Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Май 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
10254
Всего
260013825

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Николай Лапин: жизнь с видом на храм. Православие на Северной земле
02/03/2018 14:50

Николай Лапин: жизнь с видом на храм

- Окна нашей квартиры выходили на храм, - вспоминает Николай Васильевич свое детство. - Какой? Никольский во Владычной слободе.

Это уже потом он узнал, что храм назван в честь его небесного покровителя.

Шестьдесят лет назад в церкви еще фабрика валяной обуви размещалась. Николай и подумать не мог, что когда-нибудь здесь возродится молитвенная жизнь и что он не только станет усердным прихожанином, но и будет делать для этого храма киоты, аналои...

Как и все вологодские мальчишки, Коля учился в школе, читал книжки, играл в футбол, бегал на речку купаться… Рисованием увлекся с детства...

На Сретение Господне в художественном отделе Вологодского музея-заповедника открылась выставка «Ступени мастерства», где представлены работы известного художника, резчика по дереву Николая Лапина в честь грядущего 60-летия мастера.

Николай Лапин: жизнь с видом на храм 

«Живу вблизи пустого храма»

- Окна нашей квартиры выходили на храм, - вспоминает Николай Васильевич свое детство. - Какой? Никольский во Владычной слободе.

Это уже потом он узнал, что храм назван в честь его небесного покровителя.

Шестьдесят лет назад в церкви еще фабрика валяной обуви размещалась. Николай и подумать не мог, что когда-нибудь здесь возродится молитвенная жизнь и что он не только станет усердным прихожанином, но и будет делать для этого храма киоты, аналои...

Как и все вологодские мальчишки, Коля учился в школе, читал книжки, играл в футбол, бегал на речку купаться… Рисованием увлекся с детства.

- Не забуду, - говорит Николай Васильевич, - как в детском саду медведей изображал на бумаге… Очень старался!

В художественную школу принимали с пятого класса, а рисовать хотелось нестерпимо, и мама отвела Колю в кружок-студию городского Дома пионеров, которой руководил Юрий Баранов. Потом он стал первым директором Вологодской художественной школы.

- Мы, начинающие, занимались вместе со студийцами, которые готовились поступать в училище, - вспоминает Николай Лапин. - Помню одну работу: на большом холсте - вид речного порта. Смотрю - вот же он, порт, из окна виден; а на картине - те же вроде корабли и дома, та же река, по ней лес плывет, на другом берегу ДОК, там наш сосед работает… Все как в жизни - и все же не так. Не лучше и не хуже - по-другому. Глубже что ли…

Николай понял: оказывается, можно рассказывать об окружающем мире линиями и красками то, чего не передать словами, но что очень важно - и для художника, и для зрителя…

Потом была художественная школа, потом Ивановское художественное училище. Николай все время искал свой путь в искусстве.

- Выпускники нашего училища помнят натурщика дядю Колю, дворника, - рассказывает Николай Васильевич. - Его все писали, он таким мудрецом выглядел. Все и писали мудреца, но у каждого студента все равно автопортрет получался. Каждый видел какую-то одну грань образа, ее и передавал. А вот мне хотелось хотя бы две грани зацепить…

Мастерицам на удивление

Первая большая работа Николая Лапина в Вологде - музей кружевного объединения «Снежинка». До сих пор восхищенно горят глаза у знаменитой кружевницы, заслуженного художника России Галины Никитичны Мамровской, когда она говорит об этом музее - к сожалению, уже несуществующем:

- Мы заказывали проект оформления музея многим художникам, но то, что они предлагали, нам не нравилось: банально, как у всех. И только Николай Лапин нашел замечательный ход - он построил экспозицию, используя настоящее дерево, настоящий лен. Мастер сделал оригинальную подсветку наших работ, они стали выглядеть по-новому прекрасно! Кто только не бывал в Вологде, всех приводили в наш музей. Китайцы, американцы, гости со всей Европы - все восторгались! Мы сами любили ходить в музей, и все кружевницы удивлялись: какую, оказывается, красоту создаем!

Деревянное кружево

Известность художник Николай Лапин получил, занимаясь резьбой.

- Резчик - он или культовые вещи делает, или фольклор, - разъясняет художник. - Я с фольклора начал.

Есть у Николая серия пряничных досок со сказочными сюжетами. Есть пряники с барышнями-кружевницами, со швеей.

- Женщин сделал - надо же мужичков, - рассказывает Николай Лапин, как развивалась идея. - Появился плотник Вася, у меня папа был плотником. Потом понадобились детки…

Общее дело

Желание познать жизнь как можно глубже и полнее естественным образом привело Николая Васильевича в церковь. Тем более что храм с детства заглядывал к нему в окно.

- Мы уже давно в другом доме живем, - размышляет вслух Николай Васильевич, - но и там из окошка церковь видна. Глянешь - теплеет на сердце…

Работы Николая Лапина украшают не только родную для художника церковь во Владычной слободе, Иоанно-Предтеченский храм в Рощенье - тот самый, на который смотрит художник из домашнего окошка, но и другие вологодские храмы. Где иконостас резной, где киот (ковчег для  икон), где аналой (высокий столик, на который кладут иконы и богослужебные книги), где престол (стол в алтаре, на котором совершается Литургия)…

А где и то, и другое, и третье, и еще что-нибудь, как, например, резные Царские врата в Константино-Еленинском храме.

Однако первые крупные храмовые работы Николай Васильевич выполнил не для Вологды родимой - для Череповца. Преподаватели школы иконописи при Московской духовной академии, которые расписывали в этом городе храм Рождества Христова и часовню во имя преподобного Филиппа Ирапского, пригласили его в свою артель, и он согласился с радостью. На стене мастерской Лапина висит небольшая фотография Рождественского храма - память о том времени. Работали напряженно и дружно, помогали друг другу. Привезла москвичей Людмила Армеева - сейчас она преподает в иконописной школе, но выросла в Вологде.

- Людмила Алексеевна многому меня научила, - с благодарностью вспоминает художник. - Она мне словно сестра, настолько хорошо мы понимаем друг друга. Взаимопонимание очень важно; у нас в Церкви все надо делать сообща, держа в уме общую задачу. Соборность - не просто красивое слово, это основа церковной жизни и церковного искусства, разумеется.

На первый взгляд, утверждение не бесспорное: художник ведь работает всегда один… Но, беря в руки кисть или резец, он исходит из представлений об искусстве, которые основаны на идеях, выношенных не им одним - поколениями его предшественников.

И потом: мы же имеем дело с церковным искусством, замешанном, настоянном на молитве. Не зря же название главного богослужения - Литургия - переводится с греческого как «общее дело».

Фотографии Алексея Колосова. 
Областная газета "Красный Север", 28 февраля 2018 г.

http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/10017-nikolaj-lapin-zhizn-s-vidom-na-khram ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter