Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Июнь 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
9136
Всего
262748169

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Андрей Сальников. Святочная весть Николая Рубцова. Православие на Северной земле
15/01/2018 12:13

Андрей Сальников. Святочная весть Николая Рубцова

Вроде бы Рубцов не о святках писал: «Снег летит по всей России словно радостная весть...» О чем же тогда эта весть - о счастье снегопада? «Снег летит - гляди и слушай!» Что ж тут слушать? Поют-то снежинки разве что на новогодних представлениях. Да в головах праздничных…

Читаем: «Снег летит на храм Софии». Не так уж часто Николай Михайлович упоминал о церквях, и каждый раз это не просто деталь пейзажа, а смысловой центр стихотворения. «Вологодский пейзаж», например («Живу вблизи пустого храма...»), начинается и заканчивается церковью...

Январь - рубцовский месяц: 3 января 1936 года он родился, 19 января 1971 года погиб. Но это еще и месяц главных православных праздников - Рождества Христова, Крещения… Святки 1971 года стали для поэта последними в жизни. Почему творчество нецерковного вроде бы поэта перекликается с православными традициями?

Андрей Сальников. Святочная весть Николая Рубцова

 

Вроде бы Рубцов не о святках писал: «Снег летит по всей России словно радостная весть...» О чем же тогда эта весть - о счастье снегопада? «Снег летит - гляди и слушай!» Что ж тут слушать? Поют-то снежинки разве что на новогодних представлениях. Да в головах праздничных…

Читаем: «Снег летит на храм Софии». Не так уж часто Николай Михайлович упоминал о церквях, и каждый раз это не просто деталь пейзажа, а смысловой центр стихотворения. «Вологодский пейзаж», например («Живу вблизи пустого храма...»), начинается и заканчивается церковью.

Но ведь стихотворение не только о Софии, не забудем: «Снег летит по всей России!» Россия для Николая Михайловича - это прежде всего Никола, где он вырос, где родилась его дочь, где поэт стал присматриваться к родимым лесам и полям, задумываться о жизни. Детей на улице «не счесть» - утверждает Рубцов. Это когда их может быть много? Когда собираются на праздник. Главный зимний праздник нашего времени - Новый год. Но ведь так было не всегда! Телевизоров в рубцовской Николе, к счастью, не было, люди хранили «обычаи русской старины» (помните, у Пушкина?). И обычаи эти гласят, что главное торжество зимой - конечно же, Рождество Христово, а за ним, вплоть до Богоявления, - святки. И тогда действительно деревенские дети все на улице. Чего ж дома сидеть, когда праздник, когда из дома в дом радостно ходят петь колядки - песенки про Христа, когда можно и поиграть-позабавиться...

Впрочем, Коля Рубцов вряд ли пел колядки - за это в послевоенной тотемской деревне учителю могли и по голове настучать. Но ведь и без того детям на улице есть чем заняться, под мягким-то снежком. Хочешь - с горки катись, хочешь - снеговиков лепи, крепость строй, в снежки играй, наконец. Раздолье! А когда у тебя еще лыжи и коньки есть...

Но если даже забыть о Софии, если считать все-таки, будто Николай Рубцов видел источником зимней радости лишь восторг свободного движения, - непонятно, зачем он тогда о древнерусской красоте писал? Случайно? Уж в Древней-то Руси без колядок и святки не святки, а так... Шаталова пустынь какая-то.

Получается, что совсем вроде бы далекое от веры стихотворение нисколько не церковного человека говорит нам о вещах духовных. А почему тогда, скажете, о Боге ни словечка? Ну да, а храмы-то зачем упомянуты - для красного словца что ли? Храм - дом Божий, это Николай Михайлович твердо понимал. Это же, по-моему, самый что ни на есть святочный стих: о радости бытия, которую Бог посылает нам всем. О счастье эту радость понимать и принимать - по-детски, доверчиво и открыто.

Теперь понятно, что смотреть и слушать призывает нас поэт в начале стихотворения, какой вести он рад внимать. Снег - это не только погодное явление, это знак свыше, дающий нам, неученым и неразумным, возможность ощутить, что мы в этом мире не одни. Что Творец всегда готов нас радовать, только бы мы были к этому готовы.

Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу...
Ну и ладно! И добро.

А следом за ощущением запавшей в душу вместе со снежинками радости бытия может прийти и понимание, как эту радость удержать в сердце и после снегопада. В любую погоду.

Русская жизнь - и литература вместе с ней - за многие сотни лет существования выросла на православном христианстве, она на нем основана. И никуда из нее православие не вычеркнешь. Разве только вместе со всеми русскими.

Выпал снег - и все забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.
Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.
Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.
Снег летит - гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу...
Ну и ладно! И добро.

Николай Рубцов

 

http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/9515-andrej-salnikov-svyatochnaya-vest-nikolaya-rubtsova ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter