Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
3150
Всего
240957439

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Дорогу осилит идущий. Православие на Северной земле
22/10/2018 16:09

Дорогу осилит идущий

Масштабы разрушения поражали даже асов реставраторского дела, - рассказывает Ольга Зенкова, активно занимающаяся восстановлением святыни. - Мало кто верил, что здесь вообще можно что-либо осуществить, тем более - рассчитывать на благоприятный результат. Первоначальный порыв большинства местных жителей быстро угас: скорого преображения не получилось, а главное, ремонтировать храм было, по сути, не на что. Все работы осуществлялись методом «народной стройки»: на пожертвования неравнодушных земляков и личные средства активистов. Однако сдаваться энтузиасты не намеревались и продолжали трудиться в меру своих сил...

Деревня в тумане полна звуков и шорохов. Молочная пелена окутала Морозовицу щедро, только храм нависает громадой над сонным пригорком. Выходя из машины, невольно оказываешься в плену этого гулкого влажного утра. «Тук-тук-тук-тук», - мелко и дробно доносится из тумана. И, не дав опомниться, уловить источник звука, вдруг взвивается визгливая дрель: «Дззззз! Дззззз!». Идем на звук. Там, за зыбкой пеленой тумана, с раннего утра трудится человек. Маленький человек рядом с огромным храмом.

Дорогу осилит идущий 

О Николае Пьянкове не раз писали наши издания, а в 2012 году имя устюгского каменщика прогремело аж до Америки. Тогда в наши края забралась некая студенческая экспедиция. Ползали по руинам, фотографировали памятники, вели блоги, писали отчеты в СМИ. В одну из таких вылазок студентов, как и нас сегодня, привлекли странные звуки со стороны разрушенного храма Спаса Нерукотворного. Подойдя ближе, молодые люди увидели совершенно дикую, на их взгляд, картину: человек в одиночку разбирал руины.

- А что вы делаете? – спросила американская студентка через переводчика.

- Храм восстанавливаю, - ответил Николай.

- Он, наверно, сумасшедший? – поинтересовались ребята у переводчика.

- Нет, я просто русский, для нас это нормально, - усмехнулся Николай.

Глаза боятся…

Сегодня история эта почти стала местной байкой. А вот восемь лет назад не только иностранные студенты считали идею восстановления храма сумасшествием. Пятьдесят лет в храме располагались ремонтные мастерские, большая часть его превратилась в руины, на месте алтаря зиял пролом, прилегающая территория – некогда приходское кладбище – была залита мазутом, завалена мусором и боем. Восстановить из этого храм – действительно, не сумасшествие ли?!

- Масштабы разрушения поражали даже асов реставраторского дела, - рассказывает Ольга Зенкова, активно занимающаяся восстановлением святыни. - Мало кто верил, что здесь вообще можно что-либо осуществить, тем более - рассчитывать на благоприятный результат. Первоначальный порыв большинства местных жителей быстро угас: скорого преображения не получилось, а главное, ремонтировать храм было, по сути, не на что. Все работы осуществлялись методом «народной стройки»: на пожертвования неравнодушных земляков и личные средства активистов. Однако сдаваться энтузиасты не намеревались и продолжали трудиться в меру своих сил. С подключением предпринимателей (Василия Перевалова, братьев Андрея и Алексея Шарыповых), взявших на себя поставку отдельных стройматериалов, оплату дорогостоящего оснащения и труда привлечённых рабочих, дело пошло гораздо успешнее. Не оставалась в стороне и местная власть: среди «первопроходцев» была глава сельской администрации Галина Анатольевна Пестовская.

Каменщик Николай Пьянков подключился к работам с первого дня.

- Честно говоря, я был в шоке, когда пришел и увидел фронт работ, - вспоминает он. – Ходил вокруг храма, смотрел и даже не представлял, с чего начать: настолько страшна была картина. Потом вспомнил слова бабушки: «Если не знаешь, куда идти, сделай первый шаг». Подошел к стене, взялся за первый попавшийся кирпич, и дело потихоньку пошло. Люди сначала не верили, что храм будет жить, но постепенно стали подключаться, собираться на службы, приходить на субботники. Первые службы сейчас и представить сложно. В центре храма была огромная мазутная лужа. Мы застилали ее мосточками, зажигали свечи и так молились.

Сегодня церковь Спаса Нерукотворного в Морозовице – действующий храм, где регулярно проводятся службы, а в этом году состоялась уже и первая Божественная литургия, которую возглавил епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий.

За прошедшие годы был укреплён фундамент, проведены противоаварийные мероприятия в уцелевшей половине храма – церкви в честь Рождества Богородицы. Из руин поднята алтарная часть. Здесь местные мастера применили свою собственную технологию: вместо тяжёлого кирпичного свода, возведение которого потребовало бы привлечения сторонних специалистов и дополнительных огромных затрат, был установлен железный каркас, обшитый изнутри досками и заштукатуренный. Смелое решение оценил даже московский архитектор Игорь Медведев, автор первоначального эскиз-проекта.

Вообще, если говорить об особенностях восстановительных работ, и мастеру-каменщику, и проектировщику пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Храм, который строился несколько десятилетий, запечатлел на себе труды и творчество нескольких архитекторов, проектировщиков. Многие декоративные детали, безжалостно уничтоженные в советское время, пришлось восстанавливать буквально «по наитию»: декор центральной части значительно отличается от декора алтаря, а наличники северной стороны отнюдь не идентичны с наличниками южных окон. И так – почти во всем. Каждый элемент, каждый кирпич требует вдумчивой и кропотливой работы мастера. Да и кирпичи здесь совсем не обычные: редкие большемеры, которые идут на восстановление храма, приходится заказывать из-за Урала. Только там и только в ограниченных количествах производится еще кирпич, некогда задуманный для возведения храмов. Каждый такой кирпич вручную обтачивается мастером, чтобы точно соответствовать старинному благолепному узору.

- Моя задача, - говорит Николай Пьянков, - сделать так, чтобы непонятно было, что я делал, а что изначально так было.

Еще одно условие успешной работы – правильный раствор.

- К сожалению, многие каменщики, работающие на восстановлении храмов, пренебрегают важностью раствора, - рассказывает Николай. – Используют цемент, чтобы работа шла быстрее. Но цемент в стене ведет себя совсем иначе, чем традиционная известь, у него совсем другой коэффициент расширения. В итоге - после первой же зимы стены лопаются, дают трещины, и вся работа насмарку.

Много тонкостей в реставраторском деле, много сложностей, которые приходится преодолевать, но, как восемь лет назад, так и сейчас основная трудность – финансовая. Восстановление святыни требует немалых финансовых затрат, которые жители деревни при всем своем рвении потянуть не могут.

- Если несколько лет назад верующим приходилось мёрзнуть на ветру, иногда даже стоять по щиколотку в воде, то теперь в храме достаточно комфортно: вставлены окна и двери, настелен деревянный пол, устроено печное отопление, - рассказывает Ольга Зенкова. -Приобретена и необходимая утварь. Храм живёт, здесь проводятся службы. Храм зазвучал; к тому же взору молящихся теперь открыты живописные клейма, украшающие своды. Радость велика, но, как всегда, есть в ней «ложка дёгтя». Мастерам, работающим практически за бесценок, тем не менее, нужно платить, а средств у немногочисленной общины, состоящей в основном из пожилых женщин, нет. Если срочно не изыскать необходимую сумму – продолжения работ может не быть или они надолго остановятся. В связи с этим приходской совет обращается ко всем сочувствующим с просьбой помочь собрать средства и дать возможность завершить внутреннюю отделку храма.

- Зима не за горами. Здесь, на улице, работать можно только до плюс пяти градусов, потом известь будет промерзать, - подводит итог нашей беседе Николай и возвращается к своей работе.

…И снова разносится в тумане монотонное «тук-тук-тук-тук» и визгливое «дзззз! дзззз!». Там кирпичик за кирпичиком человек возрождает Храм.

Антонида Смолина

Материал подготовлен в рамках проекта «Православная страница» при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива»

 

http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/12171-dorogu-osilit-idushchij ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter