гневаться, но на дьявола, на грех, на зло. А к ближнему мы проявляем любовь. То есть мы должны осуждать порок, а грешника миловать и любить. У нас же все наоборот. Это неправильно.

Даже высочайшие святые подвергались искушениям. Это естественное состояние, благодаря которому мы приобретаем плоды духовные. Без этого не спасешься. Не будет ветров, дерево вырастет хлипким. Почему северные сосны ценятся? Потому что они выдержали климатическую нагрузку, и они особенно важны в строительстве. Когда человек выдерживает испытания, он становится способным жить с Богом, потому что он готов любить, терпеть… Господь посылает ему благодать за то, что, проходя через испытания, больше  смиряется: «Господи, без тебя у меня ничего не получилось бы».

А если человек не чувствует радости от простых вещей, хотя умом понимает: нужно благодарить Бога за то, что проснулся утром, за то, что есть в этом дне…

Сердце не отдает эхом. Нечувствие, когда состояния греховного не чувствуем.  А бывает нечувствие ко внешнему миру. На самом деле с годами радости становится меньше. Это факт. Когда человек занимается духовной жизнью, все земное притупляется. Краски становятся другими, блеклыми. Человек тянется мыслями и сердцем к неземной красоте, и у него нет восхищения миром. В большей или меньшей степени все зависит от внутреннего состояния. Иногда сердце нам не вторит, но мы должны противостоять. Сердце как бы затормаживается, останавливается. А потом вновь запускается. Тут важно самоукорение. А что это такое? Это вид смирения, без которого нам невозможно спастись. Мы себя укоряем: «Я же должен больше этому радоваться, сильнее благодарить Бога: Господи прости, каменный я стал»…

 Самое главное, чтобы это не перешло в отношение к людям — солнце не так светит, не так ветер дует, а если приходит человек, начинаешь переносить: ты не так мне улыбаешься… стоп, стоп. Делай хотя бы внешне, что должен делать. Твое сердце не хочет улыбаться, а ты улыбайся внешне. Это не есть лицемерие. Иногда сердце готово высказать все, что думаешь, но мы должны свой язык прикусить. Иосиф Исихаст пишет: когда гнев подступит к твоему горлу, закрой горло, задави его, чтобы этот змей не вышел и не укусил твоего ближнего, то есть придави его. Не допусти, чтобы из твоего сердца злоба полилась. Мы же не привыкли себя удерживать.

Приехал один человек в монастырь, ему показали, как живет братия, а потом говорят:

— Если бы тебе сказали оставайся и лет пять проживи.

— Я бы тогда попросил одну вещь.

— Какую?

— Ружье у вас есть?

— Есть.

— Дайте мне, я застрелюсь.

Святые были генераторами радости. Слова Серафима Саровского: «Радость моя!» В нашем веке нет такого средства, чтобы телефон зарядить за 20 секунд, а преподобный одним возгласом своим заряжал человека за две секунды. Или Амвросий Оптинский. К нему шли здоровые люди и рассказывали, что в жизни не клеится. Святой говорил короткие, четкие, емкие вещи, и они возгревали сердца.  Бог за эти лишения дает радость, Он в долгу не остается. Он не говорит, что только ТАМ будешь хорошо жить, а здесь должен умереть от скуки, уныния, печали, окаменения нечувственного. Нет, Он здесь дает такую радость, что человек не может ее удержать в себе и дарит другим. Заряжает, как генератор, в краткие минуты массу людей. Их жизнь меняется.

Нам нужно подключиться к этой энергии. А подключаемся мы сердцем. Принимая божественную благодать, человек передает ее другим людям. Вот тайна русской души. Если человек совершит что злое, в душе свет меркнет, он ходит сам не в себе.  Когда очищаешь пространство, свет светит, окна открыли, солнечный свет заходит — весь этот процесс и называется духовная жизнь человека.

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии", №6/2016
 
 



Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter