Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Май 2021 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
6397
Всего
260009968

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Люди Церкви. Загадки снимка вековой давности. Православие на Северной земле
20/05/2019 10:10

Люди Церкви. Загадки снимка вековой давности

Когда смотришь на ряды незнакомых лиц, они все кажутся одинаковыми, тем более в какой-то форме. Различить сразу можно разве что архиереев: на фотографии почему-то сразу два, хотя должен быть один - тот, кто управлял епархией на момент снимка. Эту загадку оказалось проще всего разгадать: слева - епископ Алексий Соболев, который был епископом Вологодским и Тотемским в момент поступления в семинарию тех, кто в 1909 году закончил IV класс. Справа - епископ Никон (Рождественский), сменивший владыку Алексия на Вологодской кафедре в 1906 году...

В дар Вологодской духовной семинарии недавно передали фотографию учащихся и преподавателей семинарии 1908-1909 учебного года. Фотография, сделанная в Вологде 110 лет назад, таит в себе немало таинственного. Загадочна и сама история появления снимка в Вологде.

Люди Церкви. Загадки снимка вековой давности 

Групповой портрет с тайнами

- Сначала пришло письмо, - рассказывает иеромонах Ферапонт (Широков), старший помощник проректора Вологодской духовной семинарии по воспитательной работе. - Автор рассказал, что ему по наследству перешла фотография учащихся нашей семинарии, но история ее неизвестна: владелец снимка скончался, и какое он имел отношение к семинарии, осталось неизвестным.

Есть на фотографии надпись: «IV класс, 1908-9-й учебный год». Но ведь в семинарии учились шесть лет! Ребята, изображенные на снимке 1909 года, закончили учебу в 1911-м, казалось, тогда бы и фотографироваться. Но была такая в Вологде традиция. А может, и не только здесь…

Об этой загадке мы рассуждали вместе с протоиереем Алексием Сорокиным - одним из лучших в Вологде знатоков церковной истории Русского Севера. Вместе с ним и отцом Ферапонтом разглядывали групповой портрет семинаристов.

Когда смотришь на ряды незнакомых лиц, они все кажутся одинаковыми, тем более в какой-то форме. Различить сразу можно разве что архиереев: на фотографии почему-то сразу два, хотя должен быть один - тот, кто управлял епархией на момент снимка. Эту загадку оказалось проще всего разгадать: слева - епископ Алексий Соболев, который был епископом Вологодским и Тотемским в момент поступления в семинарию тех, кто в 1909 году закончил IV класс. Справа - епископ Никон (Рождественский), сменивший владыку Алексия на Вологодской кафедре в 1906 году.

Епископ Алексий управлял Вологодской и Тотемской епархией чуть больше десяти лет. Россия не была спокойной в то время, и Вологодская семинария не осталась в стороне от потрясений. Владыка Алексий, как вспоминали знавшие его, любил свою паству любовью отца, болел и скорбел ее нуждами. К нему нередко обращались за помощью, и он помогал не только архипастырским наставлением и утешением, но и, если требовалось, оказывал материальную поддержку. Владыке Алексию шел 70-й год, когда он уехал из Вологды. Возраст солидный, однако маститый старец всегда был готов к переменам, если считал их полезными для церковной жизни. Он был сторонником расширения сферы интересов богословского образования, включения в программу духовных школ светских наук, полезных для расширения кругозора будущих пастырей. В то время в состав Вологодской епархии входили земли, населенные зырянами (народом коми), и епископ Алексий однажды издал особое воззвание к ним на зырянском языке: таким образом он стремился привлечь православных всех национальностей к поддержке Императорского православного палестинского общества (владыка был председателем Вологодского отделения этого влиятельного сообщества). Скончался епископ Алексий (Соболев) на 85-м году жизни - в тот самый день, когда исполнилось полвека его служения в священном сане.

Это произошло в 1911 году, когда закончили учебу семинаристы, сфотографировавшиеся на память в 1909 году.

Епископ Никон (Рождественский) управлял Вологодской епархией шесть лет. Уже ко времени переезда в Вологду он был известен всей России как журналист и писатель, редактор и издатель «Троицких листков» - религиозно-просветительского издания для народа, выходившего в Троице-Сергиевой лавре огромными тиражами. За 30 лет существования общий тираж «Троицких листков» составил 136 миллионов экземпляров! Свою просветительскую деятельность владыка Никон продолжал до конца жизни, скончался он в 1919 году.

Епископы-однокашники

На снимке 1909 года есть и еще два епископа, но архиереями они стали спустя много лет по окончании семинарии.

Иоанн Мальцев закончил семинарию одним из лучших - по первому разряду, как тогда определяли. Епископ Никон наградил его книгой «За доброе настроение при отличных успехах». В 1915 году Иоанн закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Вернулся в Вологду, женился, был священником городских храмов, в том числе и кафедрального собора. В 1921 году примкнул к обновленчеству, служил в обновленческих храмах Череповца, Иванова, Тамбова… Исследовали отмечают, что в его секретном личном деле нет сведений о сотрудничестве с НКВД. Не снимая сана, закончил курсы бухгалтеров и работал по этой специальности в Кинешме. В 1944 году принес покаяние и принят в Русскую Православную Церковь в сане протоиерея. Настоятельствовал в Богородском кладбищенском соборе, а в 1945 году был пострижен в монашество с именем Иустина и рукоположен в Ленинграде во епископа Вологодского и Череповецкого. По мнению властей, владыка Иустин был «часто толкующим о своих правах». Он подавал ходатайства об открытии в Вологде монастыря и пастырских курсов, хотел организовать концерты духовной музыки, но ни одна его просьба не была удовлетворена.

Может быть, именно активность владыки послужила причиной его перевода в 1949 году сначала в Псков, а через два месяца - в Казань. Приехал он туда уже тяжело больным. Как вспоминают старожилы, новый архиерей совершил всего три Литургии и слег. 4 апреля 1950 года епископ Казанский и Чистопольский Иустин скончался, не дожив до 60 лет.

Другой архиерей из выпуска Вологодской духовной семинарии 1911 года, Иоанн Леоферов, в духовной академии не учился. Через год после окончания семинарии он стал священником, служил в сельских приходах. В годы Первой мировой войны (тогда ее называли Отечественной) был священником Вологодского полка, принимал участие в боях на Карпатах. Вернулся отец Иоанн домой в 1917 году, вскоре скончалась его матушка, оставив его с двумя малолетними детьми. Отец Иоанн Леоферов, как и его однокашник Мальцев, не избежал соблазна обновленчества. В годы войны он служил в Тамбове - может быть, он и встречался там с отцом Иоанном? В 1944 году на Тамбовскую кафедру назначили архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), протоиерей Иоанн принес покаяние, вернулся в лоно Русской Православной Церкви и стал верным помощником архипастыря, которого уже в наше время прославили в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 1949 году, когда владыки Луки уже не было в Тамбове, отец Иоанн Леоферов вступил в братию Почаевской лавры, где принял монашеский постриг с именем Иннокентия - в честь преподобного Иннокентия Комельского. На следующий год скончался наместник знаменитой обители архимандрит Иосиф, священноначалие назначает руководить Почаевской лаврой уроженца Вологодчины.

Путь архиерейского служения начался для Преосвященного Иннокентия в 1953 году в Кировограде. Затем он управлял Алма-Атинской епархией, а с 1960 года - Калининской, где пребывал до самой кончины, последовавшей в 1971 году на 81-м году жизни архиепископа Иннокентия.

Сто десять лет назад Вологодскую семинарию окончило более пятидесяти человек. Судьба большинства из них неизвестна. Одно можно сказать - легкой она вряд ли была…

 

 

http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/13845-lyudi-tserkvi-zagadki-snimka-vekovoj-davnosti ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter