Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Май 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
7574
Всего
260011145

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Первые пять лет. Питомник веры православной. Православие на Северной земле
04/02/2019 13:26

Первые пять лет. Питомник веры православной

Семинария – высшее учебное заведение, как институт, академия, университет… Такой же, как все? Не думаю. Все-таки, несмотря на компьютеры и интернет, болонскую систему и прочие другие новшества, для духовного образования традиции имеют гораздо большее значение, чем для любого светского университета. Внешнее проявление традиций бросается в глаза: семинаристы живут в монастыре, носят подрясники... Традиция глубинная выражена не в одежде или в ежедневных общих молитвах утром и вечером; это традиция строить свою жизнь на евангельских заповедях, а не на стремлении к успеху, богатству, комфорту...

Продолжаем рассказывать об изменениях в церковной жизни в нашей области, которые произошли в минувшие пять лет - со времени образования Вологодской митрополии.

Первые пять лет. Питомник веры православной 

Будущие бакалавры в подрясниках

25 декабря 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви преобразовал Вологодское православное духовное училище в духовную семинарию. Вологодская семинария, конечно же, не пять лет существует, а почти триста; это старейшее духовное учебное заведение Русского Севера основано в первой трети восемнадцатого века. Кстати, «семинария» – от латинского слова, которое переводится как «питомник, рассадник».

Конечно, нынешняя семинария отличается от той, что была до учиненного большевиками разгрома духовного образования. На столах семинаристов компьютеры, в интернете можно найти сайт семинарии и странички в социальных сетях. Да и построено духовное образование не по дореволюционным образцам, а по болонской системе: будущие священнослужители учатся на отделении бакалавриата, занимаются в семинарском спортзале, ходят на концерты и выставки...

Семинария – высшее учебное заведение, как институт, академия, университет… Такой же, как все? Не думаю. Все-таки, несмотря на компьютеры и интернет, болонскую систему и прочие другие новшества, для духовного образования традиции имеют гораздо большее значение, чем для любого светского университета. Внешнее проявление традиций бросается в глаза: семинаристы живут в монастыре, носят подрясники... Традиция глубинная выражена не в одежде или в ежедневных общих молитвах утром и вечером; это традиция строить свою жизнь на евангельских заповедях, а не на стремлении к успеху, богатству, комфорту...

Случайных людей здесь нет

Для чего идут в семинарию - понятно: Богу служить. А таких людей находят, которые готовы посвятить жизнь служению Богу и людям? Оглядитесь вокруг - много среди знакомых вам молодых людей таких, кто готовы всю жизнь провести в храме? То-то и оно. Однако Вологодская семинария каждый год набирает желающих учиться - как и все 35 семинарий и 2 академии Русской Православной Церкви. Бешеного конкурса, как в театральные вузы, нет, но и провалов тоже.

До революции в семинариях в основном учились сыновья священнослужителей. Сейчас не так. В нынешнее время среди поступающих в Вологодскую духовную семинарию выходцы из церковных семей составляют примерно половину - так считает протоиерей Александр Юшкин, первый проректор ВДС. Эти ребята регулярно ходили в храм, исповедовались и причащались, многие из них помогали на богослужениях.

Есть среди семинаристов и люди, так сказать, с улицы - они в Бога уверовали, и в храме бывали, но вот знаний о вере Христовой имеют немного. Это как раз дело поправимое, было бы желание учиться, а преподаватели семинарии набрать знания помогут.

- Случайные люди у нас не учатся, - считает отец Александр Юшкин. - Все семинаристы – глубоко верующие люди. Нет такого, чтобы кто-то проспал утренние или вечерние молитвы, или прогулял богослужение. И это радует. Конечно, очень важно, что семинария расположена на территории Спасо-Прилуцкого монастыря: жить и учиться в обители - это настраивает на особый лад. Некоторые ребята на богослужение приходят и перед уроками - помолятся, и на занятия.

Забегать в храм в свободную минутку равнодушный к вере человек не станет...

Учатся, кстати, здесь не только вологжане: поступают юноши в основном из Ленинградской, Архангельской, Мурманской областей, из Санкт-Петербурга.

Возвращаются преподавателями

Кто преподает в семинарии? Сразу скажу - не только священнослужители.

- Наша семинария заключила соглашения о сотрудничестве с Вологодским госуниверситетом, Молочной академией, ВИПЭ, - рассказывает отец Александр. - Мы привлекаем преподавателей с учеными степенями, это необходимо, чтобы семинария отвечала статусу высшего учебного заведения. Есть у нас доктора и кандидаты наук, есть и магистры богословия...

Сотрудничество со светской наукой приглашением преподавателей не исчерпывается: семинаристы участвуют в научных конференциях, которые проводятся в институте права и экономики и других вузах Вологды. Ребята, которые приобрели вкус к научной работе и проявили способности к ней, продолжают образование в духовной академии. Их в Русской Православной Церкви две, в Москве и Санкт-Петербурге, вологжане в последние годы едут учиться в северную столицу: большинство - на сектор заочного обучения, а кто-то остается и на дневном.

Большинство академистов-заочников преподают в родной семинарии - иеромонахи Ферапонт (Широков), например, и Александр (Чеборов), священники Сергий Зяблицкий, Алексий Сямичев, Тимофей Левчук, и это далеко не полный список. Как видим, подготовка в Вологодской семинарии вполне достаточна, чтобы учиться в духовной академии.

Семинария в Вологде еще молодая, два выпуска только состоялись - первый был восемь человек, второй, в 2018 году, - четырнадцать. Есть надежда, что среди преподавателей-выпускников семинарии, новые люди появятся.

Такой храм в России один!

Олег Викторов - человек решительный. Жизнь у него нелегкая, в детстве остался без мамы, многое перенес. К вере пришел уже взрослым человеком. Начал воцерковляться, и сделал это так основательно, что захотел все в своей жизни поменять. Куплю, думает, домик возле церкви, буду молиться, в храме помогать… Стал искать в интернете, и нашел-таки дом, который ему подошел – на востоке Вологодской области, в селе Шатенёве Кичменгско-Городецкого района. Вырос Олег далеко от Вологодчины, про Кичменгский Городок даже не слышал никогда; но как только увидел фотографию шатенёвского Никольского храма, сразу решил, что должен жить рядом. Величественный пятикупольный каменный храм даже в нынешнем полуразрушенном состоянии необыкновенно красив. Других таких в нашей стране нет, считает Олег! Он обратился через социальные сети с просьбой о помощи, и откликнулся народ со всей России, даже из-за границы переводы приходили. На собранные средства изготовили кресты и установили их на храмовые купола. Олега поддержали и местные жители: все вместе очистили храм от мусора, законсервировали разрушающиеся части здания, подвели электричество. Осенью 2018 года состоялось первое богослужение в храме.

К этому времени Олег уже учился в Вологодской семинарии: настоятельно посоветовал здешний благочинный протоиерей Сергий Щепелин. Шатенёво, разумеется, Олег не забывает - снимает видеоролики о том, как идет возрождение храма, и размещает их в интернете, да и приезжает, когда возможность появляется. Дел впереди еще много.

Традиции новые и старые

В семинарии кроме основного отделения - бакалавриата - есть еще два: катехизаторское и регентское. Первое готовит церковных просветителей, учителей воскресных школ, второе - руководителей церковных хоров. Находятся они не в монастыре, а в духовном центре Рождество-Богородицкого собора, что у Горбатого моста. Разные программы, разные преподаватели - что, казалось бы, общего? Общее - главное в жизни: вера Христова, желание донести Слово Божией до всех людей.

- Мы стараемся собираться вместе со студентами регентского отделения, а по возможности - и с катехизаторами, - рассказывает протоиерей Александр Юшкин. - С регентами проводим совместные паломнические поездки – например, в Москву, Ярославль и Ростов, Санкт-Петербург. Побывали на святых местах Вологодчины – в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. Будущие священнослужители должны владеть основами церковного пения, поэтому наши ребята проводят с регентами спевки. Вместе ходим на различные выставки и презентации, в музеи.

Богу можно служить в любом качестве

Нередко слышишь, что нынешние молодые люди не хотят ничего знать, учиться их не заставить… С таким мнением отец Александр категорически не согласен!

- Наверное, так считают те, кто очень уж тепло относится к себе и своем студенческому прошлому: в их время это были самые золотые годы, а что после – всё не то… Нет, у нас на каждом курсе есть интересные студенты, активные, они многим интересуются. Недавно мы проводили турнир по настольному теннису - теннисный стол и спортинвентарь приобрели по их настойчивой просьбе. 38 человек на бакалавриате учатся, это дружный коллектив.

Теннисный турнир - это замечательно. Но всё же для семинариста главное - не ракетку в руках уметь твердо держать, а священнический крест. Или кадило. То есть студенческая активность должна быть все-таки на втором месте после осознанного убеждения в том, что твое место - в Церкви Божией. Говорят, что далеко не все после окончания семинарии остаются трудиться в церковных структурах. Ведь полученное в духовных учебных заведениях качественное образование можно использовать и в светских организациях и структурах, где доходы несравнимо выше церковных.

Для Вологодской семинарии, убежден протоиерей Александр Юшкин, этот вопрос неактуален.

- Вообще-то, это выбор каждого, - говорит священник. - Тот, кто понимает, что не станет священнослужителем, уходит из семинарии самое позднее на втором курсе. У нас такого не бывает, чтобы кто-то вообще пропал из виду. Я ведь говорил, что случайных людей у нас нет. Те, кто по каким-то причинам сан принимать не могут, все равно в Церкви в том или ином качестве остаются. Господу служить можно не обязательно в священном сане...

Андрей Сальников

Фотографии с сайта Вологодской духовной семинарии

Под заголовком "Случайных людей в семинарии нет" статья опубликована в областной газете "Красный Север" 30 января 2019 г. на странице "Православие".


В тему

В учебном плане Вологодской духовной семинарии более 40 различных дисциплин: история Вселенской и Русской Церкви, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, литургика (наука о православном богослужении), патрология (наука о жизни и учении святых отцов), другие библейско-богословские предметы. Семинаристы изучают древние и новые языки, церковное искусство, историю философии... Кто тут говорил о темных, необразованных попах?

 

http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/13028-pervye-pyat-let-pitomnik-very-pravoslavnoj ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter