Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Ноябрь 2019 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
11133
Всего
226379305

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
«Имуще едину мысль во двою телу...». Православие на Северной земле
15/09/2019 15:15

«Имуще едину мысль во двою телу...»

«Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI в., современником Ивана Грозного священником Ермолаем Прегрешным (в монашестве Еразмом). Почти сразу же она стала любимым чтением русского народа и распространилась в огромном количестве списков (до нашего времени дошло около 350). Многие из списков украшались миниатюрами, появились и житийные иконы святых Петра и Февронии...


«Имуще едину мысль во двою телу», - поется им в Акафисте. А обращенная к ним молитва определяет их так: «благочестиваго кореня пречестная отрасль».

Ежегодно 8 июля по нов. ст. весь православный мир отмечает день святых Петра и Февронии Муромских. Для жителей знаменитого города Мурома, что на Владимирщине, это - давно родной, городской праздник. С 2008 г. он по настойчивым многочисленным ходатайствам объявлен Всероссийским днем супружеской любви и семейного счастья. Название праздника звучит восхитительно - как щит против агрессивного бесстыдства, распада и растления. Одни возрадовались: «Хотелось исконно народных праздников, а не заимствованных!», намекая на день Св. Валентина. Кто-то иронизировал, перефразируя популярную песню: «Я тебя своей Февронькою зову», намекая на якобы неблагозвучность этого женского имени, на «деревенщину». Но это ведь - дело вкуса, традиции, воспитания. По мне - очень красивое имя. Ну и напомним, что святые муромские чудотворцы Петр и Феврония, приняв монашество, стали Давидом («возлюбленный») и Евфросинией («радость»).

Некоторые наши батюшки, резонно опасаясь, что люди по малоумию превратят глубинный, значительный, светлый праздник в простой обмен фетишами, предметами, «валентинками», призывают не зацикливаться на «февроньках». Муромчане, однако, к февронькам уже привыкли давно. И в виде двойных куколок их делают, и в виде пятилистных ромашек (на такой ромашке как ни гадай, а все равно выйдет только «любит»). Пожалуй, дело не в предметах, а в том, что живет у тебя в сердце. Если любовь есть, то и февроньки ей не помешают. Помогут ли? Кто знает. Нельзя отрицать обоюдной радости - и у дарящего, и у принимающего дар.

Кто же они такие, эти знаменитые супруги, чья судьба трогает и поражает людские сердца почти 800 лет?

«Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI в., современником Ивана Грозного священником Ермолаем Прегрешным (в монашестве Еразмом). Почти сразу же она стала любимым чтением русского народа и распространилась в огромном количестве списков (до нашего времени дошло около 350). Многие из списков украшались миниатюрами, появились и житийные иконы святых Петра и Февронии.

Князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича, младшим братом правившего в Муроме князя Павла. Повинуясь братской любви, он рискнул жизнью ради Павла и решился на сражение со змеем, искусителем снохи. Был он молитвенником и любил уединенную молитву в загородной церкви Крестовоздвиженского монастыря, где и раздобыл «Агриков меч», которым, по признанию самого змия, можно было его победить. Погибая, змей «окропил блаженного князя Петра кровью своею», и на теле князя появились язвы, «нашла на него болезнь тяжкая».

Желая исцелиться от струпьев, князь безуспешно искал врачей в своем владении. Для исцеления не только тела, но и его души, впавшей в победительную гордыню, необходим был особый врачеватель. В селе с забавным названием Ласково отрок князя нашел мудрую (то есть наделенную Божьей Благодатью) дочь древолаза-бортника Февронию, которая вызвалась излечить князя, но при ряде условий.

В готовности девушки взяться за врачевание больного князя кроется подвиг служения. Изначально она готова была (не зная даже, как он выглядит; а ведь покрытого гнойными струпьями человека красавцем не назовешь) пожертвовать собой ради больного человека и даже связать с ним свою жизнь!

Феврония чередой испытаний пыталась выработать у Петра смирение и привести его в истинный разум. Первое условие - «если будет мягок сердцем и смирен», то обретет исцеление. Но не проявил князь сразу смирения, задумал ее обмануть. Зная об этом, Феврония выдвинула условие и себе: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется очередная - мудрая - загадка Февронии: не стать  супругой князю она хочет, а спрашивает себя: сможет ли она сама быть супругой князю?

Февронии самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть княгиней. Князь же уловил лишь смысл, лежащий на поверхности, - девица заставляет его на себе жениться и возмутился: «Как можно князю взять себе в жены дочь древолаза?!» И замыслил ради выздоровления в сердце обман простолюдинки: «Скажите ей, пусть врачует. Если же вылечит, обязуюсь взять ее себе в жены».

Выздоровевший герой, победитель змея, вернулся в родной город Муром. Но Божественный Промысел не сбылся. И от одного оставшегося струпа болезнь быстро возродилась. И князь, все-таки смирившись, дал девушке твердое слово. Так Феврония стала княгиней.

Впоследствии ради жены Петр, вступивший на муромский престол в 1203 г., отказался от княжеской власти: на предложение бояр сделать выбор между престолом и женой Петр предпочел Февронию и согласился оставить Муром. Правда, отплыв от города на остров, князь впал в уныние. Тогда Феврония укрепила его чудом: благословив срубленные деревца, которые на следующий день снова зазеленели, и это стало прообразом их возвращения домой. Бояре прекратили интриги и сами просили князя о возвращении.

Когда приспело время кончины, супруги умолили Бога об одновременном уходе и завещали положить себя в едином гробу, имеющем только перегородку. Сами же в одно время облеклись в монашеские одежды, приняв иноческие имена.

Не закончив вышивание воздуха (покрова) для соборного храма Пречистой Богородицы, Феврония-Ефросиния почила, как и супруг, в двадцать пятый день июня 1228 г. (по ст. ст.).

Вопреки последней воле усопших тело князя положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронии - вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Однако наутро тела Петра и Февронии чудесным образом оказались в совместном гробу, в церкви Рождества Богородицы.

И еще раз это повторилось. Воистину: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.: 19,6). И еще следует помнить слова апостола Павла: «...ни мужъ безъ жены, ни жена безъ мужа, въ Господе. Ибо какъ жена отъ мужа, такъ и мужъ чрезъ жену; все же - отъ Бога» (1 посл. Коринф.: 11, 11-12).

Похоронили благоверных супругов возле храма Рождества Богородицы. В конце XVIII в. мощи святых Петра и Февронии были помещены в гробницу, в которой покоятся по сей день.

После 1917 г. гробница оказалась в муромском музее, а в 1989 г. была возвращена Церкви и несколько лет находилась в Благовещенском соборе Мурома. В 1993 г. торжественно перенесена в главный собор Свято-Троицкого женского монастыря.

В новейшие времена почитание святых супругов растет повсеместно, особенно среди молодежи. Их образ чуть ли не лавинообразно увековечивается в виде памятников в разных городах России. Первый - появился 8 июля 2008 г. в Муроме, символично - напротив ЗАГСа. Подобные памятники теперь есть в Ярославле, Ульяновске, Ижевске, Благовещенске, Ейске, Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске. Памятник Петру и Февронии открыт в день празднования 350-летия Иркутска 14 сентября 2011 г. В архангельском памятнике, установленном в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», скульптор изобразил сцену возвращения Петра и Февронии из изгнания - на княжение в Муром. Памятник Петру и Февронии в Сочи (скульптор К. Чернявский) изображает супругов в монашеских одеждах под деревьями, в кроне которых угнездилось семейство голубей, а под деревом сидит давний помощник Февронии - ручной заяц. Сейчас в Сочи зарождается традиция - предлагать возлюбленной руку и сердце у этого памятника.8 июля 2011 г., в Самаре на площади Славы состоялось открытие скульптурной композиции - плывущие в ладье «Святые Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские». Петр держит в руках обручальное кольцо, а Феврония - голубку.Торжественное открытие бронзового монумента Петра и Февронии прошло в сентябре 2011 г. и в Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции. Автором является известный ростовский скульптор А. Скнарин, создатель «Тачанки», «Ростовчанки» и других памятников.Матвей Славко в своем сочинении «Про Петра и Февронию Муромских», исполняемом в вокальном цикле «Не проспи свою смерть» на музыку питерского композитора В. Панченко, так завершает мысль про чудо соединения упокоенных благоверных князя и княгини:

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал - словно души - Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви - только свет, только свет!
Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!
Потому что любовь - паче смерти - для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!

Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас!

_______

Петр  Маслюженко, Фонд "Русское единство"

 

http://rusedin.ru/2012/07/08/imushhe-edinu-mysl-vo-dvoyu-telu/

 

*****************************************************************

 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







"Пошли нам, Господи, терпенье." Жизнь и творчество Сергея Сергеевича Бехтеева

До последнего времени Сергей Бехтеев оставался самым замалчиваемым русским поэтом. Причина этого вполне очевидна: само творчество поэта – есть воистину страшный документ, убийственно точное и яркое свидетельство очевидца, обличающее ложь и клевету, которые всё ещё господствуют ныне в оценках исторических событий трагедии России – Святой Руси. Ныне «несвоевременная» поэзия Сергея Бехтеева становится удивительно своевременной и актуальной. А его имя, без сомнения, займет достойное место в будущей антологии русской поэзии...
Выставка. Игумен Евфимий: «Благодать возвратилась на исконное место»

Экспозиция представляет живописные, графические и фотографические работы молодых вологодских художников, связанные с Нило-Сорской пустынью, древним монастырем неподалеку от Кириллова. Это часть работ участников творческой группы «Самовар», побывавших нынешним летом на пленэре в православных обителях Кирилловского района. Наша газета рассказывала о выставке «Самовара», состоявшейся в сентябре в «Красном углу»; тогда один из участников, известный вологодский фотохудожник Михаил Трапезников говорил, что пленэр помог молодым мастерам «искать себя через наши истоки»...
Наследие. Сохраняя святыни, сохраняем себя

Человек, возрождающий храмы, - это не только каменщик или кровельщик, инженер или архитектор, считает Надежда Александровна. Много лет она восстанавливала Спасо-Каменный монастырь и прекрасно видит сегодняшнюю ситуацию:

- Реставрации катастрофически не хватает высококвалифицированных кадров, - считает она. - Опытные мастера уже в солидном возрасте, а опыт передать некому. Сейчас появляются желающие заняться возрождением исторического наследия, но их надо готовить, для этого нужно время...


Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Вселенная Homo Deus. Человек-Бог — наднациональная идея XXI века

Это очень похоже на те задачи, что ставятся перед сегодняшним поколением. Вот только как тогда, так и теперь человечество, судя по всему, попадается на одну и ту же уловку. Тогда первый человек решил, что можно стать богом без самого Бога, решил, что право быть богом можно украсть, как крадут фрукты из чужого сада. Вкушение запретного плода — это символический акт мятежа против Создателя и Его законов. Злоупотребив свободой, мы вдруг решили, что можно совершить некое внешнее даже магическое действие и стать богом. Съел плод, и ты — бог. Поздравляю.Не нужна долгая и упорная работа над собой, поступательный процесс самосовершенствования и развития. Нужна внешняя магическая манипуляция. Раз и ты — бог. Вот только что потом с этим счастьем делать? Это как в известном голливудском фильме. Подросток внезапно очутился в теле взрослого человека. Получил то, о чем он мечтал. А что дальше? Как себя вести? Что говорить, как принимать решения? Внутренне эта личность еще не вызрела. Свалившаяся взрослая жизнь для него чужая...












www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter