Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Май 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
38428
Всего
260424253

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Тайна мученической кончины сурской монахини. Православие на Северной земле
05/03/2018 12:44

Тайна мученической кончины сурской монахини

…Она, можно сказать, для нас она святая, как Бог там прославит, не прославит, а мы прославляем ее, что она выдержала такие страсти ради Бога.

«…А потом, значит, получается так, сообщили враги в центр, в Карпогоры или в Архангельск. Пришли красноармейцы специально по этому поводу, чтобы ее убрать. И вот, в храме они ее все пытали, насиловали и до такой степени пытали, что она была уже мертвая и подкинутая потом после этого всего в деревню, на дорогу вынесена прямо. Когда люди нашли ее, похоронили, а красноармейцы - пять человек, наверно, или три, я не знаю точно, но она говорила, что три и пять, говорит, было послано…». 



В конце сентября 2017 г. в пос. Пертоминск Приморского района Архангельской области состоялась установка Поклонного креста, посвященного жертвам Пертоминского исправительно-трудового лагеря (далее – ИТЛ) (1920–1923), явившегося предтечей Соловецкого ГУЛАГа. Участие в воздвижении святыни приняли прихожане храма свв. Кирилла и Мефодия г. Северодвинска, Покровского храма г. Новодвинска и других церквей. Когда Ольга Воронова – директор Центра развития туризма Приморского района и руководитель паломнической епархиальной службы «Архангел» предложила мне принять участие в поездке в Пертоминске, я сразу же согласилась, несмотря на все возможные трудности этой поездки. 

Мероприятие прошло в рамках проекта «Подвиг Веры», ставшего победителем международной грантового конкурса «Православная инициатива». Цель проекта заключалась в восстановлении памяти о жертвах политических репрессий советского периода государства. Гражданская война и последовавшие за ней репрессии привели к появлению сети концлагерей и спецпоселений на Архангельском Севере. Десятки тысячи жертв – священников, офицеров, врачей, педагогов, ученых, крестьян, представителей различных партий были сосланы на Север, где нашли свой последний приют.

История Архангельской область неразрывно связано с трагическими страницами первых десятилетий советской власти. ИТЛ были открыты в Пертоминске, Холмогорах1, Шенкурске. В 1921 году эти лагеря стали называться Северными лагерями особого назначения (СЛОН). В 1923 г. на Соловецких островах был создан Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (УСЛОН или СЛОН) ОГПУ2, всего на территории Архангельской области действовала 7 Исправительно-трудовых лагерей.3 Поселок Пертоминск находится на Летнем береге Белого моря. Чаще всего, закрывая монастырь, советская власть открывала в нем концентрационный лагерь. В 1920 г. после закрытия Пертоминского Спасо-Преображенского мужского монастыря на его базе был создан ИТЛ. Наравне с Холмогорским, Пертоминский ИТЛ несколько лет был одним из самых жестоких по режиму содержания заключенных в нем и считался штрафным изолятором для заключенных других лагерей4. 

В поездке в Пертоминск принимали участие Благочинный Приморского округа протоиерей Владимир Новиков, прихожане Свято-Никольского храма из Северодвинска и из храма Сошествия Святого Духа Новодвинска. 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня, в Пертоминске был установлен шестиметровый Поклонный крест. Его сделали участники православного молодежного клуба «Возрождение» из г. Северодвинска. Красно-коричневый цвет креста символизирует цвет крови, пролитой в этих местах.  Он был установлен в деревянный сруб, заполненный камнями, которые один за другим поднимали по крутому берегу моря участники поездки. Вечером в Доме культуры состоялись чтения, посвященные истории Пертоминска.

На обратном пути, когда мы уже возвращались в Архангельск, на пароме, следовавшим через Унскую губу Белого моря, ко мне неожиданно подошла женщина из г. Северодвинска, оказавшаяся Александрой Алексеевной Алешинкиной, и попросила меня помочь восстановить память о сурской монахине, убитой, по ее словам, красноармейцами в 1930 г. д. Покшеньге (Кобелево) Пинежского района. Вначале несколько слов скажу о самой Александре Алексеевне. Она родилась в д. Шотовой Пинежского района Архангельской области в 1950 г., сейчас живет в г. Северодвинске и является прихожанкой Свято-Никольского храма. Она часто ездит в д. Покшеньгу Пинежского района, где находятся могилы ее родственников.

Александра Алексеевна рассказала мне историю о трагической судьбе девушке-монахине из Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, спасшейся после его закрытия в 1920 г. и замученной красноармейцами в 1930 г. в д. Покшеньге Пинежского района, где она скрывалась все это время. Эта трагическая история до сих пор бытует среди местного населения. Местные жители сохранили имя этой девушки - это Шангина Валентина Павловна, 1912 г.р.

Вначале обратимся к событиям, связанным с закрытием Сурского монастыря. Датой закрытия Сурского монастыря стало 8 декабря 1920 г, когда Сурский волостной съезд Советов постановил ликвидировать монастырь5. Произошло это после принятия Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятого Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 года и вступившего в силу 23 января (5 февраля) 1918 года6. По рассказам местных жителей, в начале войны монахинь, оставшихся на Пинежье, арестовали7. Часть бездомных монахинь переехала в Архангельск и жила полулегально на чужих квартирах.

Одна из спасшихся после разорения Сурского монастыря монахинь с 1920 по 1930 гг. жила в Покшеньге (Кобелево) и работала в покшеньгских храмах. В Покшеньге (Кобелево) были две храма - Церковь во имя вкмч. Георгия и холодная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.8 Московские исследователи, побывавшие в Покшеньге в 1990-е гг. пишут: «После закрытия прихода в теплой Георгиевской церкви попеременно располагались школа и клуб. Холодная Никольская церковь в течение многих лет стояла запертой: в основном помещении было складировано имущество обеих церквей – книги, иконы, подсвешники и проч., а подклеть использовалась под школьный склад. Все имущество сгорело вместе с церковью в пожаре, случившемся в 1960-е гг. от молнии (одну обгорелую икону из Никольской церкви мы видели в доме жительницы д. Немнюга). На месте пожарища были выстроены новые здания школы и детского сада»9.

Александра Алексеевна рассказала мне, что узнала об этой истории случайно. Несколько лет назад она приехала в Покшеньгу, чтобы установить крест на могиле своего сына, умершего в младенчестве, но т.к. ее сын умер некрещеным, то священник не разрешил ей установить его. Не зная, что делать с этим крестом, она стала искать могилу, на которой можно было бы его установить. Тогда двоюродная сестра посоветовала ей установить крест «на могиле девушки-монахини». Прежде чем перейти к рассказу Александры Алексеевны, необходимо дать исторический контекст этого события, связанный с усилением преследования священнослужителей в 1929 г., последовавшего после появления циркулярного письма ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы» (Утверждено ЦК ВКП(б) 24 января 1929 г.)10

Привожу дословно рассказ Александры Алексеевны об этих событиях: «…А потом, значит, получается так, сообщили враги в центр, в Карпогоры или в Архангельск. Пришли красноармейцы специально по этому поводу, чтобы ее убрать. И вот, в храме они ее все пытали, насиловали и до такой степени пытали, что она была уже мертвая и подкинутая потом после этого всего в деревню, на дорогу вынесена прямо. Когда люди нашли ее, похоронили, а красноармейцы - пять человек, наверно, или три, я не знаю точно, но она говорила, что три и пять, говорит, было послано…».

Местные жители похоронили девушку, на ее могиле был установлен крест, на котором значится ее имя. Сейчас за могилой ухаживает второе поколение местных жителей, на могиле высаживают цветы. «Крест у неё еще был в хорошем состоянии, такой добротный. Потом, значит, и цветочки были, могилка значимая. Они ухаживали за этой могилкой». (А.А. Алешенькина)

Все эти годы А.А. Алешенькина пытается донести информацию об убитой монахине до сообщества. Она заказывает панихиду о ней и сорокоусты, читает поминальные молитвы. Она говорит: «Ну, она, как можно сказать, для нас она святая, как Бог там прославит, не прославит, а мы прославляем ее, что она выдержала такие страсти ради Бога, во славу. Вот».

Никольский храм, в котором была убита монахиня, неоднократно горел. Но народная память относит пожар храма к 1930 г. и связывает его с убийством монахини, и последовавшей за ним карой. По словам местных жителей, все красноармейцы, убившие девушку, сгорели во время пожара:

«Так они и не ушли из этой деревни. Они все погибли тут. Начался пожар в храме, и вот в этом пожаре они все как бы все и погибли. Как они погибли, может кто-то их…, может гроза была, сильная гроза была после этого. Они не смогли уйти. Все они тут и легли». (А.А. Алешенькина)

Я попыталась найти информацию о монахине в биографическом справочнике «За веру Христову», но вместо этого обнаружила, что в Покшеньгском храме служил отец В.П. Шангиной - Шангин (Шаньгин) Павел Васильевич. 11 Во время убийства дочери его не было в деревне, т.к. в это время он был арестован. Привожу информацию из книги.

«Шангин (Шаньгин) Павел Васильевич, священник. 1878, 29 мая - родился в деревне Юрьегорская Онежского уезда Арх-й губернии. Сын священника. Окончил Духовную семинарию, миссионерские курсы. Служил в церкви Покшеньгского прихода Пинежского уезда Арх. губ. 1919,1930 - кратковременно содержался под стражей за "антисоветскую агитацию". 1936,26 мая - арестован по обвинению в " контрреволюционной агитации". 1936, 15 октября - по постановлению особого совещания НКВД СССР заключен в ИТЛ на 3 года. Дальнейшая судьба неизвестна. 1989, 3 августа – реабилитирован»12.

В 1969 г. церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая сгорела от молнии, а в 2015 г. на месте бывшей Никольской церкви был установлен и освящен 4-х метровый Поклонный Крест.

Н.В. Дранникова, доктор филологических наук,

профессор Северного Арктического федерального университета

1 Мельгунов С. П. Красный террор в России 1918-1923. М.: Изд-во «P.S.», 1990. С. 61, 135.
2 Постановление СНК СССР от 2 ноября 1923 года «Об организации Соловецкого лагеря принудительных работ».
3 Коротаев В.И. На пороге демографической катастрофы: принудительная колонизация и демографический кризис в Северном крае в 30-е годы XX века. Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 2004. С. 63.
4 Харитонова Я. Э. ГУЛАГ на Летнем берегу Белого моря // Пертоминск. Грани истории. Сб. материалов по истории Пертоминска. Архангельск, 2018. С. 27-36.
5 Пащенко Е.В. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь // Поморская энциклопедия: В 5 т. Т. 4: Культура Русского Севера / Гл. ред. и сост. А.А. Куратов. Архангельск, Изд-во Помор. ун-та, 2012. С. 524.
6 Об отделении церкви от государства и школы от церкви // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1942. С. 286–287.
7 Мерзлая О.И., Данилова С.В. Сурский Иоановский женский монастырь // Поморская энциклопедия: В 5 т. Т. 5: Города, районы, люди Архангельского Севера / Гл. ред. Е.В. Кудряшова. Архангельск, 2016.С. 805.
8 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2: Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. С. 249–250.
9 Иванова А.А., Калуцков В.Н., Фадеева Л.В. Материалы к этнокультурному атласу «Святые места Пинежья» // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 2. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 197-199.
10 Цит. по «Архивы Кремля». В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. М.; Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997. С. 414-418.
11 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост. С.В. Суворова. Архангельск: Православный издательский центр. 2006. С. 608.
12 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / cост. С.В. Суворова. Архангельск: Православный издательский центр. 2006. С. 608

Фото: https://vk.com/sevsknikolaychudotvorec.mol.club?z=album-61951070_247852288



Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter