Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Октябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
23337
Всего
244202725

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Кому Церковь провозглашает анафему?. Православие на Северной земле
08/03/2020 14:13

Кому Церковь провозглашает анафему?

«Слово "анафема? означает отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение - это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек - это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, в хуле на Святого Духа, в общении с сатаною» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).


 

В первое воскресенье Великого поста собор духовенства во главе с Правящим архиереем, после окончания Божественной литургии, совершает древний Чин анафематствования. Во время этого последования собравшиеся - верные Христовой истине - повторяют основные анафемы, которые были провозглашены за прошедшие 2000 лет христианства. Что такое «анафема»?

 

«Слово "анафемаˮ означает отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение - это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек - это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, в хуле на Святого Духа, в общении с сатаною» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Слово «анафема» (в пер. отделяю, вверх полагаю) употреблялось еще древними греческими писателями и означало вещи, отделенные от обычных житейских, посвященные Богу, то же, что дар, жертва Господу. Собственно говоря, то, что повешено в храмах как дар по обещанию, посвященный Творцу. В подобном значении употреблено слово «анафема» у евангелиста Луки: «Некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами» (Лк. 21:5). Посему вещь-анафема чужда обыкновенному употреблению, следовательно - человек-анафема чужд обществу. Между ним и обществом нет общения, связи. Блаженный Феодорит говорит в изъяснении на Послание к римлянам (9:3): «Анафема имеет двоякое значение; ибо и то, что Богу посвящено, именуется анафемою, и то, что от Него отчуждено, имеет то же название. И Божественный Павел учил в Послании к коринфянам: "Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафемаˮ, но прежде сего нас учит общее словоупотребление. Ибо анафемами зовем предложенное Богу».

Феодорит в изъяснении 13-й главы пророка Исайи говорит: «Анафему Божественные словеса употребляют, как о том, что особенно свято и посвящено Богу; так и о том, что особенно нечисто и скверно. Ибо анафемою мы называем как то, что приносится Богу, так и тех, которые за некоторые преступления изгоняются из Церкви». В Священном Писании Ветхого Завета слово анафема употребляется в значении «отлученное от Бога и от людей, освященных Ему». Отлученное от Господа принадлежало злому, поэтому было проклято. В семидесяти толковниках встречаем слово анафема  (в пер. с еврейского - harma или horma (херем)) со значением: убить, разрушить, погубить, истребить. В этом смысле семьюдесятью толковниками в 21-й главе Книги Чисел, в стихах 2-3 сказано, что города ханаанские, которые были преданы израильтянам для разрушения, анафематствованы (Чис. 21:2-3). В книге Иисуса Навина (в 6-й главе, стих 16) говорится, что город и все в нем преданы анафеме, то есть город будет разрушен. В 4-й книге Царств (в 19-й главе, стих 11) читаем, что сторона, разрушенная ассирийским царем, была анафематствована. В 1-й книге Маккавеев (в 5-й главе, стих 5) сказано, что Иуда Маккавей анафематствовал идумеев и сжег их укрепления, то есть разрушил их страну.

Слово анафема обозначает великое отлучение и закрепилось в чине Православия. Оно употребляется в священных книгах Нового завета. Апостол Павел использует словоанафема в значении «отлучение», выражая любовь свою к верующим: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:3). То есть по любви к своим братьям апостол готов лишиться всех благ, временных и вечных, каких сподобляется человек, соединенный со Христом, и устранить себя от всего того, что получено людьми через искупление Господа. Анафему произнес апостол Павел тем, которые учили не так, как велел Господь: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Слово анафема употребляется апостолом и в том случае, когда он, говоря об отлучении, предавал дело суду Божию: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа», то есть да будет отлучен до пришествия Господа (1 Кор. 16:22).

Немного отойдем от главной темы и поговорим об упомянутом слове маран-афа.

Это слово не используется ни в какой древней форме в значении «отлучение». В «Руководстве для сельских пастырей» есть такая заметка о слове маран-афа: «Славянские переводчики Нового Завета в словах маран-афа признают, согласно со всеми толковниками, сирский глас, то есть слова языка сирского, а не еврейского или греческого, и переводят не совсем точно по-славянски: "Господь наш приидеˮ. Иначе русские переводчики апостольских посланий переводят это сирское выражение. Соединяя его с предшествующим ему словом апостола анафема (1 Кор. 16:22), которое они в тексте оставляют без перевода (славянские же переводят выражением: «да будет проклят»), в подстрочной выноске они делают такой перевод словам анафема - маран-афа: «да будет отлучен до пришествия Господа». Не оспаривая такого перевода и истолкования, не излишне знать, что, по мнению большинства толковников, эти слова нужно переводить: Господь грядет, и признавать слово маран-афа таинственным лозунгом, по которому христиане узнавали бы друг друга и вместе с тем взаимно ободряли и утешали себя среди бедствий времени (ср.: Апок. 22:20). Если же апостол Павел «употребил маран-афа вслед за словом анафема, то, по мнению одних толковников, для того, чтобы указать на будущее пришествие Христово на суд, когда в действительности исполнятся слова: анафема да будет; по мнению же других, употребил оное, смиряя величавость коринфян, гордившихся даром слова, и научая, что потребна не ученость, но вера» (блж. Феодорит).

Слово анафема в Новом Завете выражало также зло, несчастия, проклятия. В Апокалипсисе говорится, что в Царствии Небесном будет одно благо. «И ничего уже не будет проклятого (анафемы. - Прим. авт.); но престол Бога и Агнца будет в нем» (Апок. 22:3). В первенствующей Христианской Церкви употреблялось слово анафема для выражения отлучения от нее. Анафема была произнесена еретикам на Гангрском Соборе около 340 года. Но она возглашалась не всем еретикам и противникам Церкви.
Кроме того, слово анафема употребляется в Новом Завете в значении клятвы, заклятия. Об апостоле Петре у евангелиста Марка сказано, что он «начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего» (Мк. 14:71). И в Деяниях апостолов читаем: «Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла» (Деян. 23:14).

По примеру апостолов в Христовой Церкви произносилось анафематствование людям заблудшим тогда, когда для пресечения и уменьшения зла, распространяемого ими, было необходимо строгое наказание и притом после применения для возвращения заблудших лиц на добрый путь и кроткого голоса увещания, и угроз, и разных наказаний. Для привлечения их на путь истины, для того, чтобы сделать возвращение их в лоно Церкви удобным, даже смягчалась строгость законов. На Соборах объявлялась снисходительность к еретикам и раскольникам, возвращавшимся к Церкви. На них иногда даже не накладывали наказания, сохраняя для блага мира их звания, сан, иногда епископское достоинство. Например, I Никейский Собор оказал милость мелетийцам: оставил епископам их звание. То же снисхождение этот Собор оказал и новацианам. Епископы, бывшие в общении с арианами, не только были приняты в общение с Церковью без всякого наказания, но и оставлены в звании епископском. Точно так же в Африке дозволено было епископам-донатистам, если они откажутся от своих заблуждений, оставаться в епископском достоинстве. Так же поступили и на втором Никейском Соборе с епископами, впавшими в иконоборческую ересь и раскаявшимися.

Только после всех убеждений, после того как увещеваемые оставались упорными и нераскаянными, Святая Церковь анафематствовала, хотя делала это со скорбью. Так, Арий был осужден Александром, епископом Александрийским, после неоднократных убеждений принять истинное учение. Александр был опечален погибелью этого еретика и его последователей. Отцы Ефесского Собора говорили, что они со слезами видели необходимость произнести скорбное определение против Нестория. Отцы Халкидонского Собора также выражали печаль из-за того, что должны произнести суд над Диоскором. Святой Амвросий Медиоланский говорит, что со скорбью отрезают часть тела, которая сгнила. О ней рассуждают долгое время и употребляют все меры для предотвращения болезни. Это может привести к исцелению. Но если врач при всем своем искусстве не может достигнуть цели, тогда ее отрезают. Таково должно быть старание епископа, желание вылечить тех, душа которых больна, отнять язвы, не отрезая части. И наконец, если врач отчаивается вылечить зло, он с печалью отрезает часть.

Право отлучать, власть вязать и принимать решение Господь Иисус Христос дал апостолам и их преемникам - пастырям Церкви (Ин. 20:23).

Отлучение совершалось апостолами в обществе верных. Так произошло с коринфским нечестивцем. Апостол отлучил его своей властью (1 Кор. 5:5), но требовал, чтобы процесс совершился в собрании верных и во имя Господа нашего Иисуса Христа, силою Его (1 Кор. 5:4). В первенствующей Церкви отлучение совершалось епископами вместе с пресвитерами и производилось в собрании верных. О древнем обычае производить суд в собрании верующих говорит св. Киприан в письме 57. «Я, - пишет он своим пресвитерам, - с самого вступления своего на епископскую должность поставил себе за правило ни о чем не давать своего определения без вашего совета и согласия народа». Об участии пресвитеров в судах епископов свидетельствует св. Игнатий. Он называет пресвитеров советом епископа. В древности было много примеров таких судов, которые проводили епископ и пресвитеры. Так, клир римский осудил Маркиона; Ноеций был осужден клиром ефесским; Арий - Александром, епископом Александрийским, и его клиром.

Согласно Чину анафематствования в Римско-Католической Церкви, при произнесении анафемы совершался и совершается обряд гашения свечей. В римском понтификале (архиерейском служебнике) сказано, что епископ с двенадцатью пресвитерами в священных одеждах с возожженными свечами в руках у престола или в другом месте произносит приговор - анафему виновному. Изъяснив преступление его ослушания Церкви, необходимость отлучения от нее на основании слов Господа Иисуса Христа и апостолов, епископ возвещает, что судом Всемогущего Бога Отца и Сына и Святого Духа, и святого апостола Петра, и всех святых, и властию, полученной им вязать и разрешать, он отлучает от причащения Тела и Крови Христовой, от общения со всеми христианами, от входа в Церковь Небесную и земную, осуждает с дьяволом и всеми ангелами его в вечный огонь, доколе не раскается и не удовлетворит Церкви Божией, оскорбленной им, предает сатане во измождение, да дух его спасется в день суда. Все присутствующие говорят: «Да будет, да будет, да будет». Произнося это, епископ и священники бросают на землю свечи, которые держали в руках. Иногда брошенные на землю свечи попирались ногами. Так, когда Папа с двенадцатью епископами предавал анафеме Фридриха II, тогда брошенные ими на землю свечи они топтали ногами в знак вечного осуждения.

Гашение свечей совершалось затем в приходах при объявлении священниками народу об анафематствовании, проделанном епископом. В церковь приносили гроб, покрытый погребальным сукном, ставили около него зажженные свечи и после возглашения анафемы гасили их и бросали на землю. После чего священник и народ в дверях храма кидали камни на гроб и сжигали его под звон колоколов.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что, хотя Чин Православия установлен в связи с возобновлением почитания икон и своей целью имел хвалу иконопочитателям и анафематствование иконоборцам, в настоящее время сложилась традиция вспоминать в первое воскресенье Великого поста основные еретические учения, сотворившие кровоточивые язвы расколов в истории Церкви.


Протодиакон  Николай  ЛищенюкПравославная жизнь

 

http://pravlife.org/content/komu-cerkov-provozglashaet-anafemu




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter