Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Февраль 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
7261
Всего
230246729

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Люди Церкви. Загадки снимка вековой давности. Православие на Северной земле
20/05/2019 10:10

Люди Церкви. Загадки снимка вековой давности

Когда смотришь на ряды незнакомых лиц, они все кажутся одинаковыми, тем более в какой-то форме. Различить сразу можно разве что архиереев: на фотографии почему-то сразу два, хотя должен быть один - тот, кто управлял епархией на момент снимка. Эту загадку оказалось проще всего разгадать: слева - епископ Алексий Соболев, который был епископом Вологодским и Тотемским в момент поступления в семинарию тех, кто в 1909 году закончил IV класс. Справа - епископ Никон (Рождественский), сменивший владыку Алексия на Вологодской кафедре в 1906 году...

В дар Вологодской духовной семинарии недавно передали фотографию учащихся и преподавателей семинарии 1908-1909 учебного года. Фотография, сделанная в Вологде 110 лет назад, таит в себе немало таинственного. Загадочна и сама история появления снимка в Вологде.

Люди Церкви. Загадки снимка вековой давности 

Групповой портрет с тайнами

- Сначала пришло письмо, - рассказывает иеромонах Ферапонт (Широков), старший помощник проректора Вологодской духовной семинарии по воспитательной работе. - Автор рассказал, что ему по наследству перешла фотография учащихся нашей семинарии, но история ее неизвестна: владелец снимка скончался, и какое он имел отношение к семинарии, осталось неизвестным.

Есть на фотографии надпись: «IV класс, 1908-9-й учебный год». Но ведь в семинарии учились шесть лет! Ребята, изображенные на снимке 1909 года, закончили учебу в 1911-м, казалось, тогда бы и фотографироваться. Но была такая в Вологде традиция. А может, и не только здесь…

Об этой загадке мы рассуждали вместе с протоиереем Алексием Сорокиным - одним из лучших в Вологде знатоков церковной истории Русского Севера. Вместе с ним и отцом Ферапонтом разглядывали групповой портрет семинаристов.

Когда смотришь на ряды незнакомых лиц, они все кажутся одинаковыми, тем более в какой-то форме. Различить сразу можно разве что архиереев: на фотографии почему-то сразу два, хотя должен быть один - тот, кто управлял епархией на момент снимка. Эту загадку оказалось проще всего разгадать: слева - епископ Алексий Соболев, который был епископом Вологодским и Тотемским в момент поступления в семинарию тех, кто в 1909 году закончил IV класс. Справа - епископ Никон (Рождественский), сменивший владыку Алексия на Вологодской кафедре в 1906 году.

Епископ Алексий управлял Вологодской и Тотемской епархией чуть больше десяти лет. Россия не была спокойной в то время, и Вологодская семинария не осталась в стороне от потрясений. Владыка Алексий, как вспоминали знавшие его, любил свою паству любовью отца, болел и скорбел ее нуждами. К нему нередко обращались за помощью, и он помогал не только архипастырским наставлением и утешением, но и, если требовалось, оказывал материальную поддержку. Владыке Алексию шел 70-й год, когда он уехал из Вологды. Возраст солидный, однако маститый старец всегда был готов к переменам, если считал их полезными для церковной жизни. Он был сторонником расширения сферы интересов богословского образования, включения в программу духовных школ светских наук, полезных для расширения кругозора будущих пастырей. В то время в состав Вологодской епархии входили земли, населенные зырянами (народом коми), и епископ Алексий однажды издал особое воззвание к ним на зырянском языке: таким образом он стремился привлечь православных всех национальностей к поддержке Императорского православного палестинского общества (владыка был председателем Вологодского отделения этого влиятельного сообщества). Скончался епископ Алексий (Соболев) на 85-м году жизни - в тот самый день, когда исполнилось полвека его служения в священном сане.

Это произошло в 1911 году, когда закончили учебу семинаристы, сфотографировавшиеся на память в 1909 году.

Епископ Никон (Рождественский) управлял Вологодской епархией шесть лет. Уже ко времени переезда в Вологду он был известен всей России как журналист и писатель, редактор и издатель «Троицких листков» - религиозно-просветительского издания для народа, выходившего в Троице-Сергиевой лавре огромными тиражами. За 30 лет существования общий тираж «Троицких листков» составил 136 миллионов экземпляров! Свою просветительскую деятельность владыка Никон продолжал до конца жизни, скончался он в 1919 году.

Епископы-однокашники

На снимке 1909 года есть и еще два епископа, но архиереями они стали спустя много лет по окончании семинарии.

Иоанн Мальцев закончил семинарию одним из лучших - по первому разряду, как тогда определяли. Епископ Никон наградил его книгой «За доброе настроение при отличных успехах». В 1915 году Иоанн закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Вернулся в Вологду, женился, был священником городских храмов, в том числе и кафедрального собора. В 1921 году примкнул к обновленчеству, служил в обновленческих храмах Череповца, Иванова, Тамбова… Исследовали отмечают, что в его секретном личном деле нет сведений о сотрудничестве с НКВД. Не снимая сана, закончил курсы бухгалтеров и работал по этой специальности в Кинешме. В 1944 году принес покаяние и принят в Русскую Православную Церковь в сане протоиерея. Настоятельствовал в Богородском кладбищенском соборе, а в 1945 году был пострижен в монашество с именем Иустина и рукоположен в Ленинграде во епископа Вологодского и Череповецкого. По мнению властей, владыка Иустин был «часто толкующим о своих правах». Он подавал ходатайства об открытии в Вологде монастыря и пастырских курсов, хотел организовать концерты духовной музыки, но ни одна его просьба не была удовлетворена.

Может быть, именно активность владыки послужила причиной его перевода в 1949 году сначала в Псков, а через два месяца - в Казань. Приехал он туда уже тяжело больным. Как вспоминают старожилы, новый архиерей совершил всего три Литургии и слег. 4 апреля 1950 года епископ Казанский и Чистопольский Иустин скончался, не дожив до 60 лет.

Другой архиерей из выпуска Вологодской духовной семинарии 1911 года, Иоанн Леоферов, в духовной академии не учился. Через год после окончания семинарии он стал священником, служил в сельских приходах. В годы Первой мировой войны (тогда ее называли Отечественной) был священником Вологодского полка, принимал участие в боях на Карпатах. Вернулся отец Иоанн домой в 1917 году, вскоре скончалась его матушка, оставив его с двумя малолетними детьми. Отец Иоанн Леоферов, как и его однокашник Мальцев, не избежал соблазна обновленчества. В годы войны он служил в Тамбове - может быть, он и встречался там с отцом Иоанном? В 1944 году на Тамбовскую кафедру назначили архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), протоиерей Иоанн принес покаяние, вернулся в лоно Русской Православной Церкви и стал верным помощником архипастыря, которого уже в наше время прославили в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 1949 году, когда владыки Луки уже не было в Тамбове, отец Иоанн Леоферов вступил в братию Почаевской лавры, где принял монашеский постриг с именем Иннокентия - в честь преподобного Иннокентия Комельского. На следующий год скончался наместник знаменитой обители архимандрит Иосиф, священноначалие назначает руководить Почаевской лаврой уроженца Вологодчины.

Путь архиерейского служения начался для Преосвященного Иннокентия в 1953 году в Кировограде. Затем он управлял Алма-Атинской епархией, а с 1960 года - Калининской, где пребывал до самой кончины, последовавшей в 1971 году на 81-м году жизни архиепископа Иннокентия.

Сто десять лет назад Вологодскую семинарию окончило более пятидесяти человек. Судьба большинства из них неизвестна. Одно можно сказать - легкой она вряд ли была…

 

 

http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/13845-lyudi-tserkvi-zagadki-snimka-vekovoj-davnosti ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







7 дней перед Великим постом. Сырная седмица, Масленица

Название Масленица связано с дохристианскими языческими весенними празднованиями. Православная Церковь принимает общий праздничный настрой этих дней, а традиционные блины вполне соответствуют правилам вкушения пищи в Сырную седмицу.

Все же следует иметь в виду, что многие масленичные традиции, например Сжигание чучела, и чрезмерное буйное веселье, никак не могут соответствовать нормам христианской жизни, и для верующего человека недопустимы...

Обитель. Сямский монастырь: на пути к возрождению

- Монастырь действовал до 1924 года, - рассказывает настоятель архиерейского подворья «Богородице-Рождественский Сямский монастырь» иеромонах Иларион (Бережных). - После закрытия на его территории устроили поселок-коммуну «Искра», единственный каменный двухэтажный храм монастыря был взорван и разобран .С 1936 по 1983 в постройках монастыря располагалась Березниковская школа.

Наверное, безбожники полагали, что завершили более чем полутысячелетнюю историю обители. Но разве можно запросто вычеркнуть память о жизни монастыря?..

Наследие. Хранители Спаса-Каменного

- Это собрание уникально, все документы - живые, - считает директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Надежда Тихомирова. - Потому что это наша общая память. И еще - потому что мы знаем, что значит Спас-Каменный не только для Вологодчины, но и для всей России.

- Здесь рассказывается о разных событиях: и смешных, и драматических, - вспоминала Надежда Плигина. - Вот на стене - рисунки детей. Давным-давно, в начале девяностых годов, корабль привез на остров воспитанников детского лагеря. Дети уехали, а потом прислали рисунки: на них и остров, и Александр Николаевич, и я тоже там.



Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Борьба со злом. О различном отношении к врагам

Сам Христос Спаситель бичом изгнал из храма Божия оскорбителей святыни Его. Когда дело идет о славе Божией, о спасении ближнего, тогда противься злу, делай все, что можешь, чтобы зло прекратилось; но когда обида касается одного тебя, когда от нее нет никому другому вреда, а в твоем сердце начинает кипеть чувство мести, тогда — не противься злому. “Не говорит: не противься брату, — объясняет святитель Иоанн Златоуст, — но злому, показывая тем, что брат наносит тебе обиду по наущению диавола, и таким образом, слагая вину на другого (на диавола), весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Противься лукавому так, как повелел Сам Спаситель, то есть готовностью терпеть зло. Сим образом ты действительно победишь лукавого. Ибо не огнем погашают огонь, а водою”» (16. См. толкование на Мф. 5:39)...










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter