Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
40178
Всего
240906620

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
«Имуще едину мысль во двою телу...». Православие на Северной земле
15/09/2019 15:15

«Имуще едину мысль во двою телу...»

«Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI в., современником Ивана Грозного священником Ермолаем Прегрешным (в монашестве Еразмом). Почти сразу же она стала любимым чтением русского народа и распространилась в огромном количестве списков (до нашего времени дошло около 350). Многие из списков украшались миниатюрами, появились и житийные иконы святых Петра и Февронии...


«Имуще едину мысль во двою телу», - поется им в Акафисте. А обращенная к ним молитва определяет их так: «благочестиваго кореня пречестная отрасль».

Ежегодно 8 июля по нов. ст. весь православный мир отмечает день святых Петра и Февронии Муромских. Для жителей знаменитого города Мурома, что на Владимирщине, это - давно родной, городской праздник. С 2008 г. он по настойчивым многочисленным ходатайствам объявлен Всероссийским днем супружеской любви и семейного счастья. Название праздника звучит восхитительно - как щит против агрессивного бесстыдства, распада и растления. Одни возрадовались: «Хотелось исконно народных праздников, а не заимствованных!», намекая на день Св. Валентина. Кто-то иронизировал, перефразируя популярную песню: «Я тебя своей Февронькою зову», намекая на якобы неблагозвучность этого женского имени, на «деревенщину». Но это ведь - дело вкуса, традиции, воспитания. По мне - очень красивое имя. Ну и напомним, что святые муромские чудотворцы Петр и Феврония, приняв монашество, стали Давидом («возлюбленный») и Евфросинией («радость»).

Некоторые наши батюшки, резонно опасаясь, что люди по малоумию превратят глубинный, значительный, светлый праздник в простой обмен фетишами, предметами, «валентинками», призывают не зацикливаться на «февроньках». Муромчане, однако, к февронькам уже привыкли давно. И в виде двойных куколок их делают, и в виде пятилистных ромашек (на такой ромашке как ни гадай, а все равно выйдет только «любит»). Пожалуй, дело не в предметах, а в том, что живет у тебя в сердце. Если любовь есть, то и февроньки ей не помешают. Помогут ли? Кто знает. Нельзя отрицать обоюдной радости - и у дарящего, и у принимающего дар.

Кто же они такие, эти знаменитые супруги, чья судьба трогает и поражает людские сердца почти 800 лет?

«Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI в., современником Ивана Грозного священником Ермолаем Прегрешным (в монашестве Еразмом). Почти сразу же она стала любимым чтением русского народа и распространилась в огромном количестве списков (до нашего времени дошло около 350). Многие из списков украшались миниатюрами, появились и житийные иконы святых Петра и Февронии.

Князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича, младшим братом правившего в Муроме князя Павла. Повинуясь братской любви, он рискнул жизнью ради Павла и решился на сражение со змеем, искусителем снохи. Был он молитвенником и любил уединенную молитву в загородной церкви Крестовоздвиженского монастыря, где и раздобыл «Агриков меч», которым, по признанию самого змия, можно было его победить. Погибая, змей «окропил блаженного князя Петра кровью своею», и на теле князя появились язвы, «нашла на него болезнь тяжкая».

Желая исцелиться от струпьев, князь безуспешно искал врачей в своем владении. Для исцеления не только тела, но и его души, впавшей в победительную гордыню, необходим был особый врачеватель. В селе с забавным названием Ласково отрок князя нашел мудрую (то есть наделенную Божьей Благодатью) дочь древолаза-бортника Февронию, которая вызвалась излечить князя, но при ряде условий.

В готовности девушки взяться за врачевание больного князя кроется подвиг служения. Изначально она готова была (не зная даже, как он выглядит; а ведь покрытого гнойными струпьями человека красавцем не назовешь) пожертвовать собой ради больного человека и даже связать с ним свою жизнь!

Феврония чередой испытаний пыталась выработать у Петра смирение и привести его в истинный разум. Первое условие - «если будет мягок сердцем и смирен», то обретет исцеление. Но не проявил князь сразу смирения, задумал ее обмануть. Зная об этом, Феврония выдвинула условие и себе: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется очередная - мудрая - загадка Февронии: не стать  супругой князю она хочет, а спрашивает себя: сможет ли она сама быть супругой князю?

Февронии самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть княгиней. Князь же уловил лишь смысл, лежащий на поверхности, - девица заставляет его на себе жениться и возмутился: «Как можно князю взять себе в жены дочь древолаза?!» И замыслил ради выздоровления в сердце обман простолюдинки: «Скажите ей, пусть врачует. Если же вылечит, обязуюсь взять ее себе в жены».

Выздоровевший герой, победитель змея, вернулся в родной город Муром. Но Божественный Промысел не сбылся. И от одного оставшегося струпа болезнь быстро возродилась. И князь, все-таки смирившись, дал девушке твердое слово. Так Феврония стала княгиней.

Впоследствии ради жены Петр, вступивший на муромский престол в 1203 г., отказался от княжеской власти: на предложение бояр сделать выбор между престолом и женой Петр предпочел Февронию и согласился оставить Муром. Правда, отплыв от города на остров, князь впал в уныние. Тогда Феврония укрепила его чудом: благословив срубленные деревца, которые на следующий день снова зазеленели, и это стало прообразом их возвращения домой. Бояре прекратили интриги и сами просили князя о возвращении.

Когда приспело время кончины, супруги умолили Бога об одновременном уходе и завещали положить себя в едином гробу, имеющем только перегородку. Сами же в одно время облеклись в монашеские одежды, приняв иноческие имена.

Не закончив вышивание воздуха (покрова) для соборного храма Пречистой Богородицы, Феврония-Ефросиния почила, как и супруг, в двадцать пятый день июня 1228 г. (по ст. ст.).

Вопреки последней воле усопших тело князя положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронии - вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Однако наутро тела Петра и Февронии чудесным образом оказались в совместном гробу, в церкви Рождества Богородицы.

И еще раз это повторилось. Воистину: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.: 19,6). И еще следует помнить слова апостола Павла: «...ни мужъ безъ жены, ни жена безъ мужа, въ Господе. Ибо какъ жена отъ мужа, такъ и мужъ чрезъ жену; все же - отъ Бога» (1 посл. Коринф.: 11, 11-12).

Похоронили благоверных супругов возле храма Рождества Богородицы. В конце XVIII в. мощи святых Петра и Февронии были помещены в гробницу, в которой покоятся по сей день.

После 1917 г. гробница оказалась в муромском музее, а в 1989 г. была возвращена Церкви и несколько лет находилась в Благовещенском соборе Мурома. В 1993 г. торжественно перенесена в главный собор Свято-Троицкого женского монастыря.

В новейшие времена почитание святых супругов растет повсеместно, особенно среди молодежи. Их образ чуть ли не лавинообразно увековечивается в виде памятников в разных городах России. Первый - появился 8 июля 2008 г. в Муроме, символично - напротив ЗАГСа. Подобные памятники теперь есть в Ярославле, Ульяновске, Ижевске, Благовещенске, Ейске, Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске. Памятник Петру и Февронии открыт в день празднования 350-летия Иркутска 14 сентября 2011 г. В архангельском памятнике, установленном в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», скульптор изобразил сцену возвращения Петра и Февронии из изгнания - на княжение в Муром. Памятник Петру и Февронии в Сочи (скульптор К. Чернявский) изображает супругов в монашеских одеждах под деревьями, в кроне которых угнездилось семейство голубей, а под деревом сидит давний помощник Февронии - ручной заяц. Сейчас в Сочи зарождается традиция - предлагать возлюбленной руку и сердце у этого памятника.8 июля 2011 г., в Самаре на площади Славы состоялось открытие скульптурной композиции - плывущие в ладье «Святые Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские». Петр держит в руках обручальное кольцо, а Феврония - голубку.Торжественное открытие бронзового монумента Петра и Февронии прошло в сентябре 2011 г. и в Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции. Автором является известный ростовский скульптор А. Скнарин, создатель «Тачанки», «Ростовчанки» и других памятников.Матвей Славко в своем сочинении «Про Петра и Февронию Муромских», исполняемом в вокальном цикле «Не проспи свою смерть» на музыку питерского композитора В. Панченко, так завершает мысль про чудо соединения упокоенных благоверных князя и княгини:

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал - словно души - Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви - только свет, только свет!
Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!
Потому что любовь - паче смерти - для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!

Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас!

_______

Петр  Маслюженко, Фонд "Русское единство"

 

http://rusedin.ru/2012/07/08/imushhe-edinu-mysl-vo-dvoyu-telu/

 

*****************************************************************

 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter