А нам еще говорят, что христианство наше отжило! А над
нашей верой дерзают смеяться, словно над сказкой для
малышей и стариков! Да уберите христианство до конца из
жизни сегодня – и завтра же вам подадут в ресторане
шашлык из человечины! Улыбаясь, подадут. И отрекомендуют с
точки зрения вкуса и калорийности. Это еще Гоголь сказал,
что люди только потому не едят друг друга, что ежедневно
совершается Божественная литургия...
Те
люди, которые в сознании Церкви закрепились с титулом
«целители», имеют приставку к титулу
– «безмездные врачи». То есть,
являясь проводниками исцеляющей силы Бога, они не
ставили на пути благодати преграду из корыстолюбия и
умножали милость, не умножая сребролюбия. Таким
образом, они действовали в духе апостолов, которым было
сказано: «Даром приняли (дары) – даром
давайте».
С торжеством новых форм устроения жизни, с прогрессом
болеть люди меньше не стали, не перестали и умирать.
Следовательно, не перестали обращаться к лекарям за
облегчением страданий и за оттягиванием приближающихся
сроков отшествия.
О, если бы человек, имеющий Христа в сердце, шел лечиться
к имеющему Христа в сердце доктору! Тогда доктор видел бы
Христа в пришедшем пациенте – Христа страдающего. А
больной видел бы Христа в докторе – Христа
милующего.
Вместо этого сплошь и рядом ворчащий и бурчащий пациент,
всем недовольный и болезнью напуганный, идет к доктору,
который видит в больном всего лишь средство заработка, как
если бы он ремонтировал утюги и ему принесли очередной
– поломанный.
Прошу вас, давайте вдумаемся в проблематику врачебной
профессии с точки зрения зарабатывания денег. Сантехник
чинит унитазы и умывальники, за что получает законное
вознаграждение. Механик на СТО чинит карбюраторы и
тормозные системы, за что также получает вознаграждение
законное и необходимое. Дворник очищает двор осенью
– от листьев, а зимой – от снега, за что тоже
получает свои смиренные гроши. Доктор
«ремонтирует» печень, суставы, щитовидку,
глаза; очищает кровь от токсинов и зубы от налета. Он тоже
должен получать вознаграждение законное и необходимое.
Но…
Согласны ли мы поставить знак равенства между человеческим
желудком, сердцем, легкими, с одной стороны, и сливным
бачком, рулевой системой, перегоревшим телевизором –
с другой? Скорее нет, чем да. Человек не дудка для игры, и
не винтик большого механизма, и не одушевленная машина.
Человек – самое дорогое, что в мире есть. Так
говорит нам подсознание, не до конца распрощавшееся со
Словом Божиим. Машина требует ремонта, человек же требует
лечения, то есть сострадания и любви вкупе с
медикаментами. Недаром еще Авиценна говорил, что у врача
есть слово, трава и железо. Слово – первое.
Христианский взгляд на вещи предполагает хотя бы некоторую
степень любви к больному, поскольку у него есть не только
больные органы, но и живая душа. Постепенный же и массовый
отказ от христианского мировоззрения приводит к тому, что
на человека смотрят как на механизм, а на врача –
как на монтера. И при этом наивно удивляются, отчего это
все стали так корыстны и бездушны? А с какой радости
доктору быть любвеобильным и жертвенным? Из каких
метафизических глубин вы предлагаете ему пить корнями
мудрость и милость, если вы сами и прочие пациенты и
вообще большинство людей в мире уверены, что миром правят
деньги, а вечная жизнь – сказка?
Есть профессии, требующие от человека большей степени
нравственной напряженности, нежели большинство прочих.
Такова по определению работа в милиции, в школе и в
больнице. Эти люди должны быть специалистами в своем деле,
как ювелир и дальнобойщик – в своем. Но от них
дополнительно требуется: от педагога – чуткость, от
милиционера – честность и храбрость, от врача
– сострадательная любовь к пациенту. Если этого не
будет, человек в погонах будет отличаться от преступника
только самими погонами. Ну а доктор будет безучастно
вырезать, что аппендицит, что почку на продажу. Лишь бы
платили.
Это – дьявольское мировоззрение, и плоды его
соответственны. Я повторю: мы живем в мире, где множество
людей привычно служат дьяволу без всяких черных месс и
рисования пентаграмм. Но виноваты в пожирании людскими
массами горьких плодов этого бытового сатанизма не
милиционеры только или доктора. Виноваты все люди, по
умолчанию согласные с безбожным видением мира. Все, легшие
на лопатки в борьбе с бытовым материализмом; все,
называющие деньги главной ценностью; все, не согласные
вводить веру Христову в жизнь на правах руководящего
принципа. Все эти люди виновны в исчезновении правды из
судов, доброты из садиков и милости из операционных.
Добавим к этому замечание Чехова о том, что врачи и юристы
развращаются раньше всех и глубже всех, ибо постоянно
ковыряются в гное и грязи: одни – тел, другие
– душ. И как не развратиться, не превратиться в
скептика и материалиста доктору, если не поможет ему
Христос? Я не знаю, и вы тоже не знаете.
Гуманистическое сознание, пришедшее со своими пузырящимися
соплями и воздушными шариками на смену христианству,
благополучно издохло. Да, господа! Имя нашей эпохи –
это смерть гуманизма и возврат в язычество. Гуманизм
сменился холодным прагматизмом и
человеконенавистничеством. Люди, которые никого не любят и
ни во что не верят, чем дальше, тем больше будут
продолжать нас лечить, учить, защищать… Если вам не
заметно, что финиш этого процесса – в преисподней,
то вы слепы, и ни один окулист вам не поможет.
А нам еще говорят, что христианство наше отжило! А над
нашей верой дерзают смеяться, словно над сказкой для
малышей и стариков! Да уберите христианство до конца из
жизни сегодня – и завтра же вам подадут в ресторане
шашлык из человечины! Улыбаясь, подадут. И отрекомендуют с
точки зрения вкуса и калорийности. Это еще Гоголь сказал,
что люди только потому не едят друг друга, что ежедневно
совершается Божественная литургия.
И вот посреди всех этих необходимых и леденящих душу
разговоров вспомним сегодня о том, что есть врачи, не
ищущие денег по причине любви к Богу. Это такие, как
Пантелеимон-целитель.
В земной жизни он не искал денег не потому, что не
нуждался в пище и одежде, а потому, что Отец Небесный знал
о его просьбах прежде прошения. Искусство врачебное он
знал хорошо, но добавлял к ножу и травам имя Господне,
которое острее меча обоюдоострого и благоуханнее мирры.
Леча больных, он помнил Господа, сказавшего: «Я был
болен – и вы пришли ко Мне». Поэтому и Господь
помнил Пантелеимона,
всячески помогая ему и творя исцеления.
***
Если вы будете молитвенно славить сего врача и мученика,
помолитесь, чтобы не болеть вам и близким вашим. Но еще
помолитесь, чтобы «люди в белых халатах»
узнали и полюбили Господа, а свою работу воспринимали как
прекрасный способ послужить Христу. Помолитесь об этом,
прошу вас. Это очень важно.