Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
33227
Всего
241066445

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и современность. Православие на Северной земле
19/11/2018 12:27

Святой праведный Иоанн Кронштадтский и современность

Рассматривая историю, те следы, которые оставляли в ней и отдельные человеческие личности и отдельные народы, мы можем увидеть самые различные картины. Были периоды, когда люди строили в реке времени совершенно уродливые плотины, которые искажали течение реки. Строили прямо посередине реки никому ненужные острова, разбивая течение на отдельные мелкие рукава, плыть по которым становилось очень сложно. Тем самым создавая огромные проблемы для последующих поколений. Но если мы спросим, почему же люди совершали подобные поступки, то ответ будет один: они желали оставить след в реке времени любой ценой, решая сиюминутные задачи, не думая о будущем, и, главное, не желая знать волю Творца о смысле своей жизни...

Доклад руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерея Евгения Соколова на II Архангельском форуме ВРНС  памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского 15 ноября 2018 года.
 
 
Как человек, ушедший из жизни более ста лет назад, связан с современностью и, тем более, как он может влиять на неё? Разберемся с терминами.

Время. Загадочное понятие, перед которым даже философия становится в тупик, ибо полного определения ему все еще нет. Прошлое ушло, будущее не наступило, а настоящее — его как будто бы и нет. Едва только мы о нем подумаем, как оно тут же становится прошлым. Может, действительно прав поэт: «Есть только миг между прошлым и будущим, и именно он называется жизнь». Мы входим в жизнь через рождение, вступая в реку времени. И каждому из нас предопределен свой участок этой загадочной реки.

Кто-то приходит в мир в бурные годы глобальных, социальных перемен, когда река времени проходит через духовные пороги, омуты, водовороты и водопады в виде войн, восстаний и революций. Когда нет в обществе принципиального согласия о фундаментальных духовных понятиях добра и зла, любви и ненависти, греха и праведности, и их поиск очень часто приводит мир к социальным взрывам и катастрофам.

Кто-то встречается с миром, когда река времени проходит период спокойного, ровного равнинного течения, когда общество исповедует единые духовные ценности.

Человеку не дано выбирать, когда войти в эту загадочную реку, но каждому из нас дана возможность остаться в памяти ее, оставить свой след. Мы знаем, что любой след быстро исчезает, течение рисует все новые и новые узоры. В жизни все очень похоже. Судьбы множества людей закрываются новыми событиями, радостными или печальными. Но, как и все реки, река времени в конце своего течения приходит к океану, океану вечности. И души людей, плывущие по реке времени, каждая в свое время сворачивает в свою протоку. Каждая своим путем преодолевая порог смерти, входит в океан вечности, расставаясь с материальным миром.

Человек входит в мир вечности, где времени уже нет. Приходит с багажом знаний и навыков, которые необходимы для жизни в горнем — духовном — мире, оставляя знания о материальном мире здесь, на земле.

Интересно и то, что при переходе в вечность, человеку дается возможность пройти последний раз по реке времени от своего рождения до смерти. Вспомним, что согласно христианскому учению после разделения души с телом и наступления телесной смерти, три дня душа остается на земле. Ее последнее путешествие по реке времени это возможность еще раз прожить свою жизнь, созерцая свои праведные и греховные проступки.

Какой же след оставляет каждый из нас в реке времени? Во многом это зависит от тех задач и целей, которые ставит человек в своей жизни. В далеком детстве ребенок мечтает освоить профессию, которая обязательно приведет его к славе, известности и благополучию. В юности в сегодняшнем рациональном мире, как правило, у молодых людей возникают цели достижения стабильности, материальной обеспеченности и лишь потом славы и известности.

Но след известных, богатых и сильных людей в реке времени зачастую оказывается ничтожным, практически невидимым. И это не смотря на то, что очень часто для достижения той же славы человек идет на сложные, иногда, преступные компромиссы. Что же нужно сделать, чтобы след в реке времени остался в памяти потомков как пример, достойный подражания? Мы помним евангельские слова: «Дерево познается по плодам». Христианство, пришедшее в мир две тысячи лет назад, резко разделило плоды человеческой деятельности на духовные и материальные. Именно христианство определило приоритет духовных свершений в истории человечества над свершениями в области материальной. След, оставленный в реке времени подвижниками духа, не идет ни в какое сравнение с тем следом, который оставили в реке времени, например, градостроители. Да, можно построить громадные, полезные сооружения, но, если цена такой стройки десятки тысяч разграбленных селений и тысячи загубленных душ, то подобные плоды отвратительны и в преданиях они могут жить многие годы, как трагические события в истории человечества.

Как часто многие незаурядные, сильные личности пытались оставить заметный для потомков след в реке времени, совершая масштабные преобразования, а, порой, намереваясь изменить ход мировой истории. Но какие горькие воспоминания возникают в памяти целых народов, когда мы вспоминаем о духовных плодах, оставленных этими людьми!

Как же правильно оценить следы, оставленные известными личностями в реке времени, как оценить их роль и роль целых народов в исторических событиях? Какие безусловные критерии должны быть положены в основу наших суждений о деятельности прошедших и нынешних поколений? Как научиться именно в наше тревожное время ориентироваться в реке времени? Столько веков, тысячелетий прошло — мы, казалось бы, должны были уже научиться правильно оценивать следы, оставленные нашими потомками в реке времени. Ибо, если понятия добра и зла не имеют четких критериев различия, то движение по реке времени становится опасным для всех, призванных к бытию народов, и скорая, досрочная встреча с океаном вечности становится принудительно неизбежной для всех людей земли.

Нынче с горечью можно отметить, что плоды прожитой жизни даже отдельной личности имеют порой как восторженные, так и совершенно уничижительные оценки. Почему подобное возможно? Ответ прост: противоположные оценки делаются людьми, которые опираются на совершенно противоположные нравственные координаты.

Разногласия, порожденные свободой человеческой личности, свободой от понимания роли объективных законов, по которым течет река времени, имеют пагубные последствия для нашего будущего. Похоже, мы так не сумели за прошедшие тысячелетия понять и четко сформулировать ответ на извечный вопрос, что такое время! И оно, похоже, мстит нам за это, сокращаясь до невероятных размеров, когда незаметно мелькают не только дни, недели, месяцы, но и времена года. Результатом подобного нигилизма скорее всего будет досрочный, резкий разворот реки времени к океану вечности со всеми людьми, плывущими в данный момент по этой реке, которые обрушатся в безвременную пропасть Апокалипсиса.

Еще раз напомним, что с религиозной точки зрения каждый человек приходит в мир и уходит из него по воле Божией. Жизнь и смерть ВСЕГДА от Бога. И каждый из нас приходит в мир с различными дарами, талантами и с унаследованными страстями и пороками для выполнения воли Божьей.

Рассматривая историю, те следы, которые оставляли в ней и отдельные человеческие личности и отдельные народы, мы можем увидеть самые различные картины. Были периоды, когда люди строили в реке времени совершенно уродливые плотины, которые искажали течение реки. Строили прямо посередине реки никому ненужные острова, разбивая течение на отдельные мелкие рукава, плыть по которым становилось очень сложно. Тем самым создавая огромные проблемы для последующих поколений. Но если мы спросим, почему же люди совершали подобные поступки, то ответ будет один: они желали оставить след в реке времени любой ценой, решая сиюминутные задачи, не думая о будущем, и, главное, не желая знать волю Творца о смысле своей жизни.

Вот почему когда мы рассматриваем роль личности в истории, нужно четко различать не только те плоды, которые оставил своей деятельностью человек в реке времени, но и то, насколько плоды его деятельности совпадали с волей Божьей по преображению и развития мира. Насколько его деятельная работа находилась в рамках духовных законов, положенных в основу бытия мира. Мы знаем множество различных примеров в попытках масштабного преобразования мира без воли Божьей и их печальные последствия.

И в заключении. После грехопадения в райском саду человек отверг волю Божию как духовное руководство в своей жизни, поставив свое «Я» в центр бытия и развития мира. Но две фундаментальные функции по мироустройству, а именно: миро-правление и миро-хранение остаются в ведении Божественного промысла. Можно вспомнить, как Бог дважды масштабно вмешивается в нашу историю. Когда человечество в своей нравственной порочности подходило к краю духовной пропасти, что выражалось в полном отвержении Творца, нежеланию жить по Его воле.

Когда все человечество говорит о своей вере в Бога, но всего восемь человек — праведный Ной и его семья — пытаются жить по Божьей воле, тогда Бог, прерывает бессмысленное бытие народов и призывает их в океан вечности из реки времени через катастрофу Всемирного потопа. Остаются в реке времени только 8 человек, которые пытаются жить по воле Творца. И что же дальше? Через считанные столетия человечество начинает строить Вавилонскую башню, как дерзкий вызов Богу — больше не утопишь. Самая страшная и трагическая мировая катастрофа не смогла изменить человечество, в его нежелании жить по воле Божьей, как главного смысла жизни.

Прошли тысячелетия. Река времени по-прежнему течет во Вселенной, призывая в свое течение все новых и новых людей. И среди них появлялись те, которые особым образом принимали Божий призыв к дару жизни. Отведенный им период движения по реке времени они воспринимали, как огромное богатство и употребляли его, прежде всего, для изучения законов этой реки и осознания своей роли в этом движении.

Давайте вспомним, как начиналось плавание по реке времени юного школьника Иоанна Сергиева будущего великого пастыря святого Иоанна Кронштадтского. Школа, двоечник, учеба не дается, глубокое отчаянье о напрасных ожиданиях родителей, сокрушение о больших затратах на обучение, переживание о не сбывшихся родительских надеждах. И горькая, ежедневная, горячая, ночная, коленопреклоненная молитва к Господу о помощи. И как же он воспринимает чудо Божие, когда однажды утром сознает, что его молитвы услышаны! Когда на уроке, где объясняют сложную тему, он понимает все! И не только радость, но и страх охватывает будущего великого пастыря от этой милости Божьей, которой он удостоен. С отличием окончены духовная семинария и духовная академия. Направление в пригород Санкт-Петербурга Кронштадт, куда ссылали бомжей, бродяг, босяков он воспринимает, как волю Божию. Четырнадцать лет служения на дне общества, четырнадцать лет сострадания и сопереживания. Четырнадцать лет совместных духовных побед и поражений. Какой непростой участок реки времени достался ему.

Первая революция в России в 1905 году, когда либеральная оппозиция прибегла к насилию, к открытому вооруженному восстанию. Как резко и решительно выступил Кронштадтский пастырь! Как бесстрашно воззвал он к патриотическим силам, призывая их к противлению духовным беззаконникам. Как сразу откликнулись патриоты России на его призыв! Как быстро взрыв духовного беззакония был подавлен. И река времени в России на короткий срок возвратилась в спокойное русло.

В 1907 году похоронная процессия за гробом отца Иоанна растянулась от Кронштадта до Петербурга на многие десятки километров. Он был похоронен в Иоанновском монастыре. В 1918 году, когда большевики приступили к вскрытию и поруганию мощей святых Божьих угодников, группа подвижников тайно вывезла мощи Кронштадтского пастыря. Есть предание, что мощи были перевезены на его родину в Суру Пинежского района нашей области. И это незримое присутствие батюшки Иоанна ощущается нами каждодневно. Прежде всего, возрождается сама Сура, за считанные годы восстановлены три храма. Сколько паломников приезжают в Суру, и многие с надеждой, что нам откроется тайна захоронения его останков. И иногда думаешь: «А что, если тайна его захоронения будет нам открыта?» Какие километровые очереди будут к его мощам! Сегодня те, кто молился у мощей святых хорошо знает, какая поразительная помощь дается многим из нас, кто дерзает касаться святыни.

Можно вспомнить, что человечество потеряло могилы многих известных людей. Например, была утрачена могила великого музыкального гения Амадея Моцарта. И если сегодня мы каким-то чудом обретем его могилу, то приходя к ней, мы воздадим благодарственную дань великому музыкальному гению. Но не обратимся к нему с молитвенной просьбой о помощи, а наоборот можем помолиться за него.

А если обретем мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского, какой покаянный и благодарственный сонм молитвенных прошений обрушится на его душу! Наверное, гораздо больший, чем при его земной жизни. Нет, связь с земной жизнью у святых с их смертью не прекращается. И, наверное, никакие благотворители и различные фонды не помогают нам так, как молитвы наших святых за нас. И как же хочется быть достойными наследниками нашего величайшего духовного подвижника. Быть достойными его молитвенного заступничества. Но для этого, наверное, нам, его землякам, нужно сделать все возможное, чтобы разобраться в хитросплетении водоворотов и порогов реки времени. Сделать все, чтобы его родина, его любимая Сура не превратились в духовный или мусорный отстойник.

 

https://vk.com/@arh_eparhia-svyatoi-pravednyi-ioann-kronshtadtskii-i-sovremennost 



Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter