Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Май 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
38013
Всего
260423838

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Разговариваем с обществом на понятном языке. Православие на Северной земле
ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ, 22/02/2017 12:37

Разговариваем с обществом на понятном языке


В февральском номере Журнала Московской Патриархии опубликованы два редакционных материала по итогам интервью с Вологодским и Кирилловским митрополитом Игнатием...


В февральском номере Журнала Московской Патриархии опубликованы два редакционных материала по итогам интервью с Вологодским и Кирилловским митрополитом Игнатием. 

В паспорт собратьям не заглядываю

- Ваше Высокопреосвященство, фактически за три с половиной года Вы прошли путь от игумена до митрополита. Северный менталитет особый, люди здесь преимущественно себе на уме. Наверняка осенью 2014 года, когда появились в Вологде, ощущали на себе косые взгляды: мол, молодой да ранний, учить из Ростовской области приехал...

- Может, отдельные люди что-то подобное и говорили, но до меня такие высказывания не доходили.
Гораздо сильнее их можно было ожидать тремя годами ранее в Шахтинской епархии, к управлению которой я приступал совсем молодым епископом.
Но правда и то, что предшествовавший мне на Вологодской кафедре архиерей прослужил здесь 21 год и обладал огромным духовным авторитетом.

Впрочем, я приехал сюда не учить, как вы выразились, а вместе работать. Всё же это разные вещи, и я стараюсь не забывать, что и сам продолжаю учиться - у семинаристов, у детей из воскресных школ, у священников, у сотрудниц канцелярии епархиального управления. Ноша главы митрополии тяжела, ответственна, но и благодатна. Ощущать отдачу, наблюдать результат, видеть при этом благодарные глаза паствы – мало с чем сравнимое радостное чувство!

 

- Чаще всего митрополии в нашей Церкви сейчас возглавляют умудренные опытом архиереи, которые могут многое подсказать, посоветовать управляющему новообразованной епархией епископу. Череповецкий и Белозерский преосвященный Флавиан по возрасту на год старше Вас, а по дате архиерейской хиротонии всего тремя годами моложе, то есть фактически Вы - сверстники. Чего в этом больше - плюсов или минусов?

- Для меня возраст человека не имеет принципиального значения, в паспорт собратьям, коллегам и сотрудникам заглядывать не привык. Иной умудренный сединами старец по активности, по заряженности на результат сто очков форы даст любому молодому. А иногда бывает, опытный и заслуженный специалист апатичен вплоть до полного безделья. Тут нет универсальной закономерности – всё зависит от конкретного человека.

 

В защиту Деда Мороза

- Помимо Вологодской Вы также временно управляете и Великоустюжской епархией. В первой из них количество приходов перевалило за сотню, во второй - за пару десятков. Все ли их удалось посетить за два с половиной года?

- Нет. Райцентры в пределах Вологодской епархии объехал все, за исключением одного – самого удаленного. Расстояния у нас колоссальные. Но ситуацию на каждом приходе благодаря благочинным знаю, а современные средства связи позволяют постоянно поддерживать с подчиненными контакт, пересылать друг другу документы и накладывать на них резолюции. Хотя очное общение, конечно, ничто не заменит. Надеюсь, скоро Бог даст Великоустюжской епархии собственного правящего архиерея и тамошнему духовенству станет проще. 

- В Великом Устюге находится вотчина и резиденция Всероссийского Деда Мороза...

- Не считаю новогодний праздник мишенью, по которой следует вести прицельный огонь. Сам с детства очень люблю его и потому стараюсь с подрастающим поколением разговаривать о нем на привычном, понятном языке. Поздравляю ребят с Новым годом, а сам параллельно рассказываю и о Рождестве. В первые январский дни перед Рождеством Христовым у нас начинается Рождественский фестиваль. Его венцом становится собирающий тысячи зрителей Гала-концерт в сам день праздника Рождества Христова. А потом многие и зрители, и участники отправляются в паломничество в Великий Устюг. Конечно, не только к Деду Морозу. Обязательно посещают и кафедральный собор, и другие старинные храмы города. Кстати, только что эти памятники архитектуры федерального значения переданы Церкви в собственность.

 

Зачем архиерею диплом юриста

- Процесс передачи храмов Церкви активно идет на всей территории вашей митрополии. Помимо ансамбля Спасо-Прилуцкого монастыря государство в прошлом году передало в собственность Вологодской епархии еще иВоскресенский кафедральный собор по улице Сергея Орлова. Можно ли рассчитывать, что этот опыт послужит важным прецедентом?

- В Вологодской области он далеко не первый, не пионерский. За два последних года на территории митрополии Церковь получила в собственность от государства два десятка объектов. 


В Тотьме это – Входоиерусалимский собор и часть Спасо-Суморина монастыря (в этой обители уже возрождена монашеская жизнь). 


В Кирилло- Белозерском монастыре Церкви переданы 14 объектов (назову самые главные: Кирилловский и Иоанно-Предтеченский храмы, церковь Преподобного Сергия Радонежского, надвратная часовня, братский корпус, причем по двум из них готовятся документы на оформление права собственности. Про Великий Устюг мы уже говорили.

Добиться права совершать ежедневные богослужения в Воскресенском соборе было принципиально. Но отнюдь не потому, что это здание – символ Вологды, как утверждают некоторые, и тем более не потому, что Церковь «покусилась на очаг культуры». Просто расположенный по соседству еще один архитектурный памятник – Софийский собор – летний, холодный, и даже на Пасху молиться там прохладно.

Последний год Воскресенский собор находился в совместном ведении Церкви и государства. Но даже после того, как минувшей весной наше право собственности на этот памятник было официально зарегистрировано, на улицу Центральный выставочный зал областной картинной галереи никто не выставлял. Только после того, как группа компаний «Северсталь» передала городу здание по улице Мира, 34, начался фактический переезд и наша подготовка к освящению собора, пока что малому.

Проволочек мы практически не ощущали. Общий язык как с губернатором, так и с руководителями территориального управления Росимущества я нашел практически сразу, как только прибыл в Вологду. Неоценимым в этом смысле для меня оказался опыт, полученный в Рязани, где мое священническое служение проходило под омофором архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, ныне Патриаршего Экзарха всея Белоруссии. По его представлению в Священный Синод мне довелось стать первым наместником возрожденного рязанского Спасо-Преображенского монастыря, по его благословлению я окончил юридический факультет Рязанского государственного университета, что мне очень помогает теперь ориентироваться в вопросах права собственности. Фактически здесь, в Вологде, я применяю на практике полученные в Рязани знания. 

- Древлехранилище на территории Рязанского кремля стало одним из первых подобных музейных комплексов в Русской Православной Церкви, а рождалось оно при Вашем непосредственном участии. Как бы Вы охарактеризовали уровень его организационно-методического устройства и работы с посетителями?

- Как очень высокие. Открывалось древлехранилище, когда я уже занимал Шахтинскую кафедру. Но я прекрасно знаком с принципами его организации. Там реализованы современнейшие стандарты музейного дела. Параллельно с организацией древлехранилища шел процесс передачи епархии храмов Рязанского кремля, и сейчас почти весь его ансамбль принадлежит Церкви. 

- С какой целью в Ферапонтовом монастыре создано Архиерейское подворье?

- Со временем мы рассчитываем на полнокровное возрождение монашеской жизни в этой обители. Это вполне реально – разумеется, если найдутся желающие поступить в братию люди. Пока там сложности с проживанием, но они решаются, как показывает опыт. В точно таком же статусе сейчас находятся Нило-Сорская пустынь в 15 км от Кириллова и упомянутый Спасо-Суморин монастырь в Тотьме.

 

Чувствую себя студентом

- Ваше Высокопреосвященство, сорокалетний рубеж в жизни любого мужчины принято считать знаковым, определяющим. С чем Вы подходите к нему? Что в первую очередь ощущаете как глава митрополии?

- Если отвечать емко и кратко – с душевным состоянием продолжающейся молодости. Часто ловлю себя на мысли, что, обдумывая тот или иной вопрос, задачу, проблему, чувствую себя студентом-семинаристом. Регулярно вижу во сне, как в семинарии, в духовной академии или в школе сдаю экзамен. Причем иногда эти сны «перепутываются». Так, недавно пригрезилось, будто готовлюсь отвечать билет по геометрии любимому завучу и, подходя к ней, почему-то говорю «Татьяна Викторовна, благословите!» 
Также и по окончании Санкт-Петербургской духовной академии, когда меня направляли на служение в Рязанскую духовную семинарию, было ощущение, что продолжаются мои студенческие годы.

 - В Рязани Вы были первым проректором духовной семинарии. Здесь, в Вологде, возглавляете аналогичное учебное заведение на посту ректора. В процессе диверсификации образовательных учреждений, который идет под общим руководством Учебного комитета Русской Православной Церкви, Вологодское духовное училище не понизило, а, наоборот, повысило свой статус до семинарии. Как этого удалось добиться?

- Дело в том, что у нас не было другого выхода. Без высшей духовной школы задачи, которые стоят перед такой обширной и протяженной митрополией, как наша, не решить. Конечно, содержать собственную полноценную семинарию, вписывающуюся в современные образовательные стандарты, - дело дорогое и хлопотное. Но надо же работать на будущее, видеть перспективу! Если не создадим сегодня качественный центр по образованию и воспитанию будущих пастырей - не сможем справиться с проблемами организации приходской жизни завтра. Неужели Вы думаете, что в других российских регионах стоит очередь из желающих поехать в вологодскую глубинку молодых священников? Собственную молодежь отправлять учиться на сторону я правильным не считаю. Ведь здесь все студенты на виду, сразу заметно, кто к чему расположен; постепенно складывается круг кандидатов на то или иное место в нашем общем служении. Параллельно мы совместными усилиями в процессе обучения помогаем студентам раскрыться, увидеть в каждом из них творческое начало – в общем, воспитываем не просто послушного исполнителя, но способную на неординарные поступки личность.

Ведь в современном обществе действовать по шаблону – значит неминуемо обречь себя на поражение, потому что готовых рецептов по достижению той или иной цели практически нет. Причем это касается и непростых вопросов взаимодействия с государственными органами власти, и диалога с образованной интеллигенцией. Увы, многие по-прежнему воспринимают Церковь как отсталую средневековую институцию. А ведь она не стоит на месте! Не поступаясь вероучительными канонами, не нисходя на уровень сленга, разговаривает с обществом на современном, понятном всем языке.

Да, переформатировать духовное училище в семинарию оказалось непросто. Прежде всего епархия выступила гарантом стабильного финансирования. Но нам очень не хватало качественного профессорско-преподавательского состава. Поэтому некоторых сотрудников я срочно отправил повышать квалификацию в духовные академии и привлек сотрудников высших духовных школ из других епархий. В самый непростой период нас поддержали Учебный комитет, Священный Синод и губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

Раскрою секрет: к тому моменту уже был подготовлен проект документа о ликвидации училища. Но я лично подал прошение назначить меня ректором. В общем возглавить училище, как понимаете, мне пришлось не от хорошей жизни. И в первый же учебный год, с сентября 2014 года, мы ввели, не дожидаясь официальных решений о статусе учебного заведения, новые бакалаврские программы для студентов-семинаристов. В минувшем учебном году огромную помощь оказало государство, передав нам в собственность весь ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря.
Там располагается один из трех наших факультетов - пастырский (а принадлежность Церкви здания, где находится семинария, остается одним из принципиальных критериев Учебного комитета).

 - Вторая важнейшая сторона православного образования - школьный модуль Основ православной культуры (ОПК). Какая доля четвероклассников Вологодской области его изучает?

- Здесь мы похвастаться рекордными цифрами не можем: около 35%.

Но дело в том, что наша область входила в число российских регионов, отобранных для пилотной апробации курса «Истоки», который школьники изучают со второго по девятый класс. Комплексный учебник по нему, написанный учеными Вологодской области, рекомендован для использования как Министерством образования РФ, так и профильным Синодальным отделом. Теперь этот предмет входит в программную сетку всех средних школ области (как, кстати, и еще в 62 субъектах Российской Федерации): где-то, в зависимости от класса, - как региональный образовательный компонент, где-то - как факультатив. Программа его основывается на общих духовно-нравственных и патриотических темах.

Но многие родители, чтобы не дублировать, как им кажется, одни и те же темы в разных курсах, в Основах религиозных культур и светской этики «голосуют» за светскую этику либо за мировые культуры. Конечно, всё сказанное не снимает проблем с подготовкой учителей по ОПК. Ее уровень пока нас не устраивает, мы видим, как он разочаровывает и родителей школьников. Над этим продолжаем работать. 

- Подводя итог первому этапу управления Вологодской епархией, какое важнейшее достижение среди решенных задач Вы бы отметили?

- Не уверен, что это лично мое достижение, но церковная жизнь на Вологодчине стала гораздо активнее. Сюда входят и культурные фестивали, и молодежная работа, и социальное служение, и грантовые проекты. В рамках Международного грантового конкурса «Православная инициатива» мы традиционно подаем заявки по всем направлениям, а в прошлом году вместе с областным правительством на интернет-площадке «Начинание» открыли конкурс местных краудфандинговых проектов (среди 44 уже зарегистрированных участников - 26 церковных структур, от приходских организаций до отделов всех трех епархий, и даже администрации муниципальных образований). 
В общем Церковь стала более открытой для общества и общается с паствой на понятном ей языке.
 

- А что только предстоит сделать?

- Всё вышеперечисленное пока что не вышло на уровень, которого хотелось бы достичь. Сейчас в Вологде действуют 22 храма. Вроде бы по сравнению с дюжиной, которая была, когда я сюда прибыл, - немало. Но в основном они сосредоточены в историческом центре. Есть спальные районы с 50 тысячами жителей, где церквей нет вообще!

То же самое можно сказать и в отношении Череповца. Этим городам нужны программы как по реставрации старых храмов-памятников, так и по возведению новостроек. Во всех трех епархиях не хватает клириков, катехизаторов, регентов, певчих. Словом, мы в самом начале пути.

***

 С Церковью у нас полное взаимопонимание

Комментарий начальника Департамента культуры и туризма Вологодской области Осиповского В.А.

00 ОсиповскийРазговоры о возвращении Воскресенского кафедрального собора велись давно. Но с мертвой точки эта ситуация сдвинулась только после того, как губернатор Олег Кувшинников создал под эгидой областного Правительства рабочую группу по вопросам передачи Церкви зданий богослужебного характера.

Ни одного конфликта при обсуждении конкретных объектов на заседаниях этой группы не было. А ведь там рассматривались не только храмы-памятники. Так, находившийся в муниципальной собственности Казанский собор в г. Кириллове, передан приходской организации. Софийский собор в Вологде продолжает оставаться на балансе у Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: богослужения в теплое время года там ведутся регулярно, но по заранее согласованному графику.

В свою очередь, Александро-Невский храм на Кремлевской площади - объект не музейный, и в соответствии с охранным обязательством епархия его использует в щадящем режиме, с соблюдением весьма жестких нормативов.

Ситуация с Воскресенским собором разрешилась, когда для областной картинной галереи удалось подобрать новое здание. 
Специально отмечу: разместятся там все подразделения галереи вместе, а не один только Центральный выставочный зал, как было на улице Сергея Орлова. Этот дом построен в 1960-х годах. Нам предстоит его капитально переустроить и подготовить к новоселью.

Проектно-сметная документация пока еще готовится, но, думаю, на все связанные с переездом галереи работы придется потратить около 100 млн. рублей. Это бремя возьмет на себя областной бюджет. До конца нынешнего года картинная галерея должна обустроиться на новом месте. В течение этого переходного периода в цокольном уровне Воскресенского собора по согласованию с митрополией будет функционировать выставочный зал. Ведь площадка для экспозиций галерее нужна, даже в непростое время переезда.

 

http://vologda-mitropolia.ru/mintervyu/item/6888-razgovarivaem-s-obshchestvom-na-ponyatnom-yazyke ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска


Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter