Православие на Северной земле
09/06/2011, 14:34
УЭК подкралась незаметно
Цифровое общество - неизбежно и «прогрессивно»? Член Московской областной коллегии адвокатов, почётный адвокат России Ольга Яковлева имеет на этот счёт отнюдь «не восторженный образ мыслей»...

Паспорт, к которому мы все привыкли, скоро станет раритетом. В течение ближайших пяти лет его заменит универсальная электронная карта, которая возможно, окажется единственным документом гражданина России.

Документом, в котором будет заложена полная, до деталей информация о владельце, что не может не вызывать опасения невиданных доселе манипуляций человеческой свободой.

Цифровое общество - неизбежно и «прогрессивно»? Член Московской областной коллегии адвокатов, почётный адвокат России Ольга Яковлева имеет на этот счёт отнюдь «не восторженный образ мыслей».

- Ольга Алексеевна, скорое тотальное введение в стране универсальной электронной карты  - это благо или зло?

- Я как юрист и гражданин к появлению этого электронного аналога паспорта отношусь крайне отрицательно и вот почему. Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» принимался даже без намёка на всенародное обсуждение. А ведь его положения напрямую касаются каждого гражданина России, поскольку с его принятием даётся старт разрушению конституционных основ государства. Фактически у нас произошла правовая революция.

- Но власти не раз громогласно заявляли, что трогать Конституцию никому не дадут и сами не будут...

- Её и не тронули, просто обошли! С полной юридической ответственностью заявляю: ФЗ №210  в корне изменяет концепцию отношений гражданина и государства, закреплённую в статьях 2, 3, 7, 15, 18, 24, 35, 38, 43, 28, 29, 39, 41, 71, 72, 130-133, 110-114, 80, 82 Конституции Российской Федерации. Конституционные полномочия и обязанности органов власти и органов местного самоуправления по обеспечению и защите прав и свобод граждан незаконно трансформируются в коммерческую деятельность по предоставлению платных услуг.

- Как это?

- На законодательном уровне легализуется ликвидация управленческой функции и исполнительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и вводится в российское федеральное законодательство неконституционное понятие «государственные услуги». Такого понятия в российской Конституции нет и не может быть, поскольку Основной закон страны регулирует не имущественные отношения, а определяет основополагающие принципы существования государства и общества. Здесь нет места принципу оплаты гражданами деятельности органов власти. А именно эту неконституционную концепцию закрепляет вышеупомянутый закон. 

В статье 2 закона приводится понятие «государственная услуга», которое не содержит конкретных сведений, относящихся к потребностям человека, а дает дефиницию некоего вида деятельности в целом. То есть в нарушение Конституции РФ отныне любая деятельность по реализации функций органов государственной власти названа «государственной услугой».

- И на федеральном, и на региональном уровнях?

- Да. Никто не забыт. Функции местного самоуправления тоже превращены в набор «муниципальных услуг».

- Вероятно, это не единственный пример трансформации?

- Конечно. Далее происходит следующее. Органы государственной власти, обязанные в соответствии с Конституцией РФ непосредственно обеспечивать права граждан, передают свои обязанности неким организациям, называемым «многофункциональными центрами».

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 это «российские организации независимо от их организационно-правовой формы, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги гражданам в электронной форме».

- Что это будет означать на практике?

- То, что организациями, оказывающими государственные и муниципальные услуги, могут стать любые коммерческие образования, работающие по законам рынка.

- Получается, что государство создает инфраструктуру, формирует рынок в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения, а затем...
© РИА «Новости»

- А затем уходит с него. После создания рынка услуг государство уже не будет иметь отношения к обеспечению конституционных прав граждан в важнейших сферах жизни человека. Вместо этого платные электронные услуги будут оказывать многофункциональные центры, а конкретно - коммерческие организации, «независимо от организационно-правовой формы».

Таким образом, ФЗ №210 уже на законодательном уровне закрепил создание коммерческих организаций, заменяющих органы государственной власти и органы местного самоуправления во всех социально значимых сферах жизни гражданина. По сути, государство отказывается от выполнения своих функций. Но свято место пусто не будет - государство подменят собой коммерческие структуры.

- Но, может быть, в появлении рынка услуг нет ничего  плохого? Будет возможность реального выбора.

- Это как сказать. Закон вводит понятие «необходимых и обязательных услуг». Их суть не раскрывается и перечень таких услуг не приводится. Видимо, предполагается, что он будет сформирован позже, по ходу развития рынка.

Например, статья 11 вводит трёхуровневую систему реестров «госуслуг»:  общефедеральных, субъекта РФ и муниципальных. Спрашивается, зачем нужна такая строгая регламентация? Всё дело в деньгах. Это не разделение полномочий органов власти, а раздел будущих клиентов  многофункциональных центров. Это видно из положений той же статьи 11, где сказано, что услуги, оказываемые в соответствии с федеральным реестром, оплачиваются государственным и неким «иным организациям» путём размещения заказа за счёт федерального бюджета.

Тот же порядок установлен и для реализации «государственных услуг» на уровне субъектов федерации и на муниципальном уровне. То есть покупателей этих «услуг» заранее разделили по сегментам рынка.

А есть ли на рынке место нашим конституционным правам на охрану здоровья, медицинскую помощь, социальное обеспечение, образование, труд? Это большой вопрос.

- Если рынок госуслуг сформируется, то без универсальной электронной карты на нём делать будет нечего?

- Конечно. Наличие у гражданина УЭК - необходимое условие получения государственных услуг. Есть карта - ты человек и тебе будут доступны все услуги, пользуясь новой терминологией. Нет - все твои конституционные права останутся на бумаге. Права у человека есть, а услугу получить он не сможет. Конституция отдельно, услуги отдельно.

Вся жизнь человека ставится в зависимость от куска пластика с чипом внутри, позволяющим получать пенсию, заработную плату, медицинскую помощь, совершить какую-либо сделку. Паспорт, пенсионное удостоверение, любые другие свидетельства теряют значение. Они, конечно, не станут недействительными, но и не помогут человеку, когда нужно будет совершить юридически значимое действие. Поскольку единственным ключом ко всему становится электронная карта.

- А если человек не захочет получать этот электронный паспорт? Есть ведь у него такое право?

- Право-то есть, как ему не быть... Только правовое положение таких граждан страны никак не регулируется законом. Они, как и тысячи граждан России, не получивших по религиозным и иным убеждениям медицинские полисы, пенсионные страховые свидетельства, ИНН, оказываются выброшенными из социальной жизни, поскольку для этой категории, я подчёркиваю, граждан России - не предусмотрена никакая альтернативная система.

Общественные организации подготовили Аналитический доклад об уже идущей вовсю дискриминации православных верующих, которым незаконно отказывают в медицинской помощи, выплате и назначении пенсий, пособий, продаже билетов и так далее. Собрано более 8 000 таких фактов.

А ФЗ №210 сильно усугубит положение верующих «отказников». Так, часть 3 статьи 15 предусматривает «возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах исключительно в электронной форме в случаях, установленных нормативными актами Российской Федерации, субъектов РФ». Таким образом, на основании этой нормы гражданин, отказавшийся по религиозным соображениям от электронной формы государственной и муниципальной услуги, автоматически её лишается.

- Первыми новый документ получат жители Москвы. Городская дума  уже приняла закон «Об универсальной электронной карте». Что можно о нём сказать?

- Уж коли речь идёт о рынке, покупатель или клиент имеет право знать, почём его конституционное право на медицинскую помощь или заработанную пенсию. Если говорим о товаре, то он должен соответствовать заявленным характеристикам и соответствовать цене. В ФЗ №210 хотя бы делается попытка регулирования рынка бывших конституционных прав. Там говорится об «административном регламенте», содержащем некие стандарты, последовательность, сроки исполнения услуг - чтобы можно было хоть с кого-то спросить. Сказано, что проект такого регламента должен быть размещён на сайтах органов государственной власти и пройти независимую экспертизу.

В московском же законе понятия необходимых и обязательных услуг, их утверждённый перечень, административный регламент вообще не разработаны. Закон нигде предварительно не публиковался для общественного обсуждения, не проводилась его независимая экспертиза.

Да и о чём можно говорить, если в законе всего семь статей! Вся жизнь москвича в них укладывается. Московский закон просто передаёт жизненно важные конституционные права граждан коммерческим банкам, которые становятся фактическими распорядителями всех денежных средств горожанина. Так что Москва сейчас стала испытательным полигоном по выводу больших человеческих масс в жизнь «после Конституции».

- Похоже на начало реализации некого антиутопического сценария, наподобие оруэлловского. И Москвасейчас стала испытательным полигоном по выводу больших человеческих масс в жизнь «после Конституции»?

- Похоже. Ведь все права человек должен будет реализовывать с помощью УЭК. Вернее не права реализовывать, а получать государственные и муниципальные услуги. О правах по планам модернизаторов мы видимо должны забыть.

У одного оператора, выдающего и обслуживающего универсальную электронную карту, объединяются базы данных, созданные для несовместимых целей: медицинское обслуживание, социальное обеспечение, банковские операции, совершение юридически значимых действий, получение всех государственных и муниципальных услуг в электронной форме. То есть потенциально коммерческие организации, выпускающие и обслуживающие УЭК, приобретают полную власть над человеком, а их деятельность становится фактически бесконтрольной как со стороны государства, так и со стороны общества. Обладая всей совокупностью информации о человеке, им можно манипулировать. Обладая всей информацией о населении страны, можно манипулировать народом и властью.

- А что говорит московский закон о тех, кто откажется получать УЭК?

- Ничего. Их правовое положение никак не регулируется. Появившийся в результате массовых протестов и не раз высказанной «озабоченности» со стороны священноначалия РПЦ пункт 5 статьи закона гласит, что «в случае отказа от получения УЭК гражданин не лишается права на получение государственных и муниципальных услуг». О том же, как обеспечить это право  технически, финансово, организационно - не говорится ни слова. Так что вероятность сценария, по которому граждане, отказавшиеся от УЭК, будут выброшены из социальной жизни, очень велика. При этом государство не окажет им никакой помощи в отношениях с коммерческими структурами. Об этом свидетельствует содержание статьи 1 закона г. Москвы «Об УЭК», в котором в числе полномочий правительства г. Москвы нет конституционного полномочия по защите и обеспечению прав граждан. В результате гражданин остается один на один с коммерческой организацией, все споры с которой рассматриваются в судебном порядке в рамках обычного гражданского дела. У многих ли хватит сил и возможностей судиться по каждой услуге? Право отказа от УЭК, закреплённое в статье 26 ФЗ № 210 и статье 5 закона г. Москвы «Об УЭК» должно быть обеспечено, иначе человек «повисает в воздухе», что недопустимо, когда закон касается конституционных прав на медицинскую помощь, социальное обеспечение, право распорядиться своей собственностью и других основных прав.

Необходима законодательная защита прав человека, отказавшегося от УЭК. Сегодняшние заверения власти о добровольности получения УЭК и о том, что гражданин будет пользоваться всеми услугами - лишь слова, которых недостаточно гражданину, когда он придет в поликлинику, сбербанк или социальное учреждение.

 

Еще материалы по данной тематике:

 http://ruskline.ru/tema/obwestvo/edinaya_elektronnaya_karta/

Представители традиционных религий России выражают озабоченность в связи с планируемым внедрением универсальных электронных карт

http://www.patriarchia.ru/db/text/1437092.html

 



© Интернет-газета "Православие на Северной земле".2007.